Государство и право, их типология, формы и значение

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическая система – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, при помощи которых осуществляется политическая жизнь общества.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, нормы.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Принципы права – исходные нормативно-руководящие положения, начала, которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует.

Верховенство права в обществе, подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Принцип разделения властей – разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства, исключающее узурпацию государством власти, принадлежащей народу.

Принцип взаимной ответственности государства и личности – самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, личность в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.


Тема 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права

Учебные вопросы:

1.   Понятие и классификация социальных норм

2.   Предпосылки происхождения права

3.   Теории происхождения права

4.   Понятие и признаки права

5.   Функции права

6.   Принципы права

7.   Соотношение государства и права

8.   Соотношение права и закона

1. Понятие и классификация социальных норм


Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические.

Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда».

Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их:

·       содержанию,

·       конструкции,

·       способам фиксации,

·       степени общности,

·       формальной определенности и некоторым другим параметрам.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.

Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.

В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере – правила эксплуатации различных видов транспорта, противопожарной безопасности, строительных работ, обращения с оружием, всевозможные госстандарты и т.п. Некоторые из них могут снабжаться санкциями.

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества.

Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. С этой точки зрения нетрудно заметить различия в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.

Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы.

По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности.

С этой точки зрения выделяют:

-       правовые нормы;

-       моральные нормы;

-       религиозные нормы;

-       нормы обычаев, традиций;

-       семейные нормы;

-       корпоративные (нормы организаций и объединений);

-       эстетические нормы;

-       правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Нормы права занимают в этом перечне особое место.


2. Происхождение права, основные пути его формирования


Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени:

•      Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения;

•      Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов.

Особенности норм поведения родовой общины:

•      Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей;

•      Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

·    нормировать,

·    учитывать трудовой вклад каждого член общества,

·    результаты его труда,

·    участие в создании общественных фондов,

·    выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Система контроля за соблюдением регламентирующих норм (лица, организации) получает возможность (право) обеспечивать их и с помощью насилия.

Мононормы (и право, и мораль вместе) присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Так появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

•           Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством;

•           Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

•           Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый. В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

·    свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен),

·    формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

·    частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву)

·    эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты