Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Четвертый этап — этап профессионализации труда патронатных воспитателей. Социальные работники все более начинают признавать этих знающих и опытных воспитателей как своих коллег. В это же время растет «консолидация» самих воспитателей, от идеи проведения групповых обсуждений проблем воспитания они постепенно переходят к идее создания тесно взаимодействующих «команд» воспитателей, в которых каждый знает детей и проблемы других. В этом случае появляется возможность разрешать трудности, появляющиеся в какой-либо семье, путем перемещения ребенка на короткое, либо более продолжительное время, из одной семьи в другую в пределах группы. Когда все друг друга знают, конструктивный подход к делу и согласованное перемещение ребенка позволяет избежать ситуаций возвращения ребенка в социальную службу и периода неопределенности и поиска для этого ребенка нового места проживания. По мере совершенствования своих умений и роста уверенности в себе, патронатные воспитатели все более становились нетерпимыми к неповоротливой официальной системе. Некоторые из них создали свои собственные независимые патронатные агентства, которые успешно работают до сих пор.

Пятый этап. До этого времени службами защиты детства не принимались в расчет последствия попечения – то, что происходит с молодыми людьми после того, как о них перестает официально заботиться государство, и они покидают места их устройства (обычно в возрасте 18 лет, либо ранее). В Англии 86% детей, содержащихся вне дома, возвращаются жить домой. Это не всегда бывает просто, так что большинство из них оказывается на улице, становится наркоманами или преступниками. Встает проблема обеспечения будущего ребенка после окончания его пребывания на государственном попечении. В действительности, все, что этим молодым людям нужно, это иметь какого-то близкого взрослого человека, кого-то к кому можно обратиться за практическим советом и эмоциональной поддержкой. В Англии существует уверенность, что в обязанности патронатных воспитателей должно входить «оставаться родным человеком» для молодых людей. В одном из агентств эта обязанность записывается как пункт трудового договора о патронатном воспитании. В настоящее время разрабатывается и система оплаты за такую работу.

Шестой этап — использование патронатных воспитателей для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохранения семьи и дальнейшая профессионализация воспитания на дому, с прогрессирующей выплатой зарплаты, в зависимости от качества и сложности предоставляемых услуг.

Во многих странах существуют так называемые «патронатные семьи в помощь кровным родителям» — это как бы логическое продолжение эволюции роли патронатной системы, направленной на сохранение семьи для ребенка. Заметим, что здесь не случайно используется термин «семья», а не «родители», т.к. в этом случае подразумеваются «расширенная семья» — родственники и люди, с кем ребенок эмоционально связан. В США разработаны специальные программы подготовки патронатных воспитателей, основной целью которых служит «партнерство воспитателей с кровной семьей ребенка». На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронатного воспитания. В резолюции Конференции Международной Организации Патронатного Воспитания, которая проходила в Берлине в 1994г., отмечается: «Воспитание детей в патронатных семьях является квалифицированным социально-педагогическим трудом. Поэтому, наряду с пособием на содержание ребенка, патронатные воспитатели должны получать заработную плату, включающую оплату социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством. По желанию, с ними может быть заключен трудовой договор».

В настоящее время наметился седьмой этап развития патронатного (фостерного) устройства детей. Патронатное воспитание рассматривается как профессия, включенная в список специальностей, существует система квалификационных характеристик, оценки и повышения компетенций, т.е. переподготовки и повышения квалификации кадров, аттестация и лицензирование, движение по служебной лестнице – от простого воспитателя – до руководителя службы по устройству детей. Гарантируется пенсионное обеспечение, оплата социальных гарантий, как любому работнику. Службы по устройству детей имеют утвержденное штатное расписание, включающее ставки патронатных воспитателей для выполнения различных работ по воспитанию на дому и т.п.

На сегодняшний день приемные семьи законодательно разрешены в 124 странах мира.

Как уже упоминалось в параграфе 1.3, непосредственно на местах функцию защиты детей осуществляют органы опеки и попечительства – специально уполномоченные органы государственной власти субъекта федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству. До 1 января 2008 года этими вопросами занимались органы местного самоуправления, а сейчас опека и попечительство находится под юрисдикцией органов субъекта федерации. Органы опеки и попечительства, как правило, имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании)[34].

Согласно ст. 8 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” полномочиями органов опеки и попечительства являются подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Порядок осуществления этой деятельности Правительством России не определен. Например, в Санкт-Петербурге порядок организации вышеуказанной деятельности определен Распоряжением Комитета по труду и социальной защиты населения от 27.12.07 №141-р «О порядке организации и осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге деятельности по опеке и попечительству».

В соответствии с пунктом 2.3. данного распоряжения, орган местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:

·       ведет учет граждан РФ, проживающих на территории органа местного самоуправления, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей);

·       осуществляет подбор лиц, изъявивших желание и способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) и подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей;

·       представляет заключение о возможности граждан быть усыновителями, составляет заключение о возможности назначения опекуном (попечителем) и принимает соответствующее решение, выдает заключение о возможности быть приемными родителями с учетом их личных качеств, способности к выполнению обязанностей по воспитанию детей, их отношения с ребенком (детьми), взаимоотношений с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также состояния здоровья;

·       проводит обследование условий жизни ребенка и кандидата в опекуны (попечители).

Для того, чтобы взять ребенка детей на воспитание в приемную семью, необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. Пишется заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

·       Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

·       Характеристика с места работы;

·       Автобиография;

·       Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;

·       Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

·       Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью [32].

Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

Специалисты органа опеки и попечительства проверяют жилищно-бытовые условия, по результатам обследования составляется акт, и в течении 20 дней со дня подачи заявления выдается заключение о возможности быть приемными родителями. Это основание для подбора ребенка в целях его передачи в приемную семью[56].

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·       лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·       лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·       отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·       бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

·       лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка в приемную семью:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность[28].

Что касается детей, то на воспитание в приемную семью могут быть переданы следующие дети:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[49].

После получения заключения о возможности взять ребенка в приемную семью, пишется заявление с просьбой о его передаче в семью, к нему прилагается заключение о возможности быть приемным родителем. После этого составляется договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Договор предусматривает оплату труда приемных родителей. А вот размер оплаты определяется региональным законом об оплате труда приемных родителей. Детям выплачиваются средства на их содержание. Согласно договору приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты