Вследствие имеющихся особенностей административно-правового статуса несовершеннолетних лиц с определенной долей уверенности можно говорить об особой разновидности административной ответственности - административной ответственности несовершеннолетних.
Особенностью применения административно-принудительных мер к несовершеннолетним является то, что, с одной стороны, характер и сила их воздействия должны соизмеряться с потребностями административно-юрисдикционной защиты соответствующих общественных отношений, а с другой - поощрять процесс изменения поведения, помогая подростку почувствовать ответственность за свои поступки и понять, как они отражаются на других. Это обусловлено тем, что «поведение молодых людей, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связано с процессом их роста и, как правило, самопроизвольно изменяется по мере взросления».
Теперь необходимо остановиться на определении понятия административной ответственности несовершеннолетних. Интересным, на наш взгляд, представляется мнение Корчагиной Е. Ю., которая выделяет специфические особенности исследуемого правового института: 1) суженная административная деликтоспособность, заключающаяся в ограниченном наборе применяемых к несовершеннолетним административных взысканий (наказаний) и, в связи с этим, невозможности претерпевания несовершеннолетним всех негативных последствий собственного противоправного поведения; 2) преимущественно нравственно-воспитательные цели мер воздействия; 3) двойственная природа юридического факта совершения подростком административного деликта, которая состоит в том, что он одновременно является самостоятельным основанием для применения принудительных мер к самому подростку и частью основания для привлечения к административной ответственности их родителей или иных законных представителей.[12]
Существующие в настоящее время негативные тенденции неэффективности административно-правовых санкций, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, обусловлены, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, отсутствует воспитательный эффект наказания за административное правонарушение. Объективно это вызвано тем, что воспитание не закреплено в законодательстве в качестве цели административной ответственности, а также нигде не отражена сформулированная шкала ценностей подростков в силу несформированности их взглядов и нестабильности общественных процессов. Во-вторых, исследование мер воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что из восьми видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним, как правило, применяются только два (предупреждение и административный штраф), причем штраф выплачивается не самим подростком, а его родителями (законными представителями), тем самым частнопревентивная цель наказания не достигается; а другие меры воздействия носят преимущественно моральный характер, что также не способствует глубокому осознанию вины перед обществом за содеянное. По мнению сотрудников органов внутренних дел, меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, предусмотренные действующим законодательством, в большинстве случаев неэффективны, либо эффективны, но не во всех случаях.
На основании вышеизложенного, представляется, что административная ответственность несовершеннолетних, как разновидность административной ответственности в целом, представляет собой особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей с одной стороны уполномоченных субъектов, с другой стороны лиц в возрасте от 16 до 18 лет в связи с совершением последними административных правонарушений.
Обоснованность существования особого вида ответственности - административной ответственности несовершеннолетних подтверждается анализом выделяемых в теории административного права оснований, о которых более подробно будет сказано в последующих параграфах, а именно:
1) нормативном, то есть системе норм, регулирующих ее;
2) фактическом, то есть деянии конкретного субъекта, нарушающем правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное правонарушение);
З) процессуальном, то есть акте компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное правонарушение.[13]
Применительно к исследуемой категории субъектов следует отметить некоторые особенности их административно-правового статуса.
Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80 % семей и платное образование - все это сильно повлияло на социализацию молодежи.
В результате проведенного анализа основных психологических групп молодежи, сложившихся на рубеже ХХI века, их приоритетов и идеалов можно сделать вывод, что, несмотря на внешнюю физиологическую развитость, когда четырнадцатилетний подросток выглядит со стороны как двадцатилетний, заметна некая интеллектуальная деакселерация, причем в поведении делается акцент на работу на публику, браваду, подражание «крутым» взрослым, любые действия которых остаются безнаказанными, что говорит о наличии дисбаланса между внешностью (более взрослой) и неразвитостью при этом внутренних личностных качеств, обусловленной отсутствием духовных ценностей, а также инфантилизация и безграмотность нынешних старшеклассников при несомненном расширении уровня их информированности. В этом отношении наше кино, печать и телевидение могут праздновать свою «страшную победу», если учесть значительный рост венерических заболеваний, СПИДа, преступности.
Определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями. Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе.
Наступление административной ответственности возможно только для лиц, которые осознают фактический характер своих действий (бездействия) и понимают их социальное значение. В цивилизованных государствах при определении административной ответственности несовершеннолетних большое значение имеет применение принципа гуманизма. Это означает, что даже в тех случаях, когда несовершеннолетний сознает, что его поведение причиняет вред охраняемым общественным отношениям, и понимает, что он совершает административное правонарушение, привлечение к административной ответственности может не последовать, если совершенное правонарушение не представляет общественной опасности, малозначительно или имеются другие обстоятельства, при наличии которых вместо административного наказания применяются другие меры воздействия. Поэтому достижение определенного возраста - не единственное условие возможного привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности. Необходимо также, чтобы совершенное деяние было осознаваемо несовершеннолетними как антиобщественное, противоправное, виновное, наказуемое административное правонарушение.
Построение правового государства предполагает улучшение деятельности государственных органов и их должностных лиц по соблюдению законов, дальнейшему усилению прав человека и гражданина во всех сферах государственного управления. Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема охраны прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, направленные на предупреждение противоправного поведения детей и подростков. К ним относятся:
1. «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года[14] впервые провозгласила положение о необходимости и обязательности специальной охраны ребенка и заботы о нем ввиду его физической и умственной незрелости, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
2. «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 15 сентября 1990 г.)[15]. Конвенция признает ребенка, то есть человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права.
3. «Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.)[16]. Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.
4. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.)[17]. Данные Правила разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получил название — «Пекинские».
«Пекинские правила» - основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств-участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Конкретно, они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.
5. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., поэтому получили название — «Эр-Риядские».
Данный правовой документ определяет, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.
С учетом норм международного права и общих принципов предупреждения делинквентного поведения подростков в Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, составляющие юридический базис профилактической деятельности соответствующих субъектов государственной системы.
Важным этапом стало принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[18] от 6 сентября 1993 года № 1338. Данный нормативный акт заложил основу для развития российского законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14