Сословная политика в Европе была освящена традиционным взаимодействием политики и религии, которое заключалось в огосударствлении религии и придании, в свою очередь, политике сакрального, священного характера. Равноправие, демократизация изменяют это соотношение. С развитием промышленного общества осуществляется отделение церкви от государства, политическая сфера становится самостоятельной по отношению к религии. В то же время конституционально в демократическом обществе провозглашается свобода совести и конфессиональной принадлежности. Взаимодействие политики и религии приобретает косвенный характер за счет множества опосредствующих моментов. Мы здесь не можем обсуждать проблемы, связанные с будущим религии, и ее отношения с политическими институтами. Ряд мыслителей (М. Вебер, К. Юнг) высказывали соображения, что религия обладает глубокой укорененностью в человеке и будет существовать долго. Наверное, проблема сейчас заключается в пропорции разума и веры и способа их влияния на политическую организацию.
В России более девятисот лет православие оказывало организующее воздействие на монархическую власть. Царизм как политическая система был самым тесным образом связан с религией и церковью. Политическая организация была инобытием божественной организации. Советская власть не выдержала конкуренции с религией, роль церкви была очень сильно ограничена в социокультурном отношении политическими методами. По мере необходимости церковный авторитет использовался властью коммунистов для активизации политической деятельности народа, например во время Отечественной войны
В постсоветской России можно отметить некоторый ренессанс религии, попытки оживить положительное влияние церкви на социально-политическую обстановку. Однако глубокие противоречия, охватившие как царскую, так и социалистическую Россию, сильно деформировали отношения между политикой и религией. Изменились и религиозные установки россиян. Поэтому о новой форме данного альянса говорить пока трудно.
Б 15
1. Либер-демок. Напр. Чичерин Кистяковский
Русский либерализм восходит к XVIII веку и в своем историческом развитии имел три этапа:
1)“правительственный” либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию это - просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского);
2) либерализм пореформенного периода - “охранительный” (или консервативный) либерализм, синтезирующий либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности (Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве);
3) “новый” либерализм начала XX века, сущностью которого был синтез идей либерализма и социал-демократии (социальный либерализм), провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину “права на достойное существование”. Его теоретики - Н.И.Кареев, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен разрабатывали проблемы правового государства и “правового” социализма. Идеи либерализма не получили достаточного распространения во многом потому, что в начале века в России доминировали радикальные идеи народничества и марксизма, а либеральное движение не имело социальной базы - средних слоев.
Крупнейшим представителем русского консервативного (“охранительного”) либерализма рубежа веков был Б.Н.Чичерин (1828-1904) - правовед, неогегельянец, государственник. Главным для него было обоснование необходимости интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа XIX-XX веков: “примирить” самодержавную власть с ростом оппозиционного движения, отстаивающего демократические свободы и конституционный строй.
В статье “Различные виды либерализма” Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида, которая весьма актуальна и сегодня для научной классификации современного российского либерализма: 1) “уличный” - либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным “волнением”; 2) “оппозиционный” либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть в “ошибках” и “наслаждающийся благом собственной критики”; 3) “охранительный” либерализм, ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов. “Сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры и сильная власть”.
Главной проблемой общественной жизни Чичерин считал согласование двух противоположных начал - личности и общества, поскольку духовная природа личности состоит в свободе, а общественное начало выражается в законе, ограничивающем свободу. Где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет объективного права. Власть призвана охранять закон и сдерживать свободу, иначе в обществе воцарится деспотизм государства или “тирания демократии”. Отношение свободы и закона может быть двоякое: добровольное и принудительное; первое определяется нравственностью (“внутренней” свободой), а второе - правом. Государство же есть высшая форма общежития - союз, господствующий над всеми остальными союзами (семейством, гражданским обществом, церковью), ибо все элементы человеческого общежития сочетаются в государстве как в союзе.
По мнению Чичерина, основой права является “гражданская свобода” личности - равноправность, или формальное равенство всех перед законом. “Гражданская” (или личная) свобода включает права: занятия любой деятельностью, свободы “перемещения и поселения”, “обязанности” по отношению к другому, право собственности - “первого явления свободы в окружающем мире”. Чичерин был противником социализма и первым критиком марксизма в России, полагая, что отрицание частной собственности навсегда останется мечтой утопистов, не признающих естественно-нормальное развитие общества. Отстаивая принцип частной собственности, невмешательства государства в экономику, он выражал интересы молодой российской буржуазии. Гражданская свобода должна быть дополнена политической (в том числе - свободой создания политических партий при их непременной подзаконности основам конституции).
Главной задачей, целью и условием правового (“правильного”) государства Чичерин считал охрану гражданских и политических свобод своих граждан: именно государство как “носитель высшего порядка” и верховной власти, как “юридический союз” имеет эту прерогативу. Государство обязано также осуществлять “общее благо” (“общественную пользу”), т.е. помощь обездоленным и малоимущим (идея о системе государственного социального обеспечения).
Отличительной для России формой государства он считал конституционную монархию, где монарх воплощает начало власти, дворянство - начало закона, а представители народа - начало свободы. Конституционная монархия как эффективное средство разделения властей между разными сословиями защищает общество от политической нестабильности.
2. политическая деятельность
Деятельность — это способ существования человека, общества, характеристика всех видов человеческой активности. В ней происходит процесс творческого преобразования действительности, изменение самих человеческих субъектов. Основными Признаками человеческой деятельности являются: продуктивно-преобразовательный характер, сознательная целесообразность и социальность.
Конкретных видов деятельности бесчисленное множество. Они могут быть классифицированы по форме, способу осуществления, субъектам и объектам, пространственной и временной характеристикам, сферам общественной жизни и другим критериям. Одним из видов человеческой деятельности является политическая.
Политическая деятельность — это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней. Ее следует отличать от политизации. Политизация фиксирует отношение масс к структурам политической власти, лидерам, политическим институтам и т. п. Политическая деятельность — это реальные действия людей, имеющих определенные цели и сознательно использующих средства для их достижения.
Политическая деятельность своеобразно выражается в конкретных формах, видах активности субъектов, имеет свою специфику. Самыми важными характеристиками специфических черт политической деятельности являются: ориентация действий субъектов на общеколлективне проблемы;
использование политической власти как главного средства осуществления целей; основным институтом решения общих проблем выступает государство.
структура политической деятельности
Всякая политическая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Основанием деятельности является цель, но основание цели лежит вне деятельности — в сфере человеческих ценностей, интересов и идеалов. Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты и который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике, кроме мотивационной, выполняет и организующую, мобилизационную функцию. Общая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию. Но она трудно реализуется, поскольку общая цель при своей реализации расчленяется на многие конкретные цели, между которыми существуют противоречия. Гармонизации целей призвано достигать государство, ибо оно есть единственный институт политической системы общества, который в состоянии это сделать.
Средства — это способы достижения политических целей. Они носят служебный характер, ^подчиняются» целям, их обслуживают. Средства есть конкретные инструменты влияния субъектов политики на объекты. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно устойчива, то конкретные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов.
Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривают, как правило, в зависимости от их нравственной оценки и выделяют три позиции данного отношения. Первая заключается в том, что нравственный характер политики определяется ее целью. Основателем подобного подхода был итальянец Н. Макиавелли, который выдвинул тезис: «Цель оправдывает средства». Второй подход исходит из приоритетного влияния средств на нравственную значимость политики, ее цели. Третий заключается в том, что между целями и средствами существует взаимовлияние, при котором как цель, так и средства ее достижения взаимодополняют друг друга. С одной стороны, цель предопределяет используемые средства, а с другой — средства определяют как результат цели, так и его качественную характеристику.
Между целью и средством ее достижения всегда существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными, оперативными и подвижными орудиями политической деятельности, то они непосредственно влияют на результаты политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой смене средств.
Принципы политической деятельности
Принципов политической деятельности множество. Назовем только ряд из них: единство и противоречивость общегосударственных, региональных и местных интересов, целей и средств достижения коллективного результата; принцип сдер-жек и противовесов властей; принцип относительности любого института политической власти;
принципы плюрализма, толерантности, компромисса и другие.
Плюрализм означает признание правомерности существования и реализации разнообразных, множественных интересов политических субъектов, использующих разные средства для достижения общей цели. Толерантность есть терпимое отношение одного политического субъекта к другому при возможных несогласиях по отдельным политическим вопросам. Наиболее распространенным принципом в политике является принцип компромисса. Компромисс в политике — это сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства.
Б12
1. Карамзин , Спиранский
Мысль Р. в первой половине 19в. Карамзин, Сперанский
“правительственный” либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию это - просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского);
Представителем “правительственного” направления русского либерализма был М.М.Сперанский (1772-1839) - государственный деятель эпохи Александра I и Николая I, правовед, первый в России теоретик правового государства. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра I к установлению конституционной монархии “сверху” путем реформ и создавал свои конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная - у Совета министров, законодательная - у Государственной думы - сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть - тоже сверху донизу - должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом. Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 года, и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии (до сих пор Сперанский - национальный герой Финляндии).
2. Типы полит культуры
Многообразие типов политических культур обусловлено многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического, культурного, исторического развития. Политическая культура существует в конкретных формах. Одни и те же ценности, символы, нормы, образцы поведения у разных людей и социальных групп проявляются по-разному. Теория типов политических культур исходит из определения базисной модели политической культуры, проявляющейся в национально-специфических формах.По масштабам выделяют общую (доминирующую) политическую культуру — это наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и субкультуры — совокупность политических организаций и моделей политического поведения, характерная для определенных политических групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе.
Она включает в себя ориентации:— социально-классовые,— национально-этнические,— религиозные,— политические,— половозрастные,— региональные. По Отношению к власти выделяют господствующую и контркулътуру (совокупность символов, ценностей, норм и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре).Широкую известность получила типологизация американских политологов С.Верба и Г.Алмонда. Она основана на результатах сравнительного анализа политических культур разных стран, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни и обеспечении функционирования политической системы. Все политические культуры разделяются на три «чистых типа».
ПатриархальнаяОриентация на местные ценности (клана, рода, племени), местный патриотизм, семейственность. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре и выполнению политических ролей. Типична для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами.
ПодданническаяПассивное отношение индивида к политической системе, ориентация на традиции и ожидание от власти, которой подчиняется, различных благ.
Культура участияГражданская активность, вовлеченность в политическую жизнь, рациональность, стремление активно воздействовать на власть с помощью законных средств — выборы, демонстрации и др.
«Чистые типы» на практике не встречаются, они переплетены друг с другом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12