Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

В Санкт-Петербурге нормативных актов, регулирующих передачу части полномочий учреждениям, не разработано, но ряд нормативных документов определяет деятельность учреждений социальной защиты населения по выполнению отдельных вышеперечисленных функций, в частности, приоритетным направлением Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге является поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 5.2. плана мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2009–2011 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.08 №1623) предусмотрено открытие структурных подразделений (служб) социального сопровождения приемных семей и семей, воспитывающих детей, находящихся под опекой (попечительством), на базе районных центров социальной помощи семье и детям[40].

В заключение отметим, что по данным Регионального центра “Семья” в Санкт-Петербурге на 31.12.08 г. создано 373 приемных семьи, в которых воспитывается 469 детей. Для сравнение на 31.12.07 г. в городе проживала 251 приемная семья и 317 детей, на 01.01.06 – 35 приемных семей и 48 детей. За 2008 год 200 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемную семью, в том числе 38 детей переданы в приемную семью из учреждений, подведомственных Комитету по образованию. Количество приемных семей, по сравнению с 2005 годом, увеличилось в 10,6 раза, количество детей, которые воспитываются в этих семьях, – в 9,8 раза[50].

Выводы по главе 2

1. С 2006 года в Российской Федерации проходит процесс деинституционализации, т.е. существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения, создание условий проживания, воспитания и образования в учреждениях, приближенных к семейным.

2. Доказано преимущество семейных форм устройства детей перед иституциональными, но в настоящее время внедрение этой политики вызывает множество вопросов, пути решения которых определяются в настоящее время, как на законодательном уровне, так и уровне содержательном.

3. Формы приемной семьи и патроната пришли в Россию из Америки и стран Европы, и становятся приоритетными. В данных форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании.

4. Определены особенности разных видов приемной семьи и патронатного воспитания. Главная их цель – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье.

5. Патронат – это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок. Такая форма часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению.

6. Рассмотрен алгоритм взаимодействия органов опеки и попечительства и

лица, желающего взять ребенка в приемную семью. Определены правовые последствия между приемными родителями и ребенком.

Глава 3. Основы организации работы с приемными семьями в МО “Муниципальный округ Озеро Долгое”

3.1 Проблемы сиротства в г. Санкт-Петербург


Проблема сиротства в России – одна из самых важных на сегодняшний день. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах, например, в Санкт-Петербурге. В крупных городах выше социально-культурный и экономический уровень жизни населения, чем в сельских поселениях. Оценивая степень благополучия жизни ребенка в семье, уделяется более пристальное внимание тому, насколько положение ребенка соответствует нормам законодательства. И если по каким-то причинам родители не в состоянии осуществлять родительские обязанности, такие семьи ставятся на учет в органе опеки и попечительства, и в результате может быть принято решение о передаче ребенка из семьи в интернат, под опеку и т.д. В сельской местности со стороны органов опеки и попечительства уделяется не настолько острое внимание данным проблемам. В селах больше людей, страдающих алкогольной зависимостью, безработных, т.е. тех, кто не способен в полной мере заботиться о своем ребенке, поэтому каждая отдельно взятая неблагополучная семья не вызывает такого осуждения и внимания со стороны органов опеки и попечительства, как в городе.

Безусловно, еще одной причиной большего числа детей-сирот в крупных городах по сравнению с сельскими поселениями, является и численность городского населения. Причем в основном в городах-миллионерах численность детей-сирот прямо пропорциональна общему числу населения. Так в Санкт-Петербурге численность населения составляет 4568,0 тыс. из них по данным еженедельной интернет-газеты “Петербургская семья” по состоянию на 19 марта 2009 года на учете в государственном банке данных о детях было зарегистрировано 3699 детей, оставшихся без попечения родителей. Для сравнения на 01.01.08 на учете состояло 4197 детей, на 01.01.07 – 4854, на 01.01.06 – 5168, на 01.01.05 – 4900, т. е. в Санкт-Петербурге, как и по России в целом, наблюдается положительная динамика числа детей-сирот. За 2008 год поставлено на учет в региональный банк данных 1111 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007 – 1139, в 2006 – 1158; в 2005 – 1300, в 2004 – 1756). За 2008 год всего принято на воспитание в семьи граждан 2474 ребенка (в 2007 – 2407 детей, в 2006 – 2253). Численность детей, переданных на воспитание в семьи жителей Санкт-Петербурга, ежегодно увеличивается.

На 01.01.09, количество детей, находящихся на воспитании в семьях граждан (под опекой, в приемных семьях, усыновленных посторонними гражданами), составило 11630 (на 01.01.08 – 12891 ребенок). В таблице Приложения 2 представлены данные о выявлении, учете и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в динамике за последние 8-9 лет.

В связи с проводимой в Российской Федерации политикой деинституционализации в Санкт-Петербурге в последние годы большое внимание уделяется вопросам семейного устройства детей-сирот. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р были утверждены целевые индикаторы социально-экономического развития России на период до 2020 года, среди которых выделен следующий показатель: удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей их численности. Ожидаемое значение данного показателя: 2010 год – 75%, 2012 год – 76%.

В целях обеспечения комплексного анализа социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга проводится оценка эффективности деятельности администраций районов города. В перечень показателей развития районов на 2008–2011 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.08 №737) включены следующие показатели, отражающие положение детей-сирот:

Число детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе:

·       переданных не родственникам в приемные семьи, на усыновление (удочерение); под опеку (попечительство); охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);

·       находящихся в государственных учреждениях всех типов.

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе:

·       переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение); под опеку (попечительство); охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);

·       находящихся в государственных учреждениях всех типов.

В Санкт-Петербурге усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

В 2008 году передано на усыновление 563 ребенка, что составляет 15% (2007 – 11,2%) от общего количества детей, состоящих на учете в банке данных, в том числе 65 детей усыновлены из учреждений, подведомственных Комитету по образованию.

Под опеку и попечительство в 2008 году посторонним гражданам передано 64 ребенка в возрасте до 3-х лет (14 детей до года и 30 детей от 1 до 3-х лет) и 31 ребенок – в приемную семью (5 детей до года и 26 детей от 1 до 3-х лет). Важным обстоятельством является то, что дети в возрасте до 3-х лет чаще бывают усыновлены (70% от всех усыновленных детей в 2008 году), что предпочтительнее для этой возрастной группы.

По состоянию на 31.12.08, в Санкт-Петербурге 6653 ребенка находились под опекой и попечительством (в 2007 г. – 6814), из них:

·       875 детей находились под опекой у посторонних граждан;

·       790 детей добровольно переданы родителями под опеку (попечительство).

В течение года устроено под опеку и попечительство 1711 детей (с учетом прибывших из других регионов), что составляет 69% от всех детей, устроенных в семьи. Переданы под опеку из учреждений, подведомственных Комитету по образованию 34 ребенка.

Согласно п.5 ст.10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» преимущественным правом быть опекунами или попечителями обладают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего. В 2008 году 77% детей переданы под опеку и попечительство родственникам.

Также Законом от 24.04.08 № 48-ФЗ введено понятие предварительной опеки или попечительства. Так как до 01.09.08 такого вида опеки и попечительства не существовало, практика применения в Санкт-Петербурге еще не сложилась.

Приемная семья представляет собой форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На 31.12.08 в Санкт-Петербурге создано 373 приемных семьи, в которых воспитывается 469 детей (на 31.12.07 – 251 приемная семья и 317 детей, на 01.01.06 – 35 приемных семей и 48 детей). За 2008 год 200 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемную семью, в том числе 38 детей переданы в приемную семью из учреждений, подведомственных Комитету по образованию.

Количество приемных семей, по сравнению с 2005 годом, увеличилось в 10,6 раза, количество детей, которые воспитываются в этих семьях, – в 9,8 раза.

В таблице Приложения представлена динамика численности приемных семей и в них детей по районами Санкт-Петербурга за последние 2 года.

К другим формам семейного воспитания можно отнести детский дом семейного типа. В Кировском районе создан семейный детский дом Барановых «Забота», в котором проживают 8 детей.

Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является подбор, учет, психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью.

За 2008 год на учет в орган опеки и попечительства поставлено 979 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 181 гражданин, желающий стать приемным родителем, и 332 гражданина, желающих усыновить ребенка. Снято с учета в связи с принятием в семью детей 963 / 164 / 314 граждан соответственно.

В региональном банке данных за 2008 год поставлено на учет 27 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 63 гражданина, желающих стать приемными родителями, 1096 граждан, желающих усыновить ребенка, в том числе 766 иностранных граждан. Снято с учета в течение 2008 года в связи с принятием в семью детей 15 / 37 / 849 граждан соответственно. Отказано в постановке на учет в качестве претендентов в опекуны пяти гражданам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты