Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

- семья – это тоже важнейший институт социализации ребенка-сироты. В новом Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье, усилены нормы, касающиеся лишения и ограничения родительских прав.

- социальные педагоги. Сегодня социальные педагоги работают в общеобразовательных учреждениях и центрах помощи семье и детям, в детских домах и реабилитационных центрах, пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, центрах творчества и т. д. Иначе говоря, реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога в сфере социальной защиты детства чрезвычайно многообразна.

- волонтеры, на безвозмездной основе ведут работу на улице среди беспризорных детей, детей, употребляющих наркотики, помогают в уходе и реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах.

- преподаватели, научные деятели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководителей студенческой практики, наставников, практические работники, способствующие прохождению практики студентов в различных организациях, учреждениях социальной защиты детства. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования, основные направления социальной защиты детства, определяя во многом ее эффективность.

Выводы по главе 1

1. Проблема постоянного увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе является для Российской Федерации глобальной, так как влечет за собой негативные социально-экономические последствия, что требует построения принципиально новой системы социальной защиты детей-сирот и детей в рамках проводимой государством социальной политики.

2. Вопрос опеки и попечительства обсуждается на протяжении всей истории России, со времен крещения Руси, и не всегда был делом государства.

3. Уточнено понятие социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы мер, направленных на рост величины человеческого капитала страны, т.е. на восстановление нарушенных социально-экономических, политических, медико-экологических, правовых, психолого-педагогических условий, обеспечивающих на современном уровне выживание и развитие детей. Стратегической целью социальной защиты детей-сирот является гармоничное развитие личности ребенка, способствующее его социализации и адаптации к внешним условиям.

4. Определены основные принципы управления системой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как системность, приоритетность, комплексность, непрерывность и своевременность, перспективность, индивидуальность и адресность.

5. Основными документами, регулирующие вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются Конституция РФ, Федеральный Закон “Об опеке и попечительстве” N 48-ФЗ и Конвенция ООН о правах ребенка. Но законодательная база не ограничивается указанными документами. Помимо международных, федеральных и региональных законодательных актов, органы муниципальной власти вправе создавать свои законы в области опеки и попечительства, не противоречащие вышестоящим.

6. Деятельность управления социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации осуществляется на 3 уровнях: федеральном, субъекта РФ и местном уровне.

7. На основе проведенного анализа установлено, что деятельность органов защиты детей не в полной мере отвечает предъявляемым к ней требованиям. Основными причинами этого явления являются:

·     Частое невнимание к проблемам семьи, материнства и детства со стороны общества и государства.

·     Отсутствия четкого разграничения полномочий между субъектами социальной защиты детей-сирот.

·     Отсутствие достаточного финансирования социальной сферы

·     Отсутствие алгоритма разработки и реализации политики управления социальной защитой детей-сирот.

Глава 2. Основы организации работы с приемными семьями в РФ


2.1 Проблемы деинстуционализации опеки над детьми сиротами в РФ


По данным статистики, Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (первые две - после Гражданской и Великой Отечественной войн). Даже после Великой Отечественной войны сирот во всем Советском Союзе было меньше (600 тысяч), чем сейчас в России (более 800 тысяч). Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами в обычном понимании этого слова. У более чем 83% из них есть живые родственники, а часто - жив один из родителей. Такое явление называется “социальное сиротство”, и причин ему много. Это нерешенные социально-экономические проблемы нашего общества, отсутствие выстроенной системы помощи семьям с детьми, с детьми-инвалидами, проблема нарко-алкогольной зависимости, хроническая бедность. Дети становятся сиротами при живых родителях и "благодаря" кризису института семьи, как такового, из-за банальной неприспособленности к жизни некоторых родителей и неумения нести ответственность за сохранение семьи - без сторонней помощи. А помощь эта приходит иногда поздно. Ведь вся социальная защита детей в России сконцентрирована на том, чтобы помочь тем, кто уже остался без попечения родителей. Между тем - необходимо раннее вмешательство - своевременная помощь кровной семье в сложные кризисные моменты - профилактика, а не борьба с последствиями. В результате сегодня существует достаточно большое количество форм, устройства детей, как традиционных для Российской Федерации, так и новых, заимствованных у западных стран. В таблице Приложения 1 и на графике Приложения 2 представлена динамика численности детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1990 года по проживанию в различных формах устройства детей[53].

Эксперты направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» - выделили в современной истории социального сиротства несколько этапов: 1991-1996 годы - "адаптационный период", начало которого совпало с резким пост-реформенным спадом производства и падением доходов населения. В это время цифры ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, существенно возросли. Государство реагировало на эти события расширением сети институциональных учреждений и изменениями в законодательстве. 1997-2005 годы - "стабилизационный период". Темпы выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снизились, было принято несколько законодательных актов, формирующих социальную защиту детей. Приоритеты в области решения проблемы социального сиротства стали постепенно меняться в сторону семейного устройства, но развитие форм семейного устройства еще не стало частью государственной политики.

С 2006 года - "деинституциализация". В рамках государственной политики сформулированы цели по снижению числа детей в интернатных учреждениях, принят ряд мер по материальному стимулированию семейного устройства детей-сирот, но пока темпы слишком слабы, чтобы прогнозировать сроки завершения данного процесса.

Институционализация, или помещение ребенка в интернатное учреждение - наиболее неэффективный способ решения проблемы социального сиротства. К такому выводу пришли все страны, столкнувшиеся с социальным сиротством, и благополучно от этой схемы отказавшиеся еще 30–40 лет назад. Это неэффективно как с экономической, так и социально-психологической точки зрения. Годы практики институционализации показали, что число детей-сирот не снижается. Бюджетные затраты на содержание детей в учреждениях колоссальны. А дети на выходе из заведений получают множество психофизиологических проблем, причины которых в самой системе коллективного воспитания в закрытом заведении, при отсутствии устойчивых отношений со значимым взрослым и положительного эмоционального фона. Не способные социализироваться, 90% выпускников сиротских учреждений живут за чертой бедности и только 10% находят свое место в жизни. Сироты часто повторяют судьбу своих родителей: их дети также попадают в детские дома, расширяя поле социального сиротства. Цена, которую платит за выбранный тип решения проблемы социального сиротства каждый конкретный ребенок, попавший в эту ситуацию, и государство в целом, оказывается слишком высока, а результат слишком плачевен. Помимо этого, многие десятилетия существования закрытой системы учреждений для детей-сирот породили огромное размежевание между миром детей, лишенных попечения родителей и миром обычным. Большинство людей не воспринимают сирот как обычных детей. В сознании большинства сиротство воспринимается как позорная печать – болезни, испорченности, преступности. Существует множество стереотипов: о том, что сироты имеют множество заболеваний - и физических и психических; о том, что склонность к алкоголизму или правонарушениям передается генетически, наконец, о том, что усыновление ребенка - это "крест", подвиг, который под силу единицам[54].

Прежде чем говорить о процессе деинституционализации, то есть о переходе к семейному устройству детей-сирот, рассмотрим вкратце основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Обычно выделяют три основные формы устройства детей-сирот: государственная, государственно-общественная и семейная, и каждая из форм имеет свои плюсы и минусы.

Государственные формы устройства

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты