Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления






ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ


Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства

(на примере муниципального округа Озеро Долгое)

Зав. Кафедрой ГМУ

к.э.н., доцент Е.А. Лубашев

Научный руководитель

к.э.н. Н.Н. Константинова

Студент В.Р. Полякова





Санкт-Петербург 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ

1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении

1.2 Нормативно-правовая база опеки и попечительства в РФ

1.3 Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий

Глава 2. Основы организации работы с приемными семьями в РФ

2.1 Проблемы деинституционализации опеки над детьми-сиротами в РФ

2.2 Организационно-правовые основы создания приемной семьи и патроната в РФ

2.3 Роль органов опеки и попечительства в организации приемных семей

Глава 3 Основы организации работы с приемными семьями в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»

3.1 Проблемы сиротства в г. Санкт-Петербург

3.2 Деятельность органов опеки и попечительства в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»: основные направления и проблемы

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями

Заключение

Список литературы

Приложения




Введение


Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является важнейшей составляющей социальной политики государства. В связи с проводимыми реформами в Российской Федерации пересмотрено значение того, каких условиях развивается ребенок, т.к. именно в детстве закладывается основа личности и события, тенденции того периода накладывают отпечаток на характер и поведение в будущей жизни. Воспитываясь в семье, ребенок во взрослой жизни неосознанно использует модель поведения своих родителей. С распадом СССР Россия переживала глубокий социально-экономический кризис, что вызвало увеличение с каждым годом числа тех детей, которые по разным причинам не могут жить в родной семье. Такие дети помещаются в интернаты, приюты или детские дома. Многолетний опыт выявил недостатки институциональных форм устройства детей. Дети, не имея опыта проживания в семье, не могут стать полноценными гражданами общества. Они лишены базовых составляющих, необходимых для успешного развития: любви, душевного тепла, не говоря уже о том, что зачастую дети сталкиваются с унижением и давлением со стороны воспитателей и других детей. Нередки случаи недостаточного питания ребенка и контроля за состоянием его здоровья. Т.е. длительное время не реализуются существенные потребности ребенка, вызванные лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимые для выживания и успешного развития ребенка. Кроме того, в обществе сильны стереотипы о неполноценности этих детей, что после выхода из институциональной формы воспитания препятствует их успешной жизни в дальнейшем. В настоящее время происходит качественное изменение системы социальной защиты детей, и в связи с этим необходима детальная проработка механизма взаимодействия органов власти, занимающимися вопросами опеки и попечительства.

Актуальность исследования. Институциональные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в современном мире потеряли свою актуальность. Приоритетными в Российской Федерации являются семейные формы устройства: опека (попечительство), усыновление, приемная семья. Преимущество воспитания ребенка в семье очевидно, но на сегоднящний день процесс деинституционализации начался совсем недавно, и организационно-правовые основы семейных форм устройства детей еще не проработаны в достаточной степени.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали обсуждаться с древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и по всему миру. К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В. Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую. На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.

Источником информации для дипломного проекта послужили международные правовые акты, Федеральные законы, постановления Правительства РФ и Санкт-Петербурга, результаты и исследования благотворительных фондов и интернет – сайты, посвященные вопросам опеки и попечительства.

Объект исследования. Осуществление деятельности органов государственной власти в области опеки и попечительства по организации работы с приемными семьями.

Предмет исследования. Органы опеки и попечительства, занимающиеся работой с приемными семьями.

Цель исследования. Определение основных проблем в организации работы с приемными семьями.

Задачи исследования.

1.   Определить сущность понятий опеки и попечительства

2.   Рассмотреть проблемы разграничения полномочий органов опеси и попечительства на всех уровнях власти

3.   Проанализировать причины острой необходимости изменения политики государства в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей

4.   Определить степень разработанности нормативно-правовой базы политики деинституционализации

5.   Определить проблемы семейного устройства детей и разработка методов их решения.

В рамках исследования использованы: метод анализа и синтеза, системный подход, сравнительный анализ, взаимосвязь количественного и качественного, приемы обобщения, детализации и другие методы.

Научная новизна дипломного проекта и практическая значимость.

1.   В данном проекте представлен комплексный анализ социальной политики в области опеки и попечительства по России, г. Санкт-Петербург и по конкретному муниципальному образованию – МО “Озеро Долгое”

2.   Рассмотрена степень реализации на практике теоретических аспектов решения данной проблемы.

3.   Предложен возможный вариант решения проблемы адаптации ребенка в приемной семье.

Описание структуры проекта. Проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматривается сущность опеки и попечительства, нормативно-правовая база, определяются полномочия органов власти, участвующих в защите детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе рассмотрены проблемы социальной политики в области опеки и попечительства, организационно-правовые основые создания приемной семьи и алгоритм взаимодействия органов опеки и попечительства с приемными семьями.

В третьей главе отражено положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт-Петербурге, деятельность органов опеки и попечительства в Муниципальном образовании муниципальный округ “Озеро Долгое”. Предложены рекомендации по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства.



Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ


1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении


Конец ХХ и начало ХХI веков для Российской Федерации стали временем значительного научно-технического развития и масшабных реформ в социально-экономический жизни страны. Изменилась роль и значение человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. Таким образом социально-экономическое благополучие любого государства зависит от демографической ситуации в нем.

Состояние и развитие демографической ситуации, так же как и решение самых острых демографических проблем, во многом определяется теми событиями, явлениями, тенденциями, которые происходят в области детства, так как дети - это демографический потенциал страны.

Социально-экономические проблемы детства вытекают из несоответствия реальных потребностей ребенка в выживании, развитии, характеру и способам их удовлетворения обществом[8]. Одна из особенностей современного положения детей – социальная депривация, т.е. устойчивая ситуация, в которой длительно не реализуются существенные потребности ребенка, вызванная лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка. Крайним выражением социальной депривации в Российской Федерации стало огромное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот – только 800 000 официально зарегистрированных. По мнению Российского детского фонда, численность детей по крайней мере на 10% больше – официальная статистика не учитывает так называемых “скрытых сирот”, то есть тех, кто в приютах, в том числе негосударственных, “в бегах”, у родственников или знакомых. Для сравнения, после Великой Отечественной войны в России было 678 тысяч сирот. Ежегодно в стране выявляется более 130 тыс. детей, лишившихся попечения родителей. Подавляющее большинство их них социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Начиная с 90-х гг. ХХ века, периода кризиса, роста социальных болезней и девальвации традиционных ценностей, вплоть до 2006 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей неуклонно увеличивалось, лишь с 2006 года, по данным Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, началось сокращение числа таких детей. Например, в 2006 году оно составило 5%[58].

Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.

Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).

В результате установления опеки и попечительства опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты