Общественный порядок – это качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию.
Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Тема 22. Механизм правового регулирования
Учебные вопросы:
1. Правовое регулирование и его предмет
2. Способы, типы и методы правового регулирования
3. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование
4. Стадии и механизм правового регулирования
1. Правовое регулирование и его предмет
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Правовое регулирование – это процесс, предполагающий непосредственное правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения.
Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.
Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д.
Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека.
Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов.
Это естественно, ибо право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.
Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.
В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения.
Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.
В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей, т.е. та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию.
В-пятых, правовому регулированию подвержены устойчивые, повторяющиеся отношения.
Следовательно, предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Правовое воздействие - это более широкое понятие.
Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.
Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права.
Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение.
В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.
1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).
2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда.
3. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.
Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.
В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.
К иным формам относят следующие:
1) информационно-психологическую,
2) воспитательную,
3) социальную.
1. Информационно-психологический (мотивированный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов.
2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права.
К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны.
Такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая).
Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).
Правовые средства: понятие и виды.
Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон.
Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости.
Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.
В рамках этого подхода и исследуются правовые средства.
Что же понимают под ними?
В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей.
В качестве правовых средств выступают:
· нормы права,
· правоприменительные акты,
· договоры,
· юридические факты,
· субъективные права и юридические обязанности,
· запреты,
· льготы,
· меры поощрения,
· меры наказания и т. п.
Признаки правовых средств:
1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;
2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;
3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.
Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов.
Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.
Виды правовых средств.
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.;
в зависимости от характера – материальными и процессуальными;
в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными;
в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными;
в зависимости от информационно-психологической направленности – тимулирующие (поощрения, льготы, субъективные права и т.д.) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности и т.д.).
2. Способы, типы и методы правового регулирования
В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет.
Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.
Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия.
Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.
Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия.
Управомоченный по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора.
Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия.
В качестве дополнительных способов правового регулирования можно назвать – поощрение и рекомендации.
Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение.
Он обычно формулируется так: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено» или «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков).
Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.).
При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79