2. В чем суть идеологии постиндустриального общества О. Тоффлера?
Олвин Тоффлер (род. 1928) — американский социолог и футуролог, соавтор идеологии «сверхиндустриальной революции».
Тоффлер одним из первых пришел к выводу, что в современном мире происходит серьезное столкновение старой и новой культур. Старая культура представляет собой тот уклад жизни, к которому мы привыкли, которая кажется современному человеку хотя и противоречивой, но естественной. К новой культуре подобные Тоффлеру идеологи относят те моменты открытости, которые возникают в результате осуществления современных технотронно-инфор-мационных процессов. Они происходят достаточно спонтанно, бесконтрольно. Осмысление этих инноваций затруднено, включение в культуру значительно отстает от волны их возникновения. Для того, чтобы не погибнуть под грузом собственных достижений, человечеству, как считает футуролог, необходимо изменить традиционное мировоззрение, приспособить его к скорости и содержанию потока преобразований постиндустриального общества. К проблемам, которые необходимо ассимилировать, включить в культуру, в первую очередь, относятся рост знания и объем потока информации, которые выступают основой технотрон-ного прогресса. Все институты общества соответствуют, практически, тем потокам информаиции, которые существовали десятки лет назад. В настоящее время, например, ежегодно объем научно-технической литературы увеличивается на 30 млн листов книжной продукции. С этим потоком научной и иной информации не справляются даже специальные институты, не говоря уже об остальных каналах культуры. Кроме информационного бума Тоффлер фиксирует целостные изменения в обществе, которые воздействуют на его облик. К элементам этих инноваций он относит те изменения, которые происходят в традиционных сферах, когда в них начинаются процессы беспрерывного опредмечивания современного знания и технологий, основанных на нем. Социолог приходит к выводу, что знание превращается в самый эффективный источник современного политического и социального могущества.
Б 23
1. функции полит системы.
Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей
Система – это то, что отвечает след признакам:
1.- Любая система имеет несколько составляющих элементов.
2.- Элементы взаимосвязаны между собой.
3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:
- граждане, соц общности, пол институты --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность.
Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.
Структура политической системы.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.
2. Тенденции развития современного мира
До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир – где полюс США и их союзники по НАТО. Тенденции : 1)Существование однополярного мира является основной тенденцией современных международных отношений. -> Всемирная глобализация. США- гипердержава-> 2)Вторая по значению тенденция формирования многополюсного мира., тк однополярность считается(противниками) негативным цивилизационным явлением(Китай+Индия+Россия или Зап Евр+РФ или Япон+ РФ+ Зап.Евр) --- 3) Нарастание глобальных проблем (политич, экономич, экологич, социальные) 4) Накопление и совершенствование оружия массового поражения (ядер, термоядер, хим, био, бактерио..) 5)Терроризм (Афган, чечня,+взрывы сша итд, пример – алькаида) 6) Задача сохранения оркуж среды 7)Экономика в целом (тут про нехватку полез ископаемых, быстрый рост населения китая индии африки… демография) 7) Тенденция – демократизация междунар отношений и внутриполитических процессов (нарушение прав и свобод невозможно скрыть, междунар общественность и сми принимают активное участие в формированиии мэждунар отношений на началах демократии)
Б 25
1. Признаки и функции государства
В общем виде определение правового государства можетбыть следующим. Правовое государство — это такое государство, где на практике обеспечена высшая власть закона, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Основными принципами правового государства являются: 1. Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что все проблемы общества должны решаться демократическим путем на основе Конституции.2. Гарантированная защищенность государством свободы личности, ее прав и интересов. Государство не только охраняет трава каждого гражданина, но и в целях соблюдения порядка в обществе допускает определенные ограничения гражданских прав и свобод. 3. Взаимная ответственность и доверие государства к личности.Государственнаявласть, общество, отдельные граждане должны соблюдать определенные правила поведения и не нарушать их. Верховная власть сильна доверием народа и его поддержкой. Только в этом случае она может быть легитимной.4. Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную является необходимым условием существования правового государства. Высшая власть должна быть единой, но ее отдельные структуры выполняют различные взаимодополняемые властные функции. Основная цель указанного принципа заключается :в создании условий, исключающих монополизацию власти какой-либо ее частью.5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона Конкретное осуществление этого принципа государством и обществом возлагается на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные организации.Правовое государство выполняет определенные функции:1. Экономическая функция заключается в определенном регулировании государством рыночных отношений, под^ держке многоунладности экономики и ее аграрного сектора. Государственное регулирование экономики должно обеспечивать экономическую и продовольственную безопасность, сохранить в руках государства внешнюю торговлю, укреплять националь'-ную денежную систему, защищать собственных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
2. Правоохранительная функция правового государства сводится к гарантированном охране прав и свобод граждан, поддержанию собственного порядка^ наблюдению за неукоснительным соблюдением законов не только гражданами, но и властными структурами.3. Социальная функция правового государства заключается в обеспечении гарантий, равноправия различных социальных слоев, классов, групп населения. У всех граждан должны быть равные возможности для получения образования, медицин-скогообслуживания, социальной помощи. Государство недолжно допускать снижения жизненного уровня населения, ухудшения условий труда и его оплаты.
4. Политическая функция правового государства гарантирует гражданам: политические права, и свободы, равный доступ к участию в государственных и общественных делах-Госу-дарство соблюдает принцип разделениявластей, многопартийности, поддерживает местное самоуправление.5; В духовной сфере высшая власть формирует общегосударственную идеологию, допускает плюрализм мнении и мировоззрений в пределах закона. В то же время государство должно бороться с различнымиформами расового, национального, религиозного неравенства, экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом.
2. Проблема внешнеполит выбора и факторы влияющ на вн политику
Вн.пол – это сознательная деятельность государств, наций, направленная на достижение поставленных ими целей в междунар отношениях.
До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир – где полюс США и их союзники по НАТО.
Вн. Политика должна обеспечивать экономическую и социальную стабильность внутри государства, внутреннюю безопасность. Факторы: военный, экономический, идеологический.
Сказать про ЕС, ЕВРО, терроризм …
Б 27
1. Формы государственного устройства.
ФГУ является административная и национально-территорияльная организационная структура государства. По этому признаку государства могут быть унитарными, федеративными, конфедеративными, империями.
По формам правления государства делятся на:
монархии (власть по наследству) (конституционная, абсолютная);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12