Государство подобного типа получило название правового. Это название имеет под собой несколько оснований, поэтому в России часто подвергается критике. Согласно марксистской традиции, любое государство основывает свою деятельность на праве и в этом отношении является правовым. С другой стороны, любое государство осуществляет насилие. Государство промышленного общества ограничивает пролетариат, поэтому для марксистов оно не может быть правовым по отношению к последнему. Термин «правовое государство» имеет иное содержание.
Идеологами-теоретиками правового государства выступали либеральные демократы (Дж. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант), которые критиковали сословное неравноправие и пытались разработать такое демократическое устройство, которое могло ограничить вмешательство государства во многие социальные процессы. Правовое государство за счет безусловного подчинения всех властных структур закону позволяет ограничить вмешательство де-виантных (отклоняющихся) политических субъектов в конкурентно организованный процесс общественного воспроизводства. Поэтому господство права может быть осуществлено только в случае распределения власти между конкурирующими политическими субъектами и институтами власти. Разделение властей может выполнять свои функции при строгом и постоянном общественном контроле за публичными процессами.Правовое пространство превращает структурные элементы промышленного общества в равноправных субъектов, которые взаимодействуют между собой на основе равных для всех и контролируемых норм. Такими сферами выступают граждане, общество, структуры власти и иные институты; формы правления, как мы уже говорили, могут быть самыми различными. Указанные функции правового государства выполняют и различные формы республиканского и конституционно-монархического устройства. Сущностью правового государства является функция установления определенного соотношения между гражданскими и политическими процессами. Причем эту определенность создают содержательные культурные технологии, которые современной наукой еще в достаточной мере не освоены.Регулирование и инновационное обновление государственных форм осуществляется посредством множества социальных механизмов как в сфере мировоззрения и идеологии, так и в сфере политической практики. Конкурентные механизмы, обеспечивающие социально-политическую коррекцию, имеют целый ряд недостатков из-за своей стихийности. В то же время попытка ограничить стихию конкуренции социальным планированием и конструированием носит чрезвычайно противоречивый характер. В истории XX века возникло несколько политических режимов фашистско-тоталитарного характера, в которых одной из основных задач являлось упорядочение, плановая организация социально-политического процесса.
Чем различаются современные демократические государства? Если рассматривать государства конца XX века, то большинство из них имеет в той или иной мере демократическую форму. В то же время существование современного демократического государства в значительной мере зависит от состояния гражданского процесса. При неразвитости гражданских отношений демократическое государство приобретает черты тоталитаризма. Этот момент политических отношений связан с тем, что государство вынуждено в этих условиях подменять гражданские институты. Такое взаимодействие гражданского и политического приводит к тому, что государство нейтрализует, поглощает гражданское содержание. Например, в нашей стране при социализме государство инсти-тупионализировало гражданскую самодеятельность. Слаборазвитые гражданские отношения создают основу для авторитаризма, при котором за счет пасси-онарной активности некоторых субъектов власти осуществляются определенные моменты гражданской самодеятельности. Мы же сейчас рассмотрим классическую форму демократии при развитом уровне гражданской самодеятельности.
Демократическое государство существует в форме республики или с сохранением архаичной формы, как, например, конституционная монархия. Республика представляет форму власти, при которой нет ее сословно выделенных субъектов, источником власти объявляется народ. В то же время достаточно понятно, что истинным источником власти будут выступать объекты гражданских отношений. Народовластие выражается в том, что высшая власть выбирается всеми. Возможен вариант формирования ее общенациональным представительным учреждением.
Государственная власть в республике осуществляется в результате деятельности институтов, к которым относятся президент, парламент, правительство, правоохранительные органы и электорат — население, которое избирает власть. В зависимости от соотношения законодательных и исполнительных функций и их организации разделяют республиканское правление на парламентское и президентское.
Парламентская республика в максимальной мере реализует гражданскую организацию — она основана на принципе верховенства представительной парламентской власти. Правительство формируется парламентом из состава лидеров победившей на выборах партии и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Правительством руководит премьер-министр. Власть президента достаточно ограниченна, она носит представительский характер. Правительство нуждается в поддержке большинства парламента, если такой поддержки не остается, правительство уходит в отставку. В то же время премьер-министр, как правило, имеет право роспуска парламента и объявления новых выборов. Такие республики существуют в Австрии, Италии, Финляндии и других странах.
В президентской республике власть концентрируется в руках главы исполнительной власти, который осуществляет роль руководителя государства и руководителя правительства. Должности премьер-министра в такой республике нет. Избрание президента осуществляется электоратом, а не парламентом; правительство формирует президент, который не имеет полномочий роспуска парламента. Президентская республика характеризуется мощным институтом разделения властей. Такая форма государственной власти существует в США, Бразилии, Мексике, Аргентине и других странах.
Как видим, эти две формы республиканского правления закрепляют приоритет той или иной структуры власти, возлагая на нее ответственность за деятельность всего государства. Механизм власти позволяет закреплять в той или иной мере гражданскую активность. Более сложной в этом отношении формой власти является смешанная прези-дентско-парламентская или полупрезидентская республика. В ней в разной форме сочетаются черты двух чистых форм. К странам с такой формой правления, например, относятся Франция, Россия, Чехия, Польша. В странах со слаборазвитым гражданским сектором при любой форме власти встает проблема ответственности элиты за свои действия, поскольку из-за неорганизованности населения контролировать и корректировать действия государства практически невозможно.
Конституционная монархия по реальному строению воспроизводит ту или иную форму республиканской власти, о чем мы уже говорили. В дополнение к ним сохраняется фигура монарха, который выполняет представительские функции и является высшим арбитром в конфликтных ситуациях.
2. Как соотносятся политика и религия?
Политика и религия на протяжении многих тысячелетий тесно связаны друг с другом. Исходя из современной парадигмальной определенности, под религией можно понимать мировоззрение, которое основано на непосредственном сознании, откровении и вере; а также образ жизни, который регулируется в основном религиозными нормами. Иногда в истории возникают сакральные популяции, в которых религиозные нормы поглощают политико-правовые, политика получает религиозное выражение, например Израиль или страны с господством мусульманского фундаментализма. В общем контексте истории все же имеет смысл говорить о наличии самостоятельных институтов политики и религии, которые взаимодействуют тем или иным образом.
Можно выделить три этапа в развитии взаимосвязи религии и политики: дорелигиозный, религиозно-ортодоксальный и пострелигиозный. Поскольку религиозная картина мира всегда предполагает осознание отношения человека и абсолюта, она возникает на сравнительно позднем этапе развития человека и общества. В доземледельческом обществе господствовали формы веры локального характера, которые, в частности, позволяли ритуализировать социокультурные технологии, придавать им сверхъестественный характер. Кроме того, вера не абсолютного, а относительного, особенного характера позволяла создавать систему социальных запретов-табу, которые выступали в качестве патриархального права.
Возникновение собственно политической организации, государств совпадает исторически с формированием государственных религий, которые выступали в качестве институтов, параллельных политическим. Традиционное право, «обычное» право формировалось на основе культовых традиций и на религиозных социокультурных кодах, транслирующих организационные технологии. Политическая организация укрепляется за счет священного, сакрального характера. Например, иудейская религия имеет ярко выраженный политический характер, который сохраняется уже на протяжении почти трех тысяч лет.
Мировые религии — буддизм, христианство и ислам — выполняли, хоть и различные, но яркие политические роли. Причем сотрудничество религии и политики привело, например, к противопоставлению религии и церкви во многих формах мировоззрения. Это было связано как с политизацией религии, так и с оппозиционным влиянием на политику через религиозную форму. Например, К. Юнг свидетельствует, что М. Лютер до конца жизни мучился проблемой:его борьба с католицизмом происходила по божественному вдохновению или по причинам личностного характера?
Христианство неразрывно связано с европейской политической системой. Западная политика соотносится с католицизмом и протестантизмом, восточная — с православием и протестантизмом. Западная политика средних веков опиралась на авторитет христианства и католическую церковную организацию, носившую универсальный характер сис-темообразующего плана. Восточноевропейская политика использовала тот же авторитет и православную духовную традицию соборности.Особо можно говорить о морали мировых религий, в том числе и христианства, которая оказала сильнейшее воздействие на организацию общества и его политическую форму. Начиная с Конфуция моральная нормативность выступила в качестве системы максим (абсолютных норм), которая в значительной степени отличает политическую форму с преобладанием языческой религии от формы, пронизанной мировыми религиями. Зафиксирована связь между протестантизмом и его этикой и промышленной организацией общества (М. Вебер). Специфика гражданских отношений, которые основаны на частной собственности и индивидуализме, а также капиталистические ценности тяготеют к религиозной индивидуализации. Развитие протестантских настроений связано политически с необходимостью ослабления господствующей идеологии, которая генерировалась Ватиканом. Поиски естественных основ социально-политической организации в эпоху Просвещения привели к распространению атеизма. Кроме того, атеизм выступал в качестве момента оппозиционной идеологии третьего сословия, нарождающейся буржуазии. Любая оппозиционная идеология значительную часть энергии направляет на ослабление и уничтожение идеологии господствующей политической элиты в интересах политической победы.
Атеистическая реакция получила свое завершение в теоретической идеологии пролетариата (К. Маркс). Религия была объявлена заблуждением, фантастическим отражением действительности и «опиумом для народа». Было распространено научное мнение, что с возникновением коммунизма отмирает всякая основа для религиозного сознания, которое сменяется научным, атеистическим мировоззрением. Но религия продолжает существовать, влияя на современную политическую жизнь в самых разнообразных формах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12