Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования


Рисунок 2 – Распределение ценностей в социальных группах г. Нижнекамска


Проведя корреляционный анализ мы выявили, что ценность патриотизма у мужчин более актуализировалась, чем у женщин и показывает достаточно сильную (0,7) связь с другими ценностями. То есть, патриотизм входит в систему ценностных ориентаций мужского населения г. Нижнекамска. У женщин, напротив, патриотизм не коррелирует с остальными ценностями, кроме высоких запросов (0,7), отдыха – досуга (0,5). Ценность «высокие запросы» у мужчин показывает примерно одинаково положительную связь со всеми ценностями, предложенными для ранжирования. У женщин данная ценность положительно связана только с патриотизмом (0,7), независимостью (0,7), смелостью (0,8), отдыхом (0,8), работой (0,6) и терпимостью (0,6). Таким образом, был выявлен гендерный аспект в отношении ценностей патриотизм и высокие запросы. Причем, если для мужчин данные ценности являются интегрирующими, формирующиеся на основе их неприятия, то для женщин они являются дифференцирующими, то есть вносящими дисбаланс в систему ценностных ориентаций. Кроме того, проанализировав зависимости в разных возрастных группах, было выявлено, что в возрастной группе до 20 лет патриотизм положительно связан только с терпимостью и высокими запросами (0,4-0,5), с другими ценностями связь отсутствует. А в возрастной группе от 20 до 29 лет патриотизм со всеми ценностями показывает обратную зависимость (-0,2). Это говорит о том, что в данной возрастной группе, чем большее значение будет придаваться другим ценностям, тем менее значимой будет ценность патриотизма. В связи с полученными результатами можно сделать вывод, что в городе не созданы условия для актуализации молодым поколением данной ценности.

Уровень образования респондентов выделил в городском сообществе социальную группу с неполным высшим образованием, у которой ценность патриотизма не сочетается ни с какой другой ценностью, а с ценностью карьера, работа показывает обратную связь (Приложение А). К этой социальной группе относятся студенты последних курсов обучения.

Таким образом, патриотизм оказывается вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация - главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.


3. Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования

3.1 Опыт совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования на примере Урмарского района


Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Для дальнейшего совершенствования работы в данном направлении разработана государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», она является продолжением ранее действующей, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время в Урмарском районе такая система в своей основе сложилась. Определены муниципальные структуры, осуществляющие координацию деятельности всех субъектов реализующих процесс патриотического воспитания населения Урмарского района. В районе формируется комплекс нормативно – правового и организационно – методического обеспечения патриотического воспитания, а также активно задействованы в решении задач патриотического воспитания районные общественные организации.

Вместе с тем для эффективного функционирования сложившейся в районе системы патриотического воспитания сделано еще не все. Не достаточно активно ведут свою работу районные координирующие структуры. Главы сельских и городского поселения не достаточно уделяют внимания этой проблеме, спихивают работу на учреждения образования. В свою очередь образовательные учреждения имеют слабую материально – техническую и методическую базу патриотического воспитания, испытывают недостаток в кадрах. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

Сегодня сельская местность испытывает огромный дефицит в молодых, перспективных кадрах обладающих лидерскими качествами, умеющими грамотно формулировать стратегию патриотического воспитания и эффективно внедрять ее в широкие слои населения. В общеобразовательных учреждениях Урмарского района патриотическое направление работы возложено на заместителей директоров школ по воспитательной работе, реализаторами мероприятий являются педагоги – организаторы, старшие вожатые, преподаватели ОБЖ – их в районе 4- с полной нагрузкой, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Координацию деятельности образовательных учреждений в патриотическом воспитании осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района. Базой для проведения районных мероприятий в данном направлении является МУ ДОД «Дом творчества детей и юношества Урмарского района».

Отдел образования и молодежной политики ежегодно организует проведение семинаров, семинаров – практикумов, конференций по проблемам патриотического воспитания, а также участвует в республиканских мероприятиях по повышению профессионального уровня. В районе работает методическое объединение преподавателей ОБЖ, проводится аттестация педагогов работающих в сфере воспитания. Во всех общеобразовательных учреждениях в учебно – воспитательные планы внесен раздел патриотического воспитания. Специалистами отдела образования и молодежной политики формируется методическая база в помощь организаторам работы в сфере патриотического воспитания.

Традиционно в районе проводится месячник оборонно - массовой и спортивной работы. В рамках этого месячника были организованы и проведены: школьные зимние юнармейские игры, а также «Зарничка» для учащихся 1 – 4 классов, соревнования в память воина – интернационалиста Г.Александрова, районные соревнования по лыжным гонкам в честь воина – интернационалиста Р.Петрова, конкурс патриотической и солдатской песни, конкурс боевых листков посвященных Дню защитников Отечества и т.д. Проведение данного месячника широко освещалось в районных средствах массовой информации.

В районе неплохо организована работа по развитию юнармейского движению. С 16 по 18 мая 2006 года прошли районные юнармейские игры «Орленок» и «Зарница». Данные игры проводятся на базе районного детского оздоровительного лагеря «Романтика». В играх приняло участие 21 юнармейское отделение, охват учащихся составил - 264 юнармейца Победители районных игр юнармейское отделение «Орленок» МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.Е. Егорова» достойно представляли Урмарский район на республиканском финале. Сумма затрат на проведение юнармейской работы в 2006 году составила 20 тыс. руб. К сожалению, для достижения высоких результатов в соревнованиях такого уровня в районе нет достаточно оснащенной материально - технической базы, над улучшением которой в данное время ведется активная работа.

Традиционно в дни празднования Великой Победы над фашистскими захватчиками отделом образования и молодежной политики были организованы и проведены районные акции «С добрым утром ветеран», «Обелиск» - силами учащихся были приведены в порядок памятники, обелиски войнам, павшим в годы войны, уроки Мужества – с приглашением ветеранов ВОВ и ВС. В день празднования Победы в ВОВ 1941 – 1945 г.г . проводится парад юнармейских отделений, организуются почетные караулы у монументов славы из числа лучших юнармейцев и возлагается гирлянда славы.

Хочется отметить особый вклад в развитие юнармейского движения района ВПК «Алекс» (рук. Ильин В.В.), МОУ «Шоркистринская СОШ» (Яковлев А.Ю.) и ВПК «Дорогой героев – дорогой отцов» (рук. Криков И.В.), МОУ «Чубаевская ООШ», МОУ «УСОШ № 1 им. Г.Е. Егорова» (Антонова В.П.).

В мае 2006 года на базе МОУ «Бишевская основная общеобразовательная школа» были проведены военизированные трехдневные сборы для юношей 10 классов по программе ОБЖ. В сборах принимали участие - 173 юношей, 17 освобождены от сборов по болезни. Сумма затрат на проведение данных сборов составила 43 тыс.542 рублей.

Активное участие в реализации патриотического воспитания подрастающего поколения принимают детские общественные объединения, работающие на базе общеобразовательных школ. Традиционно проводятся в течение учебного года: Слет поисковых отрядов, конкурсы исследовательских работ посвященных героической истории России для учащихся 9 – 11 классов, конкурсы рефератов «Герои ВОВ наши земляки» 6 – 8 классов, конкурсы рисунков «Наша армия сильна, охраняет мир она» для 1- 4 классов. Активисты организаций проводят встречи с воинами – интернационалистами, воинами проходивших службу в горячих точках, ветеранами ВС, курсантами военных училищ. В последнее время в районе активизировалась тимуровская (шефская) работа. В мае 2006 года районным детским объединением была проведена «Вахта памяти», в проведении акции принимали участие все общеобразовательные учреждения района.

Большую роль в работе в сфере героико – патриотического воспитания играют школьные музеи. На базе общеобразовательных школ работает 8 школьных музеев, в том числе музей «Боевой славы» МОУ «Шоркистринская СОШ» носит звание «Отличный школьный музей» свидетельство № 7 от 31.05.05 г.. Во всех общеобразовательных школах имеются уголки боевой славы.

Отдельно хочется выделить совместную работу отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района и РВК по организации и проведению Дня призывника Урмарского района, который проводится 2 раза в год в апреле и октябре.

В ходе проведения праздника каждый призывник получает набор призывника и напутственную открытку Главы Урмарского района. Сумма затрат на проведение данных мероприятий за 2006 год составила 10 тыс.руб [17].

Анализируя проделанную работу, в сфере патриотического воспитания хочется отметить, что в последнее время в районе выстраивается система предполагающая консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с программой патриотического воспитания.

3.2 Предложения по совершенствованию формирования патриотического и гражданского сознания


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Что же включает в себя понятие патриотическое и гражданское воспитание? В каких направлениях необходимо организовать эту работу в образовательном учреждении?

Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического и гражданского сознания, чувства верности своему Отечеству и Малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей гражданина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты