Политология (шпаргалка 2002г.)

Б 20

1. Политическая элита.

Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.

Механизм формирования политической элиты.

В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит элиты.

Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.

Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.

Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного капитал, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

2. консерваторы

Мы установили, что при изменении социокультурных условий политическая организация может вступить в противоречие с условиями жизни. Это противоречие выражается в неспособности государ­ства управлять обществом. Для восстановления со­ответствия требуются определенные изменения в общественной системе. Возможны два основных пути: усиление политической власти, достаточное для организации изменившихся людей и их взаи­моотношений, и преобразование политической ор­ганизации общества в соответствии с новой куль­турной ситуацией. Первый путь обычно называют реакционным, или консервативным, а второй — про­грессивным. Консервативная форма восстановления единства социокультурной и политической состав­ляющих обычно связана с ростом насилия и ис­пользуется, как правило, популярностью. В том случае, если инновации социокультурной сферы носят прогрессивный и необходимый, необрати­мый характер, то консервация политики не раз­решает возникшей проблемы, а лишь откладыва­ет ее. При чрезмерном усилении сдерживающих моментов политической системы возникают реак­ционные режимы, например тиранические или тоталитарные, которые мы будем анализировать позже.

Исторически оправданным способом восстанов­ления соответствия общества и политики выступа­ет преобразование политической структуры, кото­рое, как мы установили, в общем и целом увеличи­вает долю политической свободы, субъективируя, активизируя деятельностную сторону человека. По поводу способов политических преобразований нет единого мнения до сих пор. Приверженцев разных способов осуществления политических инноваций можно разделить на консерваторов и радикалов. Причем в термин «консерватор» в современной мен-тальности вкладывается два разных значения. Кон­серватор — это политик, являющийся сторонни­ком традиционных политических отношений, ко­торые воспринимаются уже как изжившие себя. Например, к ним относили сторонников аристок­ратии при распространении буржуазных отноше­ний. После того как промышленное общество по­лучило развитие и промышленная культура стала доминировать, консерваторами стали называть по­литиков, которые отдавали предпочтение естествен­ным способам разрешения социально-политических противоречий. Поскольку естественным механиз­мом разрешения противоречий в промышленном обществе считают конкуренцию, то лозунгом кон­серваторов можно считать тезис «выигрывает силь­нейший». Такая политика получила название неоконсер­вативной, мы же будем здесь называть ее просто консервативной, отличая тем самым ее от ради­кальной политики. Радикальная политика, в от­личие от консервативной, ориентируется на созна­тельное преобразование политической системы в ситуации ее отставания от общественного разви­тия. Радикалы могут быть более или менее уме­ренными, выступая сторонниками либо различно­го рода реформ, либо сторонниками революций, вплоть до терроризма. Очень часто трудно провес­ти грань между консерваторами и радикалами, поэтому противопоставление между ними еще осу­ществляется по глубине предлагаемых преобразо­ваний. Политиков, предпочитающих постепенные преобразования системы, называют реформатора­ми, а сторонники кардинальных перемен называ­ются революционерами. Мы считаем, что главным отличием консерваторов от радикалов и реформа­торов от революционеров является различие в под­ходах к политическим инновациям. Политики консервативного толка отдают предпочтение естес­твенному, реальному процессу общественного вос­производства, стараясь при помощи реформаци-онной коррекции поддерживать систему в состоя­нии относительной гармонии.

Б 26

1. Основные формы правления

Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти, а точнее - от определения правового положения главы государства.

Принято различать две основные формы правления - республику и монархию.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур.

Различают два основных вида республиканских форм правления: президентскую и парламентскую.

Президентская форма правления. Представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается такими характерными особенностями: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента и др.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, т.н. полупрезидентских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом.

Парламентская республика и ее особенности. Она характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.       

Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной  формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При ней одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты