Политология (шпаргалка 2002г.)

Сословная политика в Европе была освящена традиционным взаимодействием политики и ре­лигии, которое заключалось в огосударствлении религии и придании, в свою очередь, политике сак­рального, священного характера. Равноправие, де­мократизация изменяют это соотношение. С раз­витием промышленного общества осуществляется отделение церкви от государства, политическая сфера становится самостоятельной по отношению к религии. В то же время конституционально в демократическом обществе провозглашается сво­бода совести и конфессиональной принадлежнос­ти. Взаимодействие политики и религии приобре­тает косвенный характер за счет множества опос­редствующих моментов. Мы здесь не можем об­суждать проблемы, связанные с будущим религии, и ее отношения с политическими институтами. Ряд мыслителей (М. Вебер, К. Юнг) высказывали со­ображения, что религия обладает глубокой укоре­ненностью в человеке и будет существовать долго. Наверное, проблема сейчас заключается в пропор­ции разума и веры и способа их влияния на поли­тическую организацию.

В России более девятисот лет православие ока­зывало организующее воздействие на монархичес­кую власть. Царизм как политическая система был самым тесным образом связан с религией и цер­ковью. Политическая организация была инобыти­ем божественной организации. Советская власть не выдержала конкуренции с религией, роль церкви была очень сильно ограничена в социокультурном отношении политическими методами. По мере не­обходимости церковный авторитет использовался властью коммунистов для активизации политичес­кой деятельности народа, например во время Оте­чественной войны

В постсоветской России можно отметить неко­торый ренессанс религии, попытки оживить по­ложительное влияние церкви на социально-поли­тическую обстановку. Однако глубокие противоре­чия, охватившие как царскую, так и социалисти­ческую Россию, сильно деформировали отношения между политикой и религией. Изменились и рели­гиозные установки россиян. Поэтому о новой фор­ме данного альянса говорить пока трудно.

Б 15

1. Либер-демок. Напр. Чичерин Кистяковский

Русский либерализм восходит к XVIII веку и в своем историческом развитии имел три этапа:

1)“правительственный” либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию это - просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского);

2) либерализм пореформенного периода - “охранительный” (или консервативный) либерализм, синтезирующий либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности (Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве);

3) “новый” либерализм начала XX века, сущностью которого был синтез идей либерализма и социал-демократии (социальный либерализм), провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину “права на достойное существование”. Его теоретики - Н.И.Кареев, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен разрабатывали проблемы правового государства и  “правового” социализма. Идеи либерализма не получили достаточного распространения во многом потому, что в начале века в России доминировали радикальные идеи народничества и марксизма, а либеральное движение не имело социальной базы - средних слоев.

Крупнейшим представителем русского консервативного (“охранительного”) либерализма рубежа веков был Б.Н.Чичерин (1828-1904) - правовед, неогегельянец, государственник. Главным для него было обоснование необходимости интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа XIX-XX веков: “примирить” самодержавную власть с ростом оппозиционного движения, отстаивающего демократические свободы и конституционный строй.

В статье “Различные виды либерализма” Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида, которая весьма актуальна и сегодня для научной классификации современного российского либерализма: 1) “уличный” - либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным “волнением”; 2) “оппозиционный” либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть в “ошибках” и “наслаждающийся благом собственной критики”; 3) “охранительный” либерализм, ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов. “Сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры и сильная власть”.

Главной проблемой общественной жизни Чичерин считал согласование двух противоположных начал - личности и общества, поскольку духовная природа личности состоит в свободе, а общественное начало выражается в законе, ограничивающем свободу. Где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет объективного права. Власть призвана охранять закон и сдерживать свободу, иначе в обществе воцарится деспотизм государства или “тирания демократии”. Отношение свободы и закона может быть двоякое: добровольное и принудительное; первое определяется нравственностью (“внутренней” свободой), а второе - правом. Государство же есть высшая форма общежития - союз, господствующий над всеми остальными союзами (семейством, гражданским обществом, церковью), ибо все элементы человеческого общежития сочетаются в государстве как в союзе.

По мнению Чичерина, основой права является “гражданская свобода” личности - равноправность, или формальное равенство всех перед законом. “Гражданская” (или личная) свобода включает права: занятия любой деятельностью, свободы “перемещения и поселения”, “обязанности” по отношению к другому, право собственности - “первого явления свободы в окружающем мире”. Чичерин был противником социализма и первым критиком марксизма в России, полагая, что отрицание частной собственности навсегда останется мечтой утопистов, не признающих естественно-нормальное развитие общества. Отстаивая принцип частной собственности,  невмешательства государства в экономику, он  выражал интересы молодой российской буржуазии. Гражданская свобода должна быть дополнена политической (в том числе - свободой создания политических партий при их непременной подзаконности основам конституции).

Главной задачей, целью и условием правового (“правильного”) государства Чичерин считал охрану гражданских и политических свобод своих граждан: именно государство как “носитель высшего порядка” и верховной власти, как “юридический союз” имеет эту прерогативу. Государство обязано также осуществлять “общее благо” (“общественную пользу”), т.е. помощь обездоленным и малоимущим (идея о системе государственного социального обеспечения).

Отличительной для России формой государства он считал конституционную монархию, где монарх воплощает начало власти, дворянство - начало закона, а представители народа - начало свободы. Конституционная монархия как эффективное средство разделения властей между разными сословиями защищает общество от политической нестабильности.

2. политическая деятельность

Деятельность — это способ существования че­ловека, общества, характеристика всех видов че­ловеческой активности. В ней происходит процесс творческого преобразования действительности, из­менение самих человеческих субъектов. Основны­ми Признаками человеческой деятельности явля­ются: продуктивно-преобразовательный характер, сознательная целесообразность и социальность.

Конкретных видов деятельности бесчисленное множество. Они могут быть классифицированы по форме, способу осуществления, субъектам и объ­ектам, пространственной и временной характерис­тикам, сферам общественной жизни и другим кри­териям. Одним из видов человеческой деятельнос­ти является политическая.

Политическая деятельность — это способ вклю­чения индивидуальных и коллективных субъек­тов в политику, форма проявления их активнос­ти в ней. Ее следует отличать от политизации. Политизация фиксирует отношение масс к струк­турам политической власти, лидерам, политичес­ким институтам и т. п. Политическая деятель­ность — это реальные действия людей, имеющих определенные цели и сознательно использующих средства для их достижения.

Политическая деятельность своеобразно выража­ется в конкретных формах, видах активности субъ­ектов, имеет свою специфику. Самыми важными характеристиками специфических черт полити­ческой деятельности являются: ориентация дей­ствий субъектов на общеколлективне проблемы;

использование политической власти как главно­го средства осуществления целей; основным ин­ститутом решения общих проблем выступает го­сударство.

структура политической деятель­ности

Всякая политическая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс дея­тельности. Основанием деятельности является цель, но основание цели лежит вне деятельности — в сфере человеческих ценностей, интересов и иде­алов. Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стре­мятся политические субъекты и который являет­ся побудительным мотивом деятельности. Цель в политике, кроме мотивационной, выполняет и ор­ганизующую, мобилизационную функцию. Общая характеристика цели состоит в интегративном вы­ражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию. Но она трудно реализуется, поскольку общая цель при своей ре­ализации расчленяется на многие конкретные цели, между которыми существуют противоречия. Гармонизации целей призвано достигать государ­ство, ибо оно есть единственный институт поли­тической системы общества, который в состоя­нии это сделать.

Средства — это способы достижения полити­ческих целей. Они носят служебный характер, ^подчиняются» целям, их обслуживают. Средст­ва есть конкретные инструменты влияния субъ­ектов политики на объекты. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно устойчива, то конкрет­ные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчи­вые инструменты действий субъектов.

Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в по­литике рассматривают, как правило, в зависимос­ти от их нравственной оценки и выделяют три позиции данного отношения. Первая заключает­ся в том, что нравственный характер политики определяется ее целью. Основателем подобного подхода был итальянец Н. Макиавелли, который выдвинул тезис: «Цель оправдывает средства». Второй подход исходит из приоритетного влия­ния средств на нравственную значимость полити­ки, ее цели. Третий заключается в том, что меж­ду целями и средствами существует взаимо­влияние, при котором как цель, так и средства ее достижения взаимодополняют друг друга. С од­ной стороны, цель предопределяет используемые средства, а с другой — средства определяют как результат цели, так и его качественную характе­ристику.

Между целью и средством ее достижения всег­да существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервиро­ваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными, оперативными и подвижными орудиями политической деятельнос­ти, то они непосредственно влияют на результа­ты политики, могут корректировать цель. Отсю­да очевидно, что политик обязан владеть меха­низмами использования средств, не абсолютизи­ровать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой смене средств.

Принципы политической деятельности

Принципов политической деятельности множес­тво. Назовем только ряд из них: единство и про­тиворечивость общегосударственных, региональ­ных и местных интересов, целей и средств дости­жения коллективного результата; принцип сдер-жек и противовесов властей; принцип относитель­ности любого института политической власти;

принципы плюрализма, толерантности, компро­мисса и другие.

Плюрализм означает признание правомернос­ти существования и реализации разнообразных, множественных интересов политических субъек­тов, использующих разные средства для дости­жения общей цели. Толерантность есть терпимое отношение одного политического субъекта к дру­гому при возможных несогласиях по отдельным политическим вопросам. Наиболее распространен­ным принципом в политике является принцип компромисса. Компромисс в политике — это со­знательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими сила­ми, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства.


Б12

1. Карамзин , Спиранский

 Мысль Р. в первой половине 19в. Карамзин, Сперанский

“правительственный” либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию это - просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского);

Представителем “правительственного” направления русского либерализма был М.М.Сперанский (1772-1839) -  государственный деятель эпохи Александра I  и Николая I, правовед, первый в России теоретик правового государства. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра I  к установлению конституционной монархии “сверху” путем реформ и создавал свои конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная - у Совета министров, законодательная - у Государственной думы - сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть - тоже сверху донизу - должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом. Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 года, и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии (до сих пор Сперанский - национальный герой Финляндии).

2. Типы полит культуры

Многообразие типов политических культур обусловлено многооб­разием политических систем, различием в уровне социально-эко­номического, политического, культурного, исторического разви­тия. Политическая культура существует в конкретных формах. Одни и те же ценности, символы, нормы, образцы поведения у раз­ных людей и социальных групп проявляются по-разному. Теория типов политических культур исходит из опреде­ления базисной модели политической культуры, проявляющейся в национально-специфических формах.По масштабам выделяют общую (доминирующую) поли­тическую культуру — это наиболее устойчивые, типичные при­знаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и субкультуры — совокуп­ность политических организаций и моделей политического пове­дения, характерная для определенных политических групп и ре­гионов и отличающаяся от доминирующей в обществе.

Она включает в себя ориентации:— социально-классовые,— национально-этнические,— религиозные,— политические,— половозрастные,— региональные. По Отношению к власти выделяют господствующую и контркулътуру (совокупность символов, ценностей, норм и об­разцов поведения, противостоящих доминирующей культуре).Широкую известность получила типологизация американ­ских политологов С.Верба и Г.Алмонда. Она основана на резуль­татах сравнительного анализа политических культур разных стран, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни и обеспечении функционирования поли­тической системы. Все политические культуры разделяются на три «чистых типа».

ПатриархальнаяОриентация на местные цен­ности (клана, рода, племени), местный патриотизм, семей­ственность. Индивид малово­сприимчив к глобальной по­литической культуре и вы­полнению политических ролей. Типична для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами.

ПодданническаяПассивное отношение индивида к полити­ческой системе, ори­ентация на традиции и ожидание от влас­ти, которой подчиня­ется, различных благ.

Культура участияГражданская актив­ность, вовлеченность в политическую жизнь, рациональность, стремление активно воздействовать на власть с помощью законных средств — выборы, демонстрации и др.

 «Чистые типы» на практике не встречаются, они перепле­тены друг с другом.






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты