Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма, как одной из основных характеристик отдельной личности, так и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
Основным инструментом реализации Концепции является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и разработка Государственной программы патриотического воспитания граждан на последующие периоды, соответствующих программ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организация их выполнения.
Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, является основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и ежегодными посланиями Президента Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики – воспитания граждан Российской Федерации, как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и обще-цивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России [15].Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив [16].
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.
В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.
Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию.
Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствует материальному и духовному прогрессу общества.
2. Анализ уровня патриотического и гражданского сознания россиян
2.1 Основы патриотического и гражданского воспитания граждан Российской Федерации
Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас - непрестижно и немодно.
Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и "парадные", фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы - проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.
Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.
У "новых российских патриотов" постепенно вырабатывается и своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали 63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%). Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.
Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) - допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание молодежи.
Важный и все более актуальный аспект патриотической темы - национальная основа, "субстрат" патриотизма. Если в советское время культивировался патриотизм социалистический, то сегодня вновь встал вопрос об исходной точке патриотизма, его родовой характеристике. Стала ли ею новая российская государственная идентичность - или этнический, племенной, кровнородственный замес?
"Этнонациональная" трактовка патриотизма, как показывают исследования ВЦИОМ, действительно становится все более востребованной - и прежде всего молодежью, не получившей прививки советской школой и воспитанием. Но говорить о смене самоидентификации россиян с "державной" на "этническую" пока преждевременно. Более того, последние трагические события - Кондопога, убийства на национальной почве в Москве, Петербурге, Воронеже - здорово испугали людей, актуализировали опасность национализма в его пещерном понимании. Как результат мы все больше предпочитаем идентифицировать себя именно как граждане России, сегодня такими считают себя 57% опрошенных (по сравнению с 44% год назад). Вторая по влиянию самоидентификация - "русский", ее выбрали в качестве главной для себя 34% опрошенных (41% в 2005 г.).
Итак, государственный аспект в современном российском патриотизме явно превалирует над этническим. Это ярко проявляется в содержательной расшифровке патриотической политики: 60% опрошенных понимают под ней "возрождение России как великой державы" и только 35% - "защиту прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21