Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Значительное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях системы здравоохранения (дома ребенка), системы социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) и образовательных учреждениях (детские дома, школы-интернаты и др.).

В ведении Комитета по здравоохранению, по состоянию на 01.01.09, функционируют 12 психоневрологических домов ребенка на 1225 человек, в которых воспитываются 1003 ребенка в возрасте от 7 дней до 4 лет

Данные медицинского обследования, представленные Комитетом, свидетельствуют о высокой доле хронической патологии среди воспитанников домов ребенка. Подавляющее число воспитанников домов ребенка (993 – ребенка, 99%) отстают в психическом развитии, каждый третий ребенок – с расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии. Каждый четвертый ребенок является инвалидом детства, 13% детей страдают анемией.

По данным Комитета финансов, расходы на содержание домов ребенка составили в 2008 году – 665955,0 тыс. руб.

В ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга находятся 4 дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии, а также психоневрологический интернат, имеющий в своем составе детское отделение. В связи с незаполняемостью данного детско-подросткового отделения ПНИ №10 принято решение с 01.06.09 о его расформировании и реорганизации во взрослое отделение.

На 01.01.09 в домах-интернатах находилось 1080 детей-инвалидов, в том числе 50 детей-сирот и 268 детей, оставшихся без попечения родителей.

В Санкт-Петербурге сложилась и успешно действует система государственной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере образования. На 01.01.09 в ведении Комитета по образованию системе образования функционирует 35 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

·       24 детских дома;

·       8 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·       3 школы со структурным подразделением «Детский дом».

Из них 12 – общеобразовательных, 23 – для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

За последние 4 года в связи с уменьшением контингента детей-сирот, в основном, дошкольного возраста и детей с нарушениями интеллекта, проведена реорганизация сети сиротских учреждений города:

·       12 учреждений изменили свои образовательные программы и принимают детей с различными видами отклонений в развитии;

·       5 учреждений преобразованы из дошкольных в дошкольно-школьные (смешанного типа);

·       закрыты 4 детских дома: дошкольный д/д №5 Петроградского района (2006 г.), дошкольный д/д №47 Приморского района (здание передано под дошкольное образовательное учреждение, 2007 г.), №20 Калининского района (присоединение к д/д №3 Калининского района, 2008 г.), детский дом № 41 Московского района (2008 г.);

·       детский дом-школа №46 Приморского района реорганизован в школу с углубленным изучением английского языка со структурным подразделением «Детский дом»;

·       детский дом №35 Кронштадтского района реорганизован в структурное подразделение «Детский дом» санаторной школы №424;

·       коррекционная школа-интернат №7 Красносельского района и коррекционная школа-интернат №13 Приморского района реорганизованы в коррекционные школы со структурным подразделением «Детский дом».

Общий контингент воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Комитету по образованию, в 2008 году составлял 2089 детей. Если проследить динамику изменения количества воспитанников детских домов и школ-интернатов с 2000 года, то отмечается ежегодное уменьшение количества воспитанников учреждений для детей-сирот, в среднем, на 36%. Но, как видно из таблицы 2 с 2008 темпы уменьшения числа воспитанников в образовательных учреждениях снизились[50].


Таблица 2

Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования в г. Санкт-петербург

Категории детей

Количество на 01.01.07

Количество на 01.01.08

Количество

на 01.01.09

Дети-сироты

595

392

329

Дети, оставшиеся без попечения родителей

1789

1836

1760

1674

Дети, помещенные временно до 1 года по заявлению родителей (в связи с трудной жизненной ситуацией, дети одиноких матерей (отцов), дети безработных)

86

Всего воспитывается и обучается

2384

2228

2 089


В 2008 году из общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях, подведомственных Комитету по образованию:

·       переданы под опеку – 34 ребенка,

·       в приемную семью – 38 детей,

·       усыновлены – 65 детей,

·       возвращены в биологическую семью – 108 детей.

По состоянию на 01.01.09, из общего числа воспитанников учреждений для детей-сирот:

·       детей школьного возраста – 1793;

·       детей дошкольного возраста – 296.

В Санкт-Петербурге достаточно велико количество правонарушений, совершаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе находящимися под опекой (попечительством). По данным Комитета по образованию 18% воспитанников специальной общеобразовательной школы №1 закрытого типа, совершивших правонарушения различной тяжести, имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в специальной общеобразовательной школе №2 открытого типа, куда направляются подростки с устойчивым противоправным поведением, 3 воспитанника являются опекаемыми.


3.2 Проблемы сиротства в МО Озеро Долгое, основные направления деятельности органов опеки и попечительства


Прежде чем рассматривать проблему сиротства в муниципальном образовании Озеро Долгое, вкратце охарактеризуем данное муниципальное образование. Территориально Муниципальное образование Озеро Долгое находится в Приморском районе. Оно было создано в феврале 1998 года как муниципальное образование муниципальный округ №68. Но, исходя из месторасположения (границы озера Долгое) и закона Санкт-Петербурга “О территориальном устройстве Санкт-Петербурга”, в 2005 году наименование округа поменялось на Муниципальное образование муниципальный округ Озеро Долгое. Муниципальное образование занимает площадь 5.5 км2. Население образования составляет 82 тысячи человек.

На 01.07.2009 на учете в органе опеки и попечительства в муниципальном образовании состояло 85 детей, из них 14 детей-сирот, 54 ребенка, родители которых лишены родительских прав, 9 детей, родители которых осуждены и 3 ребенка добровольно переданы родителями под опеку. На территории округа организованы 5 приемных семей, где проживают 5 несовершеннолетних детей.

К числу главных задач деятельности органа опеки и попечительства относится решение проблемы социального сиротства детей и подростков и их интеграция с обществом. Решение этой задачи достигается путем осуществления деятельности по следующим приоритетным направлениям по улучшению положения детей на территории округа:

·       охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

·       профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

·       создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества; оказание психологической помощи родителям, имеющим затруднения в воспитании детей;

·       обеспечение реализации воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

·       выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;

·       сопровождение в специализированные учреждения органов социальной защиты и здравоохранения для несовершеннолетних;

·       выявление причин безнадзорности несовершеннолетних в МО Озеро Долгое и принятие мер к их устранению;

·       оказание психокоррекционной, социальной помощи семье, содействие возвращению детей в семью;

·       осуществление работы с несовершеннолетними, нуждающимися в психологической, социальной помощи, испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками и другими лицами, употребляющими наркотические вещества и спиртные напитки;

·       устройство в учреждения сиротского типа на временное или постоянное проживание безнадзорных несовершеннолетних детей с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания

Отдел опеки и попечительства обеспечивает распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних и направленных на ликвидацию групп социального риска. Осуществляет устную разъяснительную работу и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.

Кроме рекомендаций по вопросам охраны здоровья и поддержания психологического состояния несовершеннолетних, родителям несовершеннолетних и их законным представителям разъясняются их права и обязанности, объясняется необходимость изменения привычного образа жизни, отказ от асоциальных отношений, вредных привычек. Для несовершеннолетних из социально-неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Приморском районе Санкт-Петербурга открыт и работает ГУ «Центр Семьи», где несовершеннолетние могут не только временно проживать, но и получить помощь в устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, в защите своих прав и законных интересов. Специалисты органа опеки и попечительства направляют информацию по неблагополучным семьям в ГУ «Центр Семьи». Семьи, где есть приемные дети, сотрудники посещают каждый месяц, а семьи, где проживают опекаемые дети – два раза в год, контролируя жилищно-бытовые условия проживания детей. Специалисты дают рекомендации опекунам и приемным родителям по вопросам охраны здоровья, поддержания психологического и социального состояния детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты