Между тем патриотическая политика в России пользуется все большим спросом: уже 62% опрошенных готовы оказать поддержку тем российским политикам, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом. Наибольшей поддержкой такие фигуры пользуются среди малообеспеченных слоев населения, за них высказываются 68% россиян, чей месячный доход на одного члена семьи не достигает 1500 рублей. Но и среди высокодоходных групп населения их поддерживают больше половины.
Налицо диссонанс между значительным электоральным потенциалом патриотических политиков и убогими практическим результатами голосования за них. Этот разрыв, вероятно, объясняется тем, что патриотизм в политике - элемент важный и необходимый, но для успеха на выборах совершенно недостаточный. Ведь, как мы уже видели, разговоры о патриотизме - занятие, с точки зрения большинства граждан, малопочтенное. Патриотизм - такой ингредиент политического имиджа, который должен быть правильно дополнен и перемешан с другими составляющими.
Опасаясь роста межнациональной напряженности в стране, россияне в большинстве своем не одобряют проявления национальной нетерпимости. Одновременно почти две трети респондентов готовы оказать поддержку политикам, выдвигающим патриотические лозунги. В пространстве, образованном этими двумя пересекающимися линиями, вероятно, и предстоит найти себя такой политической силе, которая не просто назовет себя патриотической, но и получит в этом качестве признание и поддержку российского общества.
Также всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, что для россиян является предметом гордости за страну, и о том, хорошо ли наши соотечественники знают государственную символику России. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3–4 июня 2006 г. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Среди ассоциаций, которые возникают у россиян при мысли о нашей стране и народе, лидирующие позиции занимают история страны и ее народа (57%), а также территория, на которой мы живем, место, где человек родился и вырос, родная природа (35%, 33% и 28%). Ассоциации «второго ряда», которые отмечаются 16–23% опрошенных, связаны с языком, литературой и искусством, душевными качествами народа, его великими представителями. За прошедший год заметно возросла значимость таких «идентификационных якорей», как прошлое, история страны (с 43 до 57%), родная природа (с 19 до 28%), великие люди своей национальности (с 11 до 23%). Государственные символы России – флаг, герб и гимн – как предмет гордости за свою страну отмечают реже (7%).
Информированность россиян о государственной символике нынешней России – её гербе, флаге и гимне – неодинакова. Лучше всего из этих символов знают герб – 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно на нём изображено; и только 8% дали ошибочный ответ.
Государственный флаг знаком населению не так хорошо, как гимн – верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных (58%). Треть респондентов (34%) точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение.
Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогла только треть опрошенных (34%). Неверных ответов оказалось примерно столько же (36%), и ещё 30% опрошенных затрудняются ответить на вопрос о словах гимна.
При этом, если уровень информированности о гербе и флаге за последние два года практически не менялся, то о гимне – заметно возрос: за это время доля россиян, знающих его слова, увеличилась с 19 до 34%.
Информированность о государственной символике среди молодёжи заметно выше, чем среди людей старшего возраста. Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодёжи и 73% респондентов 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных (64 и 31%). Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47% в группе 18–24 лет) и каждому четвёртому в возрасте «60+» (27%).
По отношению к государственным символам респонденты испытывают преимущественно положительные эмоции. Такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%), в наибольшей степени связаны у россиян с гимном. Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49 и 26%, соответственно) и гербу (47 и 26%). Негативные чувства и эмоции связаны с государственной символикой в редких случаях (1–3%). Ещё 17–21% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.
О государственной программе по патриотическому воспитанию граждан информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знают об этом и 28% что-то слышали. Не знает о программе большинство - 62%. Уровень информированности о госпрограмме, как правило, тем выше, чем выше уровень образования опрошенных. Доля тех, кто ничего не слышал о программе, сокращается с 83% в группе с образованием ниже среднего до 55% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием.
Большинство опрошенных, 86%, указывают, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. 4% респондентов отмечают, что им или их родным приходилось посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи или музеи предприятий и учреждений. По 2% опрошенных говорят о своём участии в деятельности патриотических клубов, в фестивалях и конкурсах, о посещении выставок по патриотической тематике.
На формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения значительно влияют: деятельность патриотических клубов, центров (считают 30% респондентов); фестивали, конкурсы патриотической направленности; военно-патриотические игры (по 27-28%). Реже опрошенные указывают на сильное влияние выставок и литературы патриотической направленности (по 22-24%).
Чтобы воспитать патриотические ценности у детей и молодёжи, государству следует заниматься воспитанием в детском саду, школе, институте, семье (отмечают 12% респондентов), создавать патриотические кружки, клубы, проводить зарницы, военно-патриотические игры (6%); улучшать условия жизни населения - создавать рабочие места, повышать зарплату, предоставлять жильё (6%); патриотическая тематика должна быть больше представлена в СМИ, нужна цензура (4%). Свыше половины опрошенных (57%) затрудняются что-либо посоветовать государству в этом направлении.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 декабря 2006 г. Опрошено 1596 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [18].
Таким образом, для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы
2.2 Система патриотического и гражданского сознания граждан в Республике Татарстан
В Республике Татарстан воспитание гражданственности и патриотизма осуществлялось в рамках республиканской комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстана на 2002-2006 гг.».
Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстана на 2002-2006 гг.» (далее – Программа) разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений ветеранов и молодежи Республики Татарстан. Программа имеет государственный статус.
Реализация Программы предполагает многоплановую, систематическую, целенаправленную работу государственных органов, общественных объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание- это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
На современном этапе развития общества необходимость возрождения, развития патриотизма и гражданственности как важной социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности становится очевидной. Необходимо значительно активизировать ослабленное за последние годы, но имеющее жизненно важное значение для общества, направление государственной политики - воспитание молодого человека сознательным и достойным гражданином своего Отечества, бережно и с уважением относящимся к традициям, истории и культуре своего народа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от16.02.2001 г. № 122 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Программа, ориентированная на все возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. Данным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание детей и молодежи в нашей республике ведется в соответствии с данной государственной программой, а также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.1999 г. № 608 «Об организации работы по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодых граждан Республики Татарстан и увековечению памяти жертв войн и репрессий». Во исполнение этих программных документов ведется работа по сохранению и развитию сети подростковых клубов патриотической направленности. В настоящее время в городах и районах республики действуют 23 подростковых клуба, основным направлением деятельности которых является патриотическое воспитание, физическая подготовка подростков и молодежи. С конца 60-х годов действует поисковое движение, идет активная работа по информатизации процесса увековечения памяти жертв войн и репрессий, установлены и развиваются шефские связи с воинскими частями. Заключено трехстороннее соглашение о совместной деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи между Государственным комитетом Республики Татарстан по делам детей и молодежи, Военным комиссариатом Республики Татарстан и общественными организациями ветеранов Республики Татарстан.
Но необходимо отметить, что вопросам патриотического воспитания на местном уровне уделяется недостаточное внимание. Затянулся процесс создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, разлажен механизм координации и организации этой деятельности. Проблемы возрождения патриотизма в современном обществе не привлекают должного внимания общественности, представителей литературы и искусства, падает престиж службы молодежи в Вооруженных Силах страны, 30% призывной молодежи признаны по состоянию здоровья негодными либо ограниченно-годными к военной службе. Отрицательно сказывается на решении данной проблемы отсутствие реальной помощи предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности по патриотическому воспитанию. Не ведется работа по поиску внебюджетных форм его финансирования, поддержке движения попечительства и меценатства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21