Государство и право, их типология, формы и значение

Общественный порядок – это качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию.

Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.


Тема 22. Механизм правового регулирования

Учебные вопросы:

1.   Правовое регулирование и его предмет

2.   Способы, типы и методы правового регулирования

3.   Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование

4.   Стадии и механизм правового регулирования

1.  Правовое регулирование и его предмет

 

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование – это процесс, предполагающий непосредственное правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения.

Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.

Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д.

Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека.

Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов.

Это естественно, ибо право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения.

Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей, т.е. та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию.

В-пятых, правовому регулированию подвержены устойчивые, повторяющиеся отношения.

Следовательно, предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое воздействие - это более широкое понятие.

Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права.

Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение.

В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда.

3. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.

Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.

К иным формам относят следующие:

1) информационно-психологическую,

2) воспитательную,

3) социальную.

1.   Информационно-психологический (мотивированный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов.

2.   Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

3.   Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права.

К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны.

Такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая).

Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).

Правовые средства: понятие и виды.

Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон.

Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.

В рамках этого подхода и исследуются правовые средства.

Что же понимают под ними?

В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей.

В качестве правовых средств выступают:

·    нормы права,

·    правоприменительные акты,

·    договоры,

·    юридические факты,

·    субъективные права и юридические обязанности,

·    запреты,

·    льготы,

·    меры поощрения,

·    меры наказания и т. п.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов.

Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.

Виды правовых средств.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.;

в зависимости от характера – материальными и процессуальными;

в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными;

в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными;

в зависимости от информационно-психологической направленности – тимулирующие (поощрения, льготы, субъективные права и т.д.) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности и т.д.).


2.  Способы, типы и методы правового регулирования


В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия.

Управомоченный по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора.

Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия.

В качестве дополнительных способов правового регулирования можно назвать – поощрение и рекомендации.

Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение.

Он обычно формулируется так: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено» или «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков).

Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.).

При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты