Государство и право, их типология, формы и значение

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации. Примерами таких нормативно-правовых актов являются: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и т.д.

2. Кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

3. Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах (Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Строевой устав, Устав гарнизонной и караульной службы, Корабельный устав ВМФ), Устав железных дорог.

Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

В зависимости от широты охвата правового материала различают:

1)     всеобщую кодификацию (распространяется на все отрасли права или все законодательство);

Всеобщая кодификация – вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

2)     комплексную, которая состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

3)     отраслевую кодификацию, которая состоит в кодификации от дельных отраслей права;

         Отраслевая кодификация – вид кодификации, которой охватывается нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации).

4)     специальную кодификацию – переработку нормативно-правового материала, относящегося к какому-либо институту.

Специальная кодификация – вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Инкорпорация – вид систематизации нормативно-правовых актов, не носящий правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения.

Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п.

Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица.

Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация – упорядочение нормативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.

Может осуществляться научными и учебными учреждениями и проводиться как по хронологическим, так и по предметным критериям.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь Д отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

Официозная инкорпорация – утверждение соответствующих собраний и сборников инкорпоративных нормативно-правовых актов специально уполномоченными на то государственными органами (например, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации). (Общая теория права. Бабаев).

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Хронологическая инкорпорация – относительно самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой приведение нормативно-правовых актов в определенный порядок по времени издания в процессе их официального опубликования и переопубликования (например, Собрание законодательства РФ).

Предметная инкорпорация – относительно самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой сборники нормативно-правовых актов, составленные по определенным тематическим разделам (например, Сборник нормативных актов об охране природы).

Предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия.

Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проводиться частными лицами и общественными организациями.

Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет (и заменяет) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу);

Консолидация представляет собой объединение мелких нормативно-правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный, нормативно-правовой акт.

Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью и множественностью.

Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии. Учет – самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку).

Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

Терминологический словарь:

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.

Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Система законодательства – это 1) совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм; 2) упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в государстве, в которых излагаются нормы права.

Систематизация законодательства – это 1) вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему; 2) это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях, удобства пользования ими на практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты