Научная новизна исследования. В работе проведено комплексное исследование исторических, теоретических, нормативных и организационных аспектов деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Научная новизна исследования выразилась в уточнении понятий, элементов и особенностей деятельности участковых уполномоченных милиции в данной сфере. Ее анализ осуществлен на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, КоАП РФ, подзаконных актов, с учетом последних изменений и дополнений, а также нормативных правовых актов МВД России.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Административную ответственность определяется как особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей, с одной стороны, уполномоченных субъектов, с другой стороны - физических и юридических лиц в связи с совершением последними административных правонарушений. Разновидностью административной ответственности является административная ответственность несовершеннолетних, которая представляет собой особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей, с одной стороны, уполномоченных субъектов, с другой стороны - лиц в возрасте от 16 до 18 лет в связи с совершением последними административных правонарушений.
2. Несмотря на возросшую эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел по выявлению подростков, совершивших административные правонарушения, при разработке норм действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся несовершеннолетних, были допущены серьезные просчеты. Так, в КоАП РФ не определена административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за совершение несовершеннолетним правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Вследствие этого профилактическая деятельность соответствующих подразделений органов внутренних дел, как правило, не достигает своей цели. На этом фоне противоправные деяния несовершеннолетних остаются одним из существенных факторов, определяющих криминогенную ситуацию в стране. Недостаточное и несвоевременное реагирование на совершение подростками административных правонарушений приводит к формированию у них ощущения безнаказанности и вседозволенности, следствием чего является последующее совершение несовершеннолетними уголовно-наказуемых деяний.
3. Определение основных направлений и условий повышения эффективности деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
4. Анализ и особенности содержания основных элементов по профилактике и пресечению правонарушений совершаемых несовершеннолетними.
5. Предложения по совершенствованию организации деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Теоретическое и практическое значение результатов исследования заключается в том, что его выводы и предложения дополняют основные положения деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; определяют роль, компетенцию и составляющие элементы организации деятельности участковых уполномоченных в данном направлении; способствуют повышению ее эффективности.
Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в учебном процессе при преподавании учебных дисциплин «Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции», при проведении практических занятий с сотрудниками милиции общественной безопасности.
Практическая значимость исследования состоит в изложении правовых основ организации деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; в предложениях по совершенствованию службы участковых уполномоченных милиции в реализации возложенных задач и функций в данной области их деятельности.
Структура и объём исследования определяются целью и задачами исследования, а также требованиями, предъявляемыми к дипломной работе. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность административной ответственности несовершеннолетних
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения правопорядка, к числу которых относится и ответственность.
Вообще, ответственность - это социальное явление. В каждом конкретном случае она определяется и реализуется с учётом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий, конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни. Ответственность как самостоятельное понятие получило отражение в лексике различных языков народов мира. Так, термин «ответственный» в европейских языках связывается не только с наказанием за последствия поведения субъекта, но и с обязанностью, обязательством, взятым на себя добровольно гражданином.
В русском языке понятие «ответственный» носит сложный, комплексный характер и означает, во-первых, необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них, во-вторых, связано с понятием «ответственный», то есть облечённый правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, в руководстве делами.
Существование юридической ответственности как следствия правонарушения - это один из немногих фактов, который признаётся практически всеми учеными. В научной литературе она получила название ретроспективной, так как характеризует ответственность за уже совершенное противоправное деяние, или негативной как противоположности позитивной, связанной с правомерным поведением.[6]
Что касается административного права, то данное понятие вошло в науку в 20 веке. В отечественном административном законодательстве понятие административной ответственности стало часто употребляемым только с середины 60-х годов.
Сорок лет назад один из видных советских ученых-административистов А. Е. Лунев отметил теоретическую и практическую важность института административной ответственности и указал на то, что в теории административного права мало что сделано для того, чтобы его проанализировать и понять.
К определению теоретического понятия административной ответственности существуют различные как по форме, так и по методам подходы, при этом в качестве обязательных для данного института выделяются неоднородные признаки.
Так, по мнению д. Н. Бахраха, административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которому присущи все признаки последней (она наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушения, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами, то есть осуществляется множеством субъектов функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения в отношении физических и юридических лиц в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-предупредительными средствами.[7]
А.П. Алёхин определяет административную ответственность как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами - административное наказание.[8]
Таким образом, хотя имеются разные определения, подчеркивающие те или иные характерные черты данной ответственности, полного и исчерпывающего определения понятия рассматриваемого института административного права пока не сформулировано.
Думается, что с учетом имеющихся мнений можно выделить основные характерные черты административной ответственности.
Во-первых, административная ответственность урегулирована большим количеством нормативных актов, основным из которых является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Наряду с Кодексом действуют принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях (как правило, имеющих региональный характер).
Во-вторых, с юридической точки зрения основанием административной ответственности является состав административного правонарушения, то есть совокупность элементов, характеризующих общественную опасность поступка.[9]
В-третьих, по смыслу нормативных положений КоАГi РФ субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, подлежащие административным наказаниям по перечню ст. 3.2 КоАП РФ.
В-четвёртых, санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушения), предусмотренные за административные правонарушения, - административные наказания. Правоограничения, связанные с применением мер административной ответственности, менее суровы для лица.
В-пятых, административные наказания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).
В-шестых, установленные законодательством РФ административные наказания назначаются уполномоченными органами и должностными лицами неподчинённым им правонарушителям.
В-седьмых, процедура применения мер административной ответственности более оперативна, нежели, например, в уголовном процессе.
Таким образом, административную ответственность можно определить как особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей с одной стороны уполномоченных субъектов, с другой стороны физических и юридических лиц в связи с совершением последними административных правонарушений.[10]
Применительно к предмету исследования важным представляется рассмотрение вопроса о физических лицах как субъектах административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Однако ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает, что лицо в возрасте от 16 до 18 лет, совершившее административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (имеется в виду действующее в настоящее время Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. с последующими изменениями и дополнениями).[11]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14