Система категорий социологии политики

Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование).

Представительство связано с демократич режимом.

Соц. представительство – когда субъект получает полномочия от множества людей, одной или нескольких соц. общностей. При делегировании полномочий на участие в процессе принятия решений, представитель сам получает власть над теми, кто эти полномочия ему предоставил (разница с адвокатом).

Механизм социального представительства включает в себя процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, а также формирование особ институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство с целью реализации интересов определенных социальных общностей.

Артикуляция соц. интересов – преобразование исходящих от соц общности эмоций, потребностей и ожиданий в четкие и определенные требования.

Агрегирование соц. интересов – процесс координации и согласования частных внутригрупповых требований, установления между ними определенной иерархии и выработки на согласован основе единых целей, кот обеспечивают влияние данной группы на власть. Результат – четкая политическая программа.

Обеспечивают процессы артикуляции и агрегирования интересов институты представительства – специальные организации, которым делегируются права на выдвижение и отстаивание общегрупповых целей (гр. интересов, гр. давления, партии, СМИ) – каналы артикул и агрегирования интересов.

Два вида делегирования: снизу вверх-прямое делигирование (выборы) и сверху вниз (делегирование, когда, например президент поручает министру решать конкретные вопросы).

Взаимодействие представителя и общества. Политик должен быть легитимным представителем.

Без представителя группа – не группа. Идентификация члена общности с политиком – мощнейший механизм приобщения к политике.

Типы, кот сущ при формировании полит представит-ва:

Традицонное (монархия,плановые связи, т.е осуществл-ся представительство в рамках одного клана, кровно-родств связь-традиция)

Нетрадиц –дарение своих полномочий (познание фоваритов-монархия, можно отойти от традиций и назнач фоварита

Харизматич тип п.п.-наиболее желателен если он рационален (напр. Возник революция прих харизматич лидер)

Легальная (через систему выборов)

Нелегальн (тот способ,кот отходит от конституции)

Рацион тип- нужна идентификация.


14. Понятие политического рынка и политического капитала


Полит рынок – это форма обмена ресурсами, которая сопоставима с информационным рынком. Эта форма вертикальна. Рыночные отнош-ия – кандидаты обещают избирателям все «золотые горы» и требует от избирателя доверия. Эти вертик отнош-ия складыв-ся когда политик получ власть, точнее хочет ее получить – имеет свою соц общность (пенсионеры). Нужно расшир свою соц базу: исслед-ть округа, исслед-ть избирательные места, встретиться с потенциальными избирателями. Доверие избирателей формирует политический капитал. Капитал может идти из общества, а может быть инвестирован.

Политический рынок - место, где общество отдает свои возможности и получает своего представителя. Выборы институализируют отношения представительства. Политик включается в политический институт и становится представителем властвующей элиты. Типы полит. рынка:

* Аутсайдерский – где взаимодействуют, с одной стороны, представители полит. класса (реальные носители власти), а с другой, социальные субъекты (на кого эта власть воздействует). Общ-во выбирает себе представительство.

* Инсайдерский – субъекты обмена – сами члены полит. класса. В отличие от аутсайдерского рынка, он предполагает немедленный обмен ресурсами. В качестве ресурса может выступать любая должность, с др. стороны, компетентность и лояльность. Например, конкурс на занятие должности. У нас назначение на основе лояльности.

Исходный ресурс на политическом рынке – возможность принимать решения. Например, ресурс избирателя- право голосовать. Взамен кандидат предлагает свои варианты решения проблем – полит программы, обещания, что требования будут выполнены. Представители получают власть в кредит.

Кредит доверия – Бурдье. Полный возврат кредита доверия – очень редко. Если он не возвращается, то кандидата вновь не изберут. Полит капитал, кот он обладает, - это разновидность символического капитала.

Политический капитал П. Бурдье делил на:

· личный, приобретенный благодаря особым свойствам личности (репутация, «имя», реноме) или в результате реконверсии личного капитала из других сфер жизни (известные актеры, ученые, юристы, предприниматели),

· делегированный, то есть инвестированный какой-либо политической организацией

Полит капитал – уровень доверия и поддержки, кот политический субъект получает от группы.

Полит капитал - это разновидность символического капитала.

Политический капитал может быть в виде должностных постов.


15.Основные идеи теорий социальной и политической стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, П. Бурдье


Социальная стратификация - характеризует дифференциацию общества, которые складываются под воздействием, различных отношений и связей. Представляет собой процесс и результат деления людей на неравнозначные группы, которые образуют иерархическую структуру. Система социальной стратификации – зафиксированы все отношения равенства и не равенства.

Политическая стратификация - дифференциация индивидов и групп, продуктом которой является властная иерархия, которая обеспечивает представительство лидирующих социальных групп в политическом пространстве.

Критерием стратификации выступают позиции индивидов и групп, в сфере распределения политической власти и влияния, а так же политический капитал, позволяющий оказывать длительное и эффективное воздействие, на процесс принятия государственных решений.

Власть – тот критерий, который выстраивает политическую стратификацию в обществе.

Политическая стратификация, деление на правящих и управляемых - всегда пирамида, власть моноцентрична.

Политическая стратификация связана с общей стратификацией.

4 фигуры отразили характерные черты развития общества.

Марксистская концепция – теория классовая. Маркс к классам относил реально существующие группы людей с их антагонистическими интересами. Классы делятся по отношению к средствам производства. В разработке принципов пол. стр. он говорил, что класс – политически организованная сила, которая способна удержать в рамках эксплуатируемый класс. Экономическая стратификация дает основания политической. Управляющие (господствующий класс) и управляемые. Есть анализ классов и классовый борьбы. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата Учение о диктатуре пролетариата. Классы антагонистические, они в конфликте. Борьба приведет в итоге к диктатуре пролетариата и к бесклассовому обществу. Недостаток – абсолютизация экономического фактора, общество стратифицированное – не всегда общество конфликта. Пол. страт – это дифференциация индивидов и соц групп. Предметом явл полит иерархия. Соц страт она же полит. Суть соц-полит фил-ии: учение об общ формациях, в основе кот способ произв-ва, он остоит из произв отношений и произ сил. В каждой формации сущ осн и неос классы – объект явл-ие.Классы:Маркс исслел капиталистич формацию-здесь госп классы пролетарита и буржупзии. Кажд форм имеет госп класс, а классы это большие группы людей. Маркс уделил особую роль классу и полит партии – это ядро части пролетариата, «класс для себя». Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и, следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Марксизм обвиняли в экономическом детерминизме. В марксизме общественное бытие лишь в конечном счете определяет общественное сознание.

Общественное сознание может отставать, соответствовать, опережать общ бытие. Сознание влияет на бытие

Веберовская концепция. Он расширил рамки стратификационного анализа Маркса. Отвергает идею о бесклассовом обществе. Стратификация основана как на объективных критериях, так и на субъективных (власть и престиж). Три стратификационные формы: первые – экономические классы, которые возникают в условиях рынка (средний, высший, низший).Вторая – статусные группы (на основе престижа). Аристократы, элита. Экономические и статусные группы могут не пересекаться. Пример – старые и новые деньги. Третья – критерий – власть. Группы делятся на партии. Распределение власти является сутью отношений между социальными группами в обществе. Он отходил от понимания партии Маркса. Это не партии класса, а группировки людей, которые ориентированы на власть.

Партии занимают по отношению друг к другу определяющие статусы (оппозиционные, правящие).

Вебер отразил многомерность социального и политического пространства. Не только экономический, но и субъективный фактор. Вводит эконом классы  престиж полит партии. Совершенно изменил понятие класса, стало довольно размытым опред. Класс – это мнимый, несолидализиров класс. Он отрицал возм-ть формирования обще-ва на принципах соц рав-ва. Престиж, стиль жизни, отраж соц жизни. В основе стратификации лежит принцип распредел-ия вл-ти. Полит партия – это организация, кот отраж интересы определ групп с интересом, с общей идеей. Вееровский подход: он расширил понятие соц простр-ва, а его ввел бурдье и Сорокин. В соц стратификации гл элемент статусные группы. Политическая стратификация – процесс дифференциации индивидов и групп, выстраивание иерархии, определяющих доступ субъектов к ресурсам.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти — на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами.

У Вебера стратификация это не просто отношение к собственности. Престиж – в основу стратификации кладет профессиональные группы с их разными качествами. Классы рассматриваются как совокупность людей, которые имеют сходные жизненные шансы. Детерминированные их властью, собственность – не ключевой признак власти. Упор на понятие власти.

Бурдье: особенности концепции стратификации-рассматривал социальное пространство, в ней выделял многообраие полей, вместо S-а – понятие агента. Рассмтрив сложные полит процессы. вместо деятельности-практика. Много полей- эк, социальное, культ, политич, символич. Каждое имеет собственную стратификацию. Совокупность агентов облад кач-ами габитуса, опредмечивание. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию».

Капитал конвертируется в каждом из полей. Габитус- опредмеченная практика, образ поведение, мышления. В политке можно достигнуть значимых успехов (в 1 поле), а в др полях быть неудачником. Возникает в процессе социализации, восприятия окр мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты