Политология (шпаргалка 2002г.)

Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.

Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.

По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.

По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.

  Б5

1. Идеальное государство Платона          

Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) является крупнейшей фигурой в истории политических идей. Философской основой платоновского учения о государстве стал идеализм. Если коротко сформулировать суть его учения об идеях, то можно сказать его словами: “истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи”, данные же в ощущениях вещи и явления не истинны, поскольку подвижны, подвержены становлению.Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге “Государство”) как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала  - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу;  оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое “по своей природе жаждет богатства”. Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра - золотое, Платон допускает перевод членов одного сословия в другое. Придуманный им миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный сторож.Платон выступает противником частной собственности: “ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий”.У правителей и стражей в идеальном государстве Платона существует общность  детей и жен. Женщины в этом государстве уравнены в правах с мужчинами. Семья в обычном смысле слова для правителей и стражей - первых двух сословий - не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и труда людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства - если среди правителей выделится кто-нибудь один - монархия, если несколько правителей - аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке ухудшения государственности, “извращения” совершенного типа.

2. Общественные организации и движения

Общественными движениями наз более или менее многочисленные объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти.

Динамика их появления:

-возникает опред соц проблема, появл группа людей, которая придает целенаправленный характер решению данной проблемы.

-вырабатывается конкретные цели и задачи, программы

-вербовка сторонников, агитация

-развернутая деятельность, которая воплощается а оппеляции к  власти или даже в давлении на власть.

-затухание движения, это либо корректировка цели либо распад движения.

Функции общественных движений.

-защита интересов членов данного движения и их представительство

-объединение граждан

-мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем

-обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

Типология общественного движения:

1..политические, экологические, правозащитные

2.. неполитические (красный крест, защита памятников)

3..консервативные за сложившийся порядок

4..протеста – выдвижение требований

5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху

-насильственная

-ненасильственная.

Разделяются по половозрастным признакам:

-движение женщин

-дети в борьбе за мир.

Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений:

-постоянное членство

-устав

-наличие аппарата управления

-централизованное руководство.

Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть.

Б1

1. Политика как социальное явление

Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального  баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействия который ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) Дифференцирующий. 1)-примат общезначимого,общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.

2. Правовое государство и его основные принципы

    Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки:

1.. верховенство законов, выражающих волю народа

2.. суверенитет народа

3.. гарантия осн прав и свобод граждан. Осн гарантия – наличие частной собственности

4.. разделение властей

5.. иерархия юриспруденции.

Условия правового гос:

1.. наличие гражданского общества    .

с 60-х годов возникает новый тип правового гос – это социальное гос. Оно  стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции:

1.. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч

2.. реализует политику занятости и охраны прав

3.. соц сирахование, поддерж семью и материнство

4.. доступны для всех образование, культуру, здравоохранение.

Б 4

1.  особ. Ант. Пол мысли

Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие оратор­ских способностей, практика законодательной де­ятельности, непосредственная, прямая демократия и др. «Естественность» политики для многих ан­тичных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления и другие вопросы по­литического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала че­ловека всю жизнь, ведя поиск оптимального поли­тического строя.

2. Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается  партийная система, под которой понимается совок всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

система с одной партией;

система с партией, осуществляющей  гегемонию;

система с преобладающей партией;

двухпартийная система;

система ограниченного плюрализма;

система крайнего плюрализма;

система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.

Б 10

1. Концепция общественного договора

Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора.

Первой попыткой схематического изложения теории естественного права считается учение Гуго Гроция (1583-1645). Дальнейшее развитие теория естественного права и общественного договора получила в политических доктринах английских ученых Томаса Гоббса и Джона Локка.

В борьбе короля и парламента, которая развернулась в Англии накануне буржуазной революции XVII века, Т.Гоббс (1588-1679) сразу стал на сторону короля. В 1640 году через несколько дней после роспуска Короткого парламента и накануне созыва Долгого, Гоббс опубликовал небольшой трактат “Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве”. После этой публикации Гоббс был вынужден покинуть Англию, опасаясь преследований. Уже во Франции он пишет свое самое значительное произведение “Левиафан” (1651). Однако, несмотря на определенно монархические взгляды Т.Гоббса, в период реставрации он подвергался травле, а после его смерти написанное им было публично сожжено.

По своим философским взглядам Гоббс был представителем механистического материализма и естественнонаучного метода познания. Механистические воззрения Гоббса обнаруживаются и в его учении о государстве. Государство он представляет себе как большой механизм, образовавшийся в результате движения и столкновения человеческих стремлений и страстей. Первоначальным элементом государства, из которого надо исходить при его изучении, по мнению Гоббса, является отдельный, изолированный человек, находящийся в естественном состоянии. Полемизируя с Аристотелем, Гоббс подчеркивает, что человек становится склонным к общественной жизни не по природе, а вследствие воспитания. Он не согласен также и с Гуго Гроцием, утверждавшим, что по природе человеку свойственно стремление к общению с другими людьми. Гоббс утверждает, что страх, а не “общежительный” инстинкт порождает общество, что человек по своей природе, сущности эгоистичен. Он считает, что человек ищет не общения, а господства и что к другим людям его влечет не любовь, а жажда славы и удовольствия. Повсюду человек добивается только своей выгоды и стремится избегать страданий, но так как у всех людей, по словам Гоббса, силы одинаковы, то отсюда он делает вывод, что по природе все люди равны: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Природа дала всем все. Следуя логике Гоббса, можно сделать вывод: люди в естественном состоянии пребывают в постоянной вражде друг с другом. Человек боится другого человека как своего врага, ненавидит его, старается ему навредить. По словам Гоббса (ставшим впоследствии крылатыми), естественное состояние есть состояние всеобщей войны - “войны всех против всех”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты