Политология (шпаргалка 2002г.)

Сказать  про СССР и Европу



Б 16

1. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий мысли­тель, внесший серьезный вклад в развитие самых разных областей обществознания. В его работах «Хо­зяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капита­лизма» и многих других была предпринята попыт­ка тотальной интерпретации общественных процес­сов с позиций научного познания.

Вебер исследовал политику, как и все другие сфе­ры общества, с позиций «понимающей» социологии. Рациональное знание у Вебера не может претендо­вать на объективную истину. Его задача и возмож­ности ограничиваются интерпретацией, понимани­ем, которые служат цели оптимизации адаптации субъектов познания и деятельности к социальной среде. Средствами такой деятельности служат у Ве­бера «идеальные типы» социальных феноменов, ко­торые выступают в роли эталонных структур, с ко­торыми сравниваются все особенные явления.

С этих позиций мыслитель, анализируя полити­ческую сферу, выделяет феномен власти. Она интерпретируется как власть, которая базируется на эко­номическом потенциале, и власть, основанная на публичном насилии, или легальная, законная власть. Власть политическая выступает в совокупности от­ношений господства и подчинения. Вебер приходит к выводу, что государственная власть основана на насилии и готовности подданных подчиняться это­му насилию. Признание насилия законным и оправ­данным получает название легитимности.

К идеальным типам господства Вебер относит: традиционный, харизматический и легальный. Традиционное осуществление власти опирается на ритуал, на устойчивый стереотип управления.

Харизматический тип ориентирован на сверхъествен-ные свойства вождя. Легальный — на закон, кото­рый признается как властью, так и подданными.

Демократическая организация промышленной культуры предполагает господство закона, которое реализуется на рациональном основании. Вебер при­ходит к выводу, что современное общество имеет тенденцию ко всеобщей рационализации, проник­новению во все сферы научной организации и гос­подства бюрократии в структурах власти. В то же время вывод о рационализации политики противо­речит исходной посылке Вебера о «понимающей» сущности сознания.

2. Сущность и значение конф в политике

Общественная жизнь насыщена многообразными конфлик­тами. Существует множество типологий конфликтов. В зависи­мости от сферы проявления различают экономические, социаль­ные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обус­ловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.

В самом широком плане источники или причины политиче­ских конфликтов подразделяются на внесоциальные, социаль­ные и комбинированные. К первым относятся многочисленные ис­точники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведе­ния. Обусловленные такими факторами политические конфлик­ты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, тер­рористических акций фанатиков, иных нерациональных и внеш­не мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов яв­ляются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызван­ные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствия­ми, но и самим человеком, усугубляющим эти события.

Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную диф­ференциацию общества, определяющую несовпадение стату­сов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, инте­ресов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большин­ства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжает­ся ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует кон­фликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэли­той, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, го­сударственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъ­ектом политического конфликта являются крупные со-

циальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.

Наиболее яркими формами политических конфликтов вы­ступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, граж­данская война.

Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государ­ственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. По­этому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борь­ба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.

Б19

1. Политическая власть.

Определение власти.  В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.

Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:

верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;

всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.

В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:

в соответствии с традицией (монархия);

харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);

рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.

Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:

высший уровень - макрополит система высших органов власти;

средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;

третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.

2. Либерализм

Либерализм является одним из самых распространенных идео­логических течений. Он сформировался на рубеже XVII — XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвеще­ния. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности как перед самой собой, так и перед общест­вом, признание права на индивидуальную свободу, самореализа­цию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в сво­ей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.

Рассматривая отношения государства и гражданского об­щества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета об­щества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности. Из экономи­ческой свободы, по их мнению, вытекает и политическая свобода. В области экономики либерализм выдвигает установку на свобо­ду рынка и конкуренции.

В 30-е годы XX века формируется идеология неолибе­рализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф. Д. Рузвельта, который в период ост­рого экономического кризиса по-новому определил роль государ­ства в регулировании экономики. Для выхода из кризиса неолибе­ралы сформировали мобилизационную экономику, регулирова­ние которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социаль­ная политика. Власть монополий была ограничена. Через налого­вую систему материальные богатства общества в большей степе­ни стали перераспределяться в пользу народа. В 50 — 60-е годы на Западе в обстановке значительного эко­номического подъема возникла неолиберальная концепция «госу­дарства всеобщего благосостояния». В странах Запада действует так называемая «социальная рыночная экономика», предполага­ющая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня на­рода. Таким образом, государство, участвуя в воспроизводстве ка­питала, с другой стороны, через перераспределение национально­го дохода снижает такие негативные последствия рыночных отно­шений, как ухудшение окружающей среды, отсутствие стимулов для развития общественного здравоохранения и образования, об­щественных дорог и транспорта, может обеспечивать социальную защиту граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты