Сказать про СССР и Европу
Б 16
1. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий мыслитель, внесший серьезный вклад в развитие самых разных областей обществознания. В его работах «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и многих других была предпринята попытка тотальной интерпретации общественных процессов с позиций научного познания.
Вебер исследовал политику, как и все другие сферы общества, с позиций «понимающей» социологии. Рациональное знание у Вебера не может претендовать на объективную истину. Его задача и возможности ограничиваются интерпретацией, пониманием, которые служат цели оптимизации адаптации субъектов познания и деятельности к социальной среде. Средствами такой деятельности служат у Вебера «идеальные типы» социальных феноменов, которые выступают в роли эталонных структур, с которыми сравниваются все особенные явления.
С этих позиций мыслитель, анализируя политическую сферу, выделяет феномен власти. Она интерпретируется как власть, которая базируется на экономическом потенциале, и власть, основанная на публичном насилии, или легальная, законная власть. Власть политическая выступает в совокупности отношений господства и подчинения. Вебер приходит к выводу, что государственная власть основана на насилии и готовности подданных подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и оправданным получает название легитимности.
К идеальным типам господства Вебер относит: традиционный, харизматический и легальный. Традиционное осуществление власти опирается на ритуал, на устойчивый стереотип управления.
Харизматический тип ориентирован на сверхъествен-ные свойства вождя. Легальный — на закон, который признается как властью, так и подданными.
Демократическая организация промышленной культуры предполагает господство закона, которое реализуется на рациональном основании. Вебер приходит к выводу, что современное общество имеет тенденцию ко всеобщей рационализации, проникновению во все сферы научной организации и господства бюрократии в структурах власти. В то же время вывод о рационализации политики противоречит исходной посылке Вебера о «понимающей» сущности сознания.
2. Сущность и значение конф в политике
Общественная жизнь насыщена многообразными конфликтами. Существует множество типологий конфликтов. В зависимости от сферы проявления различают экономические, социальные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.
В самом широком плане источники или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.
Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.
Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные со-
циальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.
Наиболее яркими формами политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борьба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.
Б19
1. Политическая власть.
Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:
верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;
легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.
В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:
в соответствии с традицией (монархия);
харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);
рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации.
Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
высший уровень - макрополит система высших органов власти;
средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;
третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.
2. Либерализм
Либерализм является одним из самых распространенных идеологических течений. Он сформировался на рубеже XVII — XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на индивидуальную свободу, самореализацию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.
Рассматривая отношения государства и гражданского общества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета общества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности. Из экономической свободы, по их мнению, вытекает и политическая свобода. В области экономики либерализм выдвигает установку на свободу рынка и конкуренции.
В 30-е годы XX века формируется идеология неолиберализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф. Д. Рузвельта, который в период острого экономического кризиса по-новому определил роль государства в регулировании экономики. Для выхода из кризиса неолибералы сформировали мобилизационную экономику, регулирование которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социальная политика. Власть монополий была ограничена. Через налоговую систему материальные богатства общества в большей степени стали перераспределяться в пользу народа. В 50 — 60-е годы на Западе в обстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальная концепция «государства всеобщего благосостояния». В странах Запада действует так называемая «социальная рыночная экономика», предполагающая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня народа. Таким образом, государство, участвуя в воспроизводстве капитала, с другой стороны, через перераспределение национального дохода снижает такие негативные последствия рыночных отношений, как ухудшение окружающей среды, отсутствие стимулов для развития общественного здравоохранения и образования, общественных дорог и транспорта, может обеспечивать социальную защиту граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12