Система категорий социологии политики

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политич. и, особенно, эмоц. связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданск. сознания, патриотизма. С помощью телевидения и др. СМИ, в ходе встреч с избирателями и др. мероприятий политич. лидеры имеют достаточно широкие возм-ти непоср. общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народн. традиции, обеспечивать прогресс общ-ва, вселять в массы веру в соц. идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, н-р, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», нац. пессимизма и апатии, распр-ся в США после поражения в войне с Сев. Вьетнамом, америк. президент Рональд Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща гл. образом лидерам в тотал. и авторит. государствах. Когда политич. режим не может найти св. оправдания в исторических традициях, национализме и демократич. процедурах, он вынужден искать его в особых кач-вах харизматич. лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистск. власть, безжалостно разрушая многовеков. традиции, узаконивала св. действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.

Вождизм — тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных и квазитрадиционных, идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Характеризуется развитой системой неюридических регуляторов поведения и устойчивой закрепленностью соц. ролей. Отождествляет общество с государством и рассматривает его как средство реализации некой идеи, символом которой является вождь. Законы в таком обществе строятся по разрешающему типу — запрещено все, что не разрешено вождем. Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых высший — решение вождя. Его власть безгранична и бесконтрольна. Для вождизма типично иррациональное восприятие политики в обыденном сознании. Среди них — харизматизация и атрибутизация вождя, который наделяется необыкновенными способностями (например, знанием будущего). После смерти вождь канонизируется, а наследники в таком обществе действуют его именем.

Истоки вождизма – в тоталитарной идеологии и подданническом политич. сознании широких масс. Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе доказывает свое превосходство над соперниками. Его осн. черта – новаторство.


46. Принципы проектирования и технологии продвижения имиджа политических лидеров в обществах разного типа


47. Понятие, структура, форма проявления и функции политического конфликта


Конфликт – противоборство и столкновение 2-х или более S-ов полит отношений, причинами кот явл-ся: несовместимость полит интересов, целей или ценнсотей прямо или опосредованно относящихся к полит власти + конфликт по поводу распределения ресурсов.


Козер-ресурсы + Дарендорф-власть = конфликт


Противоречие – изначально – источник развития, не каждое противоречие конфликт.

Нужно различать:

П. конфликт,

Соц конфликт,

Противоречие

Структура пол кон-ов:

S-ы полит конф или стороны

Объекты

Повод конфликта

Среда конфликта

Конфл ситуация

Конфликт может перерасти в кризис

Структура подробно:

Политический S-т – полит партии, п движения, элита, с-п общности, посредники (заинтересов стороны обр к поср-ам: странам, лидерам и т.д)

Политический О-т – вся соц-пол система (конфликт охватывает всю систему)

Повод конфликта – он явл-ся основой зарождения кризиса, без повода – не примет эксалацию

Среда конфликта - межгосударственные, межрегиональные, в стабильной стране кризисы случаются но спокойно

Конфликтная ситуация- социальная напряженность и острота (нужна стабильность пс, тогда страна и об-во сможет спокойно справиться)

Ситуация – как совокупностьпротиворечий. Сит-ия явл предметом управления механизма властвования – страна д. уметь снимать напряженность.

Формы проявления (типология):

Межгосуд-ые

Внутри системы

м/у ветвями власти

открытые/латентные

быстротечные/долгосрочные

местные/фед уровни

но жесткой типологии не сущ.

Функции полит конфликта:

Позитивные (конструктивные):

1) К-т – источник развития пс т.к он сигнал-ет для власти о состоянии в разл регионах и т.д но власть на это может не обращать внимания – сигнальная ф-ия

2) интеграция соц общн-ей – он д.б публичный, т.к втягивает соц базу –сторонники, союзники, жертвы конфл

3) Соц-ая ф-ия

Деструктивные:

Если власть не реагирует: подрывет осн власти, об-во теряет ресурсы и т.д.


48. Типовые стратегии поведения политических субъектов в условиях конфликта


Типовые стратегии в усл конфликта:

1) ястреб в политике – тип поведения, кот жестко нацелен на достиж цели, т.е это тип пол стратегии.ж ими стан-ся лидеры страны, кот опираюся на мощные ресурсы

2) статусная стратегия (прячет голову) – вынуженная – он связан по рукам и ногам, например отсутствием ресурсов

3) голубь – сотрудничество, мир, конфликту нет, только солидарность, толерантность и согласие. «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»

4) политика согласия – стратегия поиска компромисса, чаще всего в мелких вопросах.


49. Технологии разрешения политических конфликтов


Важно обр вним-ие что оч часто исп техн как внутри страны так и на межд ур-не. Посредник играет колос роль в разреш-ии конфликта – междунар признанная структура + S-т.

 Посредник – страна, чаще всего, страна с хорошим имиджем. К поср-ам обычно предъявл треб-ия: представительный, обладает капиталом, имидж, влиятельные ресурсы, самостоятелен, беспристрастный.

Посредник: руководит организов проц, он арбитр, он участв в подготовке заключ док-та + контроль за исполнением.

1) вся картинка конфликта снимается о реальном сост-ии дел – оч большая задача для гр обеспечения работы посредника, большой анализ инфо

2) профсоюзы (работа в них)

Рассм противоречие, п конфл- мы его вписываем в стр вл-ых отнош-ий

Всеобщий кризис (Пай) – кризис (совокупность их), возникает из-за конфликта (ничего без причин не бывает)

Политический конфликт – это противоборство, противостояние 2х или более политич. субъектов по поводу ресурсов, потребностей и т.д. Субъектами политич. конфликта выступают политич. классы. Непримиримый конфликт => кризис.

Возможности выхода из конфликта зависят от его типа, стадии развития, значимости, формы.

Выход из п. конфликта:

I. Подготовительный этап

* Определить диагноз конфликтной ситуации, а именно:

- определить тип конфликта;

- оценить степень его остроты;

- выяснить причины конфликта и его глубину;

- исследовать динамику конфликта и охарактеризовать его стадию на момент исследования;

- изучить намерения, цели, ориентации участников конфликта, а также ресурсы, которыми они располагают и возможные действия, которые они готовы предпринять;

- оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т.п.).

* Разработать модели, варианты выхода из конфликта (н-р, дебаты, политич. игра, использование посредников (эскалация) – если конфликт очень серьезный):

- построение различных вариантов развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов каждой из сторон;

- прогноз позитивных и негативных последствий возможных вариантов развития конфликта для каждого из участников конфликта;

- определение цены "победы", "поражения" и "согласия" каждого из участников конфликта и выявление на этой основе наиболее приемлемых вариантов решения конфликта.

* На основе полученной информации необходимо осуществить специальную подготовку переговоров:

- определение посредником стратегии и тактики переговоров;

- оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;

- переформулирование (с учетом законов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;

- создание атмосферы доверия между участниками переговоров;

- формирование повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения).

Одним из результатов предварительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть реально достигнуто от того, чего они желают достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желательное. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они основаны на реальности, а не на фантазиях, пусть даже и пользующиеся поддержкой народа.

II. Переговоры

Эта стадия может быть довольно длительной и трудной, т.к. она предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц. Задача посредника – снизить политич. напряженность (н-р, с помощью привлечения авторитетной страны). На этой стадии в обязанности посредника входят следующие функции:

1. организационная (институализация конфликта – разработка осн. норм, правил поведения для разрешения конфликта);

2. коммуникативная (организация дебатов, политич. игры, работа со СМИ, поддержание каналов связи между участниками конфликта)

3. аналитическая (исследовательская – проектир. разл. моделей решения конфликта, прогноз. возможн. последствий, планир. переговорн. процесса, – для того, чтобы быть объективным и беспристрастным).

Также посредник м.б. наделен функцией арбитра – т.е. обладать правом принятия окончат. решения.

Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вторых, умения посредника создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе.

III. Выход из конфликта и контроль за согласованными решениями

На этой стадии посредник должен:

1) побудить участников конфликта донести друг до друга свое удовлетворение по поводу принятых решений, а также свои позитивные оценки сотрудничества друг с другом;

2) признать выработанные правила и процедуры решения конфликта в качестве основы для разрешения будущих конфликтных ситуаций, если таковые появятся;

3) утвердить объективные методы контроля за реализацией принятых решений;

4) участвовать в контроле за реализацией решений (в качестве эксперта).

С психологической точки зрения третья стадия означает признание нового типа отношений между прежними участниками конфликта; понимание того, что отношения соперничества превратились в отношения сотрудничества.

У.Симкин в своей книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделяет следующие качества хорошего посредника: терпение; искренность и бульдожья хватка; находчивость; физическая выносливость марафонца; беговые способности футбольного хавбека; макиавеллевская хитрость; личность, способности хорошего психиатра; способность сохранять уверенность; толстокожесть носорога; мудрость Соломона, а если более реалистично, демонстративная цельность и беспристрастность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты