Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Патронат может осуществляться в форме патронатного воспитания и социального патроната до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста. Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более).

Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные ребенка – инвалида (это даст передышку родителям ребенка и позволит сохранить ребенка в семье и не допустить его помещение в интернат).

Ребенок может находиться на долгосрочном патронате до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого ребенка (зачастую это помощь требуется всегда). Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится, если не представляется возможным передать его на усыновление. При передаче на усыновление такого ребенка преимущественное право усыновления предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого он воспитывается.

Социальный патронат устанавливается в случае изъятия ребенка из семьи из-за непосредственной угрозы его жизни и здоровью; при этом он может быть незамедлительно устроен не в сиротское учреждение, а в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме устройства.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа. Патронатный воспитатель должен быть готов к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.

Основные элементы патронатного воспитания:

поиск и отбор кандидатов в патронатные родители, их обучение;

подготовка ребенка к помещению в семью;

разработка плана по защите прав ребенка или любого другого документа, в котором бы содержались рекомендации патронатным родителям;

заключение договора между патронатными родителями, органами опеки и попечительства, уполномоченной службой - о разделении полномочий и ответственности за ребенка;

организация психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка и семьи специалистами уполномоченной службы[10].

Решение о помещении ребенка в семью на патронат принимается, если ребенок не имеет статуса для опеки или усыновления и в противном случае обречен попасть в приют или детский дом.

Между стороной, представляющей государство, и стороной, берущей ребенка на патронат, составляется договор, по которому государство организует обучение, отдых и лечение ребенка, оказывает помощь в его воспитании, решении психологических проблем; выплачивает целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. По решению сторон ребенок может быть изъят из патронатной семьи. Как правило, контакты с родителями и родственниками ребенка обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон. Со стороны органов опеки и попечительства обеспечивается постоянное сопровождение семьи и ребенка с момента поступления в семью и до изменения формы устройства или начала самостоятельной жизни[24]. Так же, как в случае с приемной семьей на содержание ребенка выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, патронатному воспитателю начисляется зарплата и засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск, согласно трудовому законодательству.

Необходимо отметить, что существует и экономический эффект - содержание ребенка на патронате обходится государству в 1,5-2 раза дешевле, чем в детском сиротском учреждении - даже с учетом затрат на уполномоченные службы.

К 1994 г. стало очевидным, что интернатная форма защиты прав детей исчерпала себя, и возникла необходимость в развитии новых форм семейного типа: приемной семьи и патронатного воспитания. В ходе реформ в социально-экономической сфере функция госопеки была возложна возложена на органы местного самоуправления. Но вследствие того, что функционал не был обеспечен финансово, у этих органов не было возможности профессионально исполнять свои функции как по сохранению детей в семьях родителей, так и по их устройству в семьи. Вместо развития форм семейного устройства, возникший вал беспризорности побудил фактически удвоить число учреждений для содержания детей – было построено столько же новых приютов и центров для временного пребывания детей, сколько было уже детских домов.

Причинами того, что формы семейного устройства широко не развивались, было отсутствие профессиональных служб по устройству детей в семьи, которые должны находиться в органах опеки; отсутствие единого «ведения дела» ребенка, находящегося в кризисной ситуации или оставшегося без семьи. Единый процесс защиты его прав расщепился на множество фрагментарных видов помощи, осуществляемых в рамках различных не связанных между собой учреждений и ведомств; устаревшие концепции и виды форм семейного устройства детей.

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если :

- ребенок подготовлен к такому помещению;

- семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

- после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.

Т.е. как в любом деле, требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон. Как организована такая работа и механизмы реализации полномочий органов опеки и попечительства в Российской Федерации – будет рассмотрено в параграфе 2.3.


2.3 Роль органов опеки и попечительства в организации применых семей


Представляя организацию работы органов опеки и попечительства с приемными семьями, необходимо начать с того, что первые сведения о воспитании сирот в семьях относятся еще к древнейшим временам, хотя формы устройства детей могли и не иметь этого формального названия. В Библии есть упоминания о детях, находящихся на попечении не связанных с ними родственными узами людей. Летописи, относящиеся к 16 веку, свидетельствуют о том, что сироты и дети из бедных семей в возрасте 12 или 13 лет передавались в ученичество различным ремеслам, а в пригородах Лондона Больница Христа помещала младенцев на проживание к няням.

В 17 веке встречаются упоминания о жалобах по поводу содержания, выплачиваемого воспитателям приемных детей: «В 1648 году один гражданин подал жалобу в суд квартальной пасхальной сессии графства Дербишир на то, что он содержал хромого ребенка, сына солдата роялистской армии, с того времени, как тот ушел воевать, то есть с 1646 года, и хотя приходским надзирателем ему было обещано 8 пенсов недельной платы, он получил эти деньги только за 9 недель»[48].

Правила, на основании которых детей помещали в семьи, менялись с течением времени, отличались для различных культур и социальных классов. Например, в средневековой Ирландии благородные семейства отдавали своих сыновей на воспитание в замки своих соседей, чтобы тем самым избежать междоусобиц. В других странах было принято воспитывать детей «бедных родственников», обращаясь с ними как со слугами. Среди более низких социальных слоев населения всегда имелась высокая материнская смертность, достаточно большое количество детей воспитывалось либо в семьях родственников, либо у случайных людей. Незаконнорожденных детей отбирали у матери и отдавали на воспитание другим людям.

В Христианской Европе заботой о бедных и бездомных занимались монастыри и почти при каждом монашеском ордене существовали приюты для брошенных и обездоленных детей. Так складывалась система детских домов для сирот. В ряде стран церковные общины до сих пор продолжают содержать сиротские приюты, в которых дети получают уход и религиозное воспитание, но не получают опыта жизни в семье.

В Англии в середине Викторианской эпохи тысячи детей жили в нужде и нищете. Открывались большие детские учреждения, во многих из которых находилось свыше 2000 детей. Режим в этих учреждениях должен был быть строгим, чтобы справляться с большим количеством детей. Многие подростки предпочитали терпеть лишения и жить на свободе, а не мириться со строгой дисциплиной в детских домах. Эти детские учреждения имели своей целью спасти детей от гибели, дать им крышу над головой и тем самым избавить общество от еще большей проблемы. Хотя они и были созданы с благими намерениями, они не были приспособлены для того, чтобы предоставить детям понимание, опыт и возможность полноценной жизни.

В XVIII веке в большинстве стран Европы в обществе росло осознание нужд и страданий бедных людей, желание найти более гуманные пути помощи детям-сиротам, чем просто помещение в детские приюты. К началу XIX века образовалось довольно много новых филантропических организаций, озабоченных судьбой детей в детских домах и стремящихся реформировать их и создать более гуманную среду обитания. Корни современной системы патронатного воспитания находятся в этом движении. Однако в те времена все усилия были направлены на спасение жизни детям, никто не пытался спасти также их родителей. Подобные воззрения просуществовали почти до середины XX века.

В Англии идея «спасения жизни детям» лежала в основе официальной системы патронатного воспитания. Во многих, если не во всех странах, забота о сиротах, в первую очередь, была делом их родственников. Это было присуще всем сословиям, но особенно, распространено среди бедных. Поэтому государство мало ценило и целенаправленно не использовало такой «общественный ресурс». В XX веке система устройства детей на воспитание в семью в Европе и Америке прошла ряд стадий в своем развитии.

Первый этап совпал с послевоенными реформами. Определяющей была тенденция быстро отдать на воспитание в семьи детей, которые «томились» в плохо оснащенных больших детских домах. Однако тогда считалось, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание ребенка была очень низкой, т.к. считалось, что патронатные воспитатели берут детей из-за «любви», а не из-за денег. Также семьям никто не помогал. Предполагалось, что такая семья «замещает» кровную и должна взять на себя всю родительскую заботу о ребенке. Кровные родители исключались практически полностью из процесса воспитания. Социальная служба помощь не оказывала.

Второй этап возник из общей идеи необходимости, в первую очередь, предотвращения изъятий детей из семей. Развитие практики показало, что количество отобраний детей от родителей, либо сроки устройства, можно сократить, если вовремя «поработать» с кровными родителями, с которыми, вследствие этого, нужно обращаться с большим пониманием и симпатией. Однако это начало создавать трудности патронатным воспитателям, которым приходилось «делить» ребенка с кровными родителями. Вместе с этим отбирать у родителей стали только очень запущенных и трудных детей, что еще больше осложнило задачи, стоящие перед патронатными воспитателями. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить предварительное обучение патронатных воспитателей. Так же, как и на предыдущем этапе, социальный работник единолично принимал все решения, нес всю ответственность за решение судьбы ребенка, кровных родителей и патронатных воспитателей.

Третий этап связан с началом помещения в семьи детей-инвалидов и трудных подростков. До этого момента времени дети-инвалиды, эмоционально депривированные дети, подростки продолжали содержаться в детских учреждениях. Существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны выполнять такую трудную задачу, как воспитание подобных детей, хотя при этом считалось, что на это способны сотрудники детских домов. Если предположить, что патронатные воспитатели могут заниматься воспитанием таких детей, то возникает необходимость разработать новые подходы к организации подготовки и последующей помощи для этих воспитателей. Социальные службы по устройству начали проводить обязательные регулярные встречи патронатных воспитателей, на которых происходило обсуждение проблем воспитания трудных детей (система непрерывной подготовки), была введена новая должность — социальный работник, ответственный за помощь патронатным семьям, воспитывающим эту категорию детей. При этом «обычные» социальные работники, ответственные за ребенка и его семью, сохранили все свои функции. В случае воспитания подростков была введена практика заключения письменных соглашений, а также трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребенка. Кровные родители и старшие дети рассматривались как равные партнеры в «предприятии». Отношения между социальными работником и патронатными воспитателями все менее оставались неравными и перерастали в нормальные рабочие (партнерские) отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты