1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
2) органы управления социальной защитой населения;
3) органы управления образованием;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по делам молодежи;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы службы занятости;
8) органы внутренних дел.
В указанном Федеральном законе сформулированы основные понятия, необходимые для применения в профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних.
Безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Антиобщественные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, — одна из существенных особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Из приведенного выше перечня видно, что ОВД (и как составляющая- служба участковых уполномоченных милиции), являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. То есть правовые меры, а тем более административно-принудительные меры должны играть лишь вспомогательную роль. В соответствии со ст.20 ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»49 органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а так же оказывают в этих целях необходимое содействие:
подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел;
другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на то, что основная тяжесть непосредственной борьбы с правонарушениями, совершаемых несовершеннолетними лежит на
правоохранительных органах, а частности на подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, служба участковых уполномоченных милиции играет немаловажную роль в данном направлении. На наш взгляд, целесообразно более подробно остановиться на задачах и функциональных обязанностях, стоящих перед службой участковых уполномоченных милиции в борьбе: с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними.
В соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
1 .Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. Обеспечение защиты прав и законных интереов несовершеннолетних;
З. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
думается, что вышеперечисленные задачи одинаково стоят перед всеми органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и перед службой участковых уполномоченных милиции органов в пределах установленной законом компетенции. Возникает необходимость определить перечень задач стоящих перед службой УУМ по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
В соответствии с Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 51г. задачи милиции являются:
1. Обеспечение безопасности личности;
2. Предупреждение и пресечение преступлений административных правонарушений;
З. Выявление и раскрытие преступлений;
4. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
5. Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6. Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.
В соответствии с инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции <участковый уполномоченный милиции органов внутренних дел является представителем милиции общественной безопасности и выполняет возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним территории. таким образом, исходя из Положения о милиции общественной безопасности в РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 декабря 1998 г. задачами участкового уполномоченного милиции являются:
1. Обеспечение личной безопасности граждан;
2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
3. Предупреждение и пресечение преступлений т административных правонарушений;
4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
5. Оказание, в пределах установленных законом компетенции, помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Исходя из всего вышеперечисленного, постараемся все же определиться с перечнем задач, стоящих перед участковым уполномоченным милиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Задачами участкового уполномоченного милиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Проведение общей и индивидуальной профилактики.
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
З .Выявление и пресечение случаев совершения несовершеннолетними правонарушений и/или преступлений;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
5. Укреплению взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Таким образом, определившись с перечнем задач, стоящих перед службой УУМ по вопроса предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с перечнем его функциональных обязанностей в данном направлении.
Основным содержанием работы участкового уполномоченного милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социального, организационного и воспитательного характера.
Проводя не реже одного раза в квартал поквартирный (подворный) обход административного участка в целях изучения и анализа складывающейся на административном участке оперативной обстановки, участковый уполномоченный милиции обязан:
- выявлять родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих ‘или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия;
- выявлять на административном участке лиц, имеющих малолетних
несовершеннолетних детей и допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя, своих детей и окружающих;
- выявлять несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся) поведением;
- устанавливать места сбора и концентрации групп подростков антиобщественной направленности, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;
- устанавливать организаторов, либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- предупреждать и пресекать групповые противоправные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, антиалкогольное законодательство и другие уличные правонарушения, контролировать
соблюдение правил поведения детей и подростков в общественных местах;
- доставлять в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заблудившихся детей;
- осуществлять индивидуальную профилактическую работу с родителями и лицами, их заменяющими, отрицательно влияющими на воспитание детей;
- проводить разъяснительную работу с несовершеннолетними, допускающими нарушения общественного порядка, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
- осуществлять контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
- осуществлять взаимодействие с образовательными, религиозными, спортивными и другими организациями и учреждениями в целях оказания воспитательного воздействия на детей и подростков с девиантным поведением и профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- информировать начальника и заинтересованные подразделения органа внутренних дел о выявленных нарушениях и принимать меры к их устранению.
Но, несмотря на широкий перечень функциональных обязанностей, сосредоточенных у участкового уполномоченного милиции и у других органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, все же, вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в последние десятилетия представляют серьезную проблему, переросшую рамки деятельности правоохранительных органов. Опыт деятельности на данном направлении, в частности органов внутренних дел, а в их составе- службы УУМ, убедительно доказывает, что успех в решении рассматриваемой проблемы может быть достигнут лишь согласованными усилиями целого ряда государственных и общественных структур. Существенную роль в этом процессе играет административно-правовое предупреждение правонарушений несовершеннолетних, поскольку оно обычно позволяет оказать необходимое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя еще на стадии его до преступного поведения вместе с тем данный вид предупредительной работы с несовершеннолетними нуждается в существенной корректировке. Во многом это обусловлено как несовершенством современной нормативной правовой базы, регламентирующей указанную сферу общественных отношений, так и разрушением существовавшей в советский период нашей истории системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, утратой колоссального опыта, накопленного за многие годы, нестабильностью социально-экономической ситуации в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14