Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Приемные дети в свою очередь пользуются льготами, которые предусматриваются как федеральными, так и региональными законами. Это могут быть льготы на получение образования, медицинское обслуживание, приобретение путевок, получение жилья, если у ребенка его нет[38].

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка и передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

После того как собраны все необходимые документы и получено от органов опеки и попечительства по месту жительства заключение о возможности быть усыновителем, специалисты обязаны ознакомить будущих приемных родителей, с имеющейся информацией о детях, которые могут быть усыновлены. Если же в районе нет детей, которых они захотели бы принять в семью, или они не хотят брать ребенка по месту своего жительства, специалисты органа опеки и попечительства обязаны оказать содействие в его поиске[25].

Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривают, что они обязаны оказывать содействие в поиске ребенка не только у себя, но и в других регионах России, обмениваясь между собой служебной информацией. Они имеют право связаться с органом опеки ближайшей к приемным родителям территории и попросить оказать помощь в подборе ребенка или же направить запрос о поиске ребенка в региональный или федеральный банк данных. Специалист органа отдела опеки и попечительства обязан выдать направление на посещение ребенка, который находится в сиротском учреждении. Это может быть больница, дом ребенка, детский дом[16].

После знакомства с ребенком приемные родители имеют право в течение 10 дней принять окончательное решение - будут ли они брать этого ребенка в приемную семью. Для этого на направлении, выданном органом опеки и попечительства пишется либо согласие, либо отказ с указанием причины. Если по каким-то причинам этого ребенка не берут в семью, то можно получить другое направление. Количество выданных направлений не регламентируется.

При согласии взять ребенка следующий шаг – это подача заявления в суд на усыновление по месту жительства или нахождения ребенка. Срок рассмотрения документов и дата суда устанавливается судьей. После рассмотрения представленных документов выносится распоряжение и заключается договор о передаче ребенка на воспитание. Эти правоустанавливающие документы подписывает глава руководитель местной администрации[47].

В настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки, а также утверждать содержание подобных программ[37].

Согласно Распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 02.04.01 №18-ра «О порядке учета лиц, желающих усыновить детей» и Распоряжению КТСЗН от 13.02.06 №10-р «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам организации приемных семей в Санкт-Петербурге», орган опеки и попечительства направляет граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, в СПб ГУ «Центр помощи семье и детям», осуществляющее бесплатную подготовку граждан по правовым, психологическим и медицинским вопросам. По окончании занятий Центр готовит рекомендации о возможности граждан быть усыновителями. Орган опеки и попечительства составляет заключение о возможности быть усыновителям с учетом данных рекомендаций.

СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» с 1993 года осуществляет:

·       консультирование граждан (российских и иностранных) по вопросам устройства детей на воспитание в семью;

·       подготовку семей, желающих усыновить ребенка или взять под опеку, в приемную семью;

·       оказание помощи в оформлении пакета документов, необходимых для принятия ребенка на воспитание в семью:

·       групповые занятия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, (попечители) приемные родители, которые проводят юрист, психолог, врач-невролог.

Подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание, в Санкт-Петербурге осуществляется как государственными организациями, так и негосударственными по их инициативе. Деятельность подобных организаций в этом направлении законодательно не регламентирована. Так, подготовка граждан, желающих взять ребенка в семью, в течение нескольких лет проводится в ГУ СРЦН «Дом милосердия» и «Альмус».

Большую работу в этой сфере проводят негосударственные организации. В ОБФ «Родительский мост» с 1997 года организована служба по привлечению и подготовке родителей, желающих и способных воспитывать в своих семьях брошенных детей, в том числе с проблемами развития. В процессе воспитания детей принимающая семья получает социальную и медико-психологическую поддержку. За время существования организации более 350 детей, оставшихся без попечения родителей, при поддержке Фонда обрели семью. За 2008 год 1792 человека получили телефонную консультацию по вопросам семейного жизнеустройства детей; пришли на очный прием к специалистам Фонда – 218 человек; состоялось 4 установочных тренинга (29 семей, 48 человек) и 3 «школы» (22 семьи, 32 чел.); 20 детей было размещено при содействии Фонда в подготовленные семьи. Помимо этого, в рамках исполнения Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.06 № 1539, на базе СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района» по договору с ОБФ «Родительский мост» проведено 4 «школы» по подготовке приемных родителей. Подготовлена социальная реклама и буклеты для приемных родителей на сумму 21,0 тыс. руб.

СПбОО «Врачи детям» в 2008 году проведено 4 «школы» для приемных родителей, в рамках которых закончили курс обучения 37 родителей. Это комплексная программа, включающая психологические, социально-правовые и медицинские аспекты. Занятия проходят в интерактивном режиме, с использованием практических упражнений, ролевых игр, мини-лекций, дискуссий. Продолжительность курса – 10 занятий (25 часов). За 2008 год при участии организации 26 детей устроены в семьи, в том числе: долгосрочное устройство - 17 детей, краткосрочное устройство – 9 детей[51].

В соответствии с п. 2.3. распоряжения Комитета по труду и социальной защите населения от 27.12.07 №141-р орган местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству:

·       осуществляет последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей;

·       осуществляет надзор за деятельностью приемных родителей, оказывает помощь в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства опекаемых (подопечных);

·       проводит не реже двух раз в год контрольные обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), по соблюдению и защите прав и законных интересов опекаемых (подопечных), выполнению обязанностей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, по обеспечению получения основного общего образования. По результатам обследования составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования опекаемого (подопечного), рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков[46].

Постановлением Правительства РФ от 29.03.00 №275, предусмотрено ежегодное обследование семей в течение первых трех лет после принятие ребенка в семью. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье. В случае несоблюдения данных требований по фактам нарушений сообщается в прокуратуру[24].

В целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, важно обеспечивать не только контроль, но и поддержку процесса адаптации детей в замещающей семье, комплексное (социальное, психологическое, педагогическое, правовое, медико-социальное) сопровождение такой семьи, а это предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и их законным представителям, которые могут выполнять соответствующие профессиональные службы, уполномоченные органы опеки и попечительства.

Федеральное и региональное законодательство пока не установило порядок передачи части полномочий учреждениям.

Согласно п.п.3-4 ст. 6 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным, опекунам, попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание взять ребенка в семью на воспитание, осуществляется во взаимодействии с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями[15].

В письме Министерства образования и науки России от 25.06.07 №АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» для урегулирования на уровне субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований, разработана модель закона субъекта РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ» (модельный закон). В модельном законе предусматривается возможность поручения органам опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ:

·       по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

·       по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;

·       по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам;

·       по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;

·       по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания) для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям (образовательным, медицинским, социальной защиты населения, или иным организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением[34].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты