Впоследствии общественные отношения в данной сфере стали регулировать правовые нормы, содержащиеся в Федеральных законах «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.
Отдельные аспекты правового статуса несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации и вопросы его реализации отражены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ, «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ, Трудовом кодексе Российской Федерации и других.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К правовым актам, содержащим нормы, регламентирующие применение мер административной ответственности к несовершеннолетним, относятся:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)[19], который является основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) в административном праве и нормы которого распространяются как на физических, так и на юридических лиц, а также законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ действующих нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель занимает однозначную позицию в оценке возраста и возможности привлечения лица, достигшего 16-летнего возраста, к ответственности за административные правонарушения. Речь идет именно о личной ответственности индивидуума и о применении к нему в необходимых случаях мер государственного принуждения.
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, в котором впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы решения проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам[20].
3. Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 с последующими изменениями и дополнениями.
4. Важным правовым документом в этой области является также Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1971 года, от 1 октября 1985 года № 1527-ХI, от 6 августа 1986 года № 3785- ХI).
5. Правовыми актами, определившими место подразделений по делам несовершеннолетних и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в структуре милиции, являются Положение о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 года № 1454) и постановление Правительства Российской Федерации «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 года (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 года № 558)[21].
6. Среди нормативных документов, составляющих основу деятельности милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, особого внимания заслуживает Наставление о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденное приказом МВД России от 13 мая 2003 года № 323.
7. Нормативную основу деятельности милиции, кроме перечисленных выше правовых актов, составляют Наставления и Инструкции, регламентирующие функциональные обязанности сотрудников отдельных подразделений и служб милиции. Так, Инструкция об организации работы участкового уполномоченного милиции, утвержденная приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900, устанавливает обязанности участкового уполномоченного милиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых, в том числе, и несовершеннолетними.
8. Особое место среди правовых актов занимает Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России № 569 от 26 мая 2000 г., а также Инструкция по организации работы центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России № 215 от 2 апреля 2004 года.
Следует отметить, что вышеперечисленные правовые акты составляют нормативно - правовую основу деятельности по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним и это не исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере.
Таким образом, подводя итог по вопросу административной ответственности несовершеннолетних, можно сделать следующий вывод:
Административную ответственность можно определить как особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей, с одной стороны, уполномоченных субъектов, с другой стороны - физических и юридических лиц в связи с совершением последними административных правонарушений.
При этом в полной мере можно говорить о наличии разновидности административной ответственности в целом - административной ответственности несовершеннолетних.
Административная ответственность несовершеннолетних, можно определить как разновидность административной ответственности в целом, представляющей собой особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей, с одной стороны, уполномоченных субъектов, с другой стороны - лиц в возрасте от 16 до 18 лет в связи с совершением последними административных правонарушений.
Особенность существования особого вида ответственности - административной ответственности несовершеннолетних - подтверждается анализом выделяемых в теории административной ответственности оснований: нормативном, фактическом, процессуальном.
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Фактическим основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, которым в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Итак, административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму любого действия или бездействия. Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных законодательством РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение[22]. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного правонарушения - внешние признаки, характеризующие противоправные действия (бездействие), результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средство совершенного административного правонарушения. К субъективным элементам состава относятся субъект правонарушения, то есть то, кто совершил противоправное деяние, и субъективная сторона, отражающая внутренние признаки правонарушения, к которым относятся вина, мотив, цель.
Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее шестнадцати лет[23].
Нельзя не остановиться на характеристике элементов юридического состава административного правонарушения, выступающих в качестве оснований освобождения от административной ответственности.
Во-первых, субъектная характеристика - возраст лица от 16 до 18 лет, совершившего административное правонарушение, - с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ). Однако ответственность за совершение данного правонарушения несут родители или иные законные представители несовершеннолетних, хотя высок уровень информированности, достаточно широко развита пропаганда здорового образа жизни и уже с раннего возраста подросток имеет представление о пагубности данных пристрастий.
К сожалению, в законодательстве существует пробел относительно соблюдения правил паспортной системы РФ. По общему правилу паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Однако ответственность лиц данной категории за проживание без паспорта, за умышленную порчу или утрату паспорта по небрежности отсутствует. Таким образом, привлечь к административной ответственности за совершение указанных правонарушений можно только по достижении 16 лет. В данном случае логика законодателя не совсем ясна и обоснована.
Российское законодательство не только устанавливает достаточно высокий возрастной предел, по достижении которого может наступать административная ответственность, но и определяет ряд особенностей применения мер административного наказания к несовершеннолетним в тех случаях, когда они подлежат административной ответственности.[24]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14