d. Порядок агитации.
e. Порядок вступления в должность избранных лиц.
f. Порядок создания избирательной комиссии округов.
Избирательная система включает две структуры:
g. Избирательное право – система юридических норм, обеспечивающая и охраняющая активное и пассивное право граждан избирать и быть избранными в органы власти, участвовать в выдвижении кандидата, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, в работе избирательных комиссий и определении результатов выборов. Выборы определяются нормами закона, поэтому в каждой избирательной кампании три фигуры – кандидат, идеолог и юрист. У нас часто вступают традиции, ментальность…
h. Избирательный процесс – часть, структурный элемент политического процесса. Это взаимодействие различных субъектов политической системы, в ходе которых происходит развитие политической системы. Изб. процесс – форма реализации конституционных принципов организации выборов. Это реальный процесс, здесь важна социология.
Избирательный процесс включает в себя избирательную кампанию, но не сводится только к ней.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального назначения выборов до дня представления избирательной комиссии отчета о распределении средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
24. Понятие и основные типы избирательных систем
Избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти.
И.с. является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. И.с. охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
Структура:
- Избирательное право – право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти органы местного самоуправления.(одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав). Система норм и процедур проведения избирательного процесса.
- Избирательный процесс – структурный элемент политического процесса. Процесс конкурентной борьбы, формирование представительных органов власти. (практика + нормы права). Включает избирательную кампанию.
Существуют три основных типа избирательных систем:
1. Мажоритарная – голосуют за конкретного избирателя от конкретного округа. Абсолютное большинство (50% + 1 голос). Президента так выбираем сейчас. Относительно – кандидат – победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами. Квалификационное – необходимо набрать 2/3 голосов.
Плюсы: Система, обеспечивающая нормальное функционирование 2-х партийной системы. Более или менее осознанный выбор.
Минусы: За бортом этой системы оказывается большое количество граждан, право голоса, которых не учитывается.
Особенности:
1.Простое отсечение кандидатов с меньшим количеством голосов, но часто оказывается нереализованным критерий репрезентативности. “За бортом” – много непредставленных граждан, кот. не реализовали свое право голоса.
2.Отсутствие механизма отзыва депутатов. Способствует вытеснению из органов власти мелких и средних партий, становлению двух или трехпартийной системы.
2. Пропорциональная – голосование по партийным спискам. За партийный блок. У нас с 2007 года. (Россия, Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия) – депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу.
-пропорциональная система на общегосударственном уровне. Избиратели голосуют за полит. партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются.
-пропорциональная система основывающаяся на округах. Мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.
Особенности:
1. Репрезентативность. Адекватное представительство в парламенте различных партий. Способствует развитию плюрализма и многопартийности.
2. Требует от избирателя широкой осведомленности в позициях партий.
3. Достоинства п.и.с. реализуются при устоявшейся многопартийности.
4. Слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями.
5. Иногда предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые преодолели определенный барьер(3-5%).
3. Смешанная – половина депутатов по мажоритарной, половина по пропорциональной. У нас до 2007 г. депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос – за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, один голос – за партию.
4) Референдум – это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.
Каждый тип избирательной системы воздействует на стратегию и тактику политических акторов. Она воздействует на отношение избирателей к выборам, на характер электорального поведения. У нас любят голосовать за конкретных лидеров.
25.Избирательная кампания как объект социологии политики. Методики социологического сопровождения избирательных кампаний
1. Избирательная кампания как деятельность по подготовке и проведению выборов может рассматриваться как формальная избирательная кампания (ориентир на нормы избирательного права) и неформальная (если мы решили стать депутатом, мы еще заранее должны раскручивать себя).
Избирательная кампания — период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
Неформальные этапы:
1) Предварительный (создание и раскрутка имиджа кандидата; за год, для новичка раскрутку можно начать и за 2 года)
2) Подготовительный (за 6 месяцев до старта формальной компании, если чел. хорошо подготовлен – соц. иссл-е, составление соц. паспорта)
3) Предвыборная борьба (формальный этап, СМИ можно привлекать только за месяц до выборов).
4) Подведение итогов, отчеты и пр.
По лекциям:
Предварительный (0 этап) – занимает около года, реш-ся вопросы П.С, мэра, депутата в гонке, собир-ся компания.
Агитационный этап – за 3-4 месяца до объявления избир компании:сбор подписей, созд-ие комиссии. Все прописано законом. Реш-ся важные вопросы:команда, стр-ра, стратегия (на бумаге): все зафиксировано, базовое соц исл-ие (журналисты)- 1)экспертный опрос (фокус группа), 2)получение неформ инфо (черный пиар), 3)мониторинговое исследование и в нем очень важно:явка, известность,доверие, готовность проголос, 4) контент-анализ СМИ за 3-4 года
Задачи, которые решает избирательная кампания:
1. Оценка возможности участия в выборах.
2. Подбор команды.
3. Сбор финансовых средств.
4. Обеспечение поддержки влиятельных лиц.
5. Обеспечение информационных каналов.
6. Организация работы агитаторов.
7. Подготовка кандидата к выступлениям и другим специальным акциям.
8. Сбор подписей.
9. Юридическое обеспечение кампании.
10. Контроль за подсчетом голосов.
Результатом работы социолога – решение трех задач:
a. повышение известности кандидата
b. повышение доверия кандидату
c. готовность поддержать кандидата.
Различают формальные и неформальные этапы избирательной кампании.
Управленческие задачи ИК:составление стратегии, оценка потенциальных возможностей кандидата, подбор команды, создание имиджа, обеспечение информационных каналов, агитация, сбор подписей.
Результаты (3 рейтинга готовности кандидата):
-Известность в данном избир. округе
-Готовность голосовать
-Доверие (оценка этого человека с точки зрения положительного отношения к нему).
Стратегия и действия:
На предварит. этапе составляется “социальный паспорт”:
*С.П. – справочник по социальным, экономическим, политическим и географическим особенностям данной территории. История города, исторические памятники, число жителей, средние зарплаты, структура бизнеса, полит. ситуация, расстановка пол. сил, данные за последние выборы, основные лидеры общ. мнения.
Важнейший документ на предварительном этапе, основа будущей стратегии ИК.
*Базовое СИ – для оценки возможностей кандидата, перед объявлением избирательной кампании. Исследуются темы, которые проходят через всю избирательную кампанию. Включает ряд вопросов, нужных для разработки стратегии (“Из каких источников узнаете о жизни города, страны?” “Участвовали ли в прошлых выборах? За какую партию?” “Какие проблемы главные?” “Как оцениваете деятельность этих людей….?” “К работе каких организаций наибольшие претензии?”) – мониторинг соц. самочувствия.
Средняя анкета включает 35 вопросов, но анкетного опроса не достаточно.
*Фокус группа – для “зон риска” и благополучных округов.
*Экспертный опрос – лидеров общественного мнения, уважаемых людей.
*Контент-анализ – СМИ за последние 4 года.
Аналитическое СИ – отчет на 80 страниц.
После проведенных исследований определяем тип стратегии, характер рекламы, суммы.
Мониторинг:
Если есть хотя бы 2,5 месяца проводится miniкампания - 1ый (максимум 12 вопросов об известности, готовности и доверии). Если начали с 5% известности, а через месяц нет и 20% то будут проблемы – кампания должна быть интересной. Известность растет быстро, доверие и готовность медленно. Если доверие > 40% то готовность растет быстрее.
2ой мониторинг за 10 дней до выборов.
Посл. часть мониторинга – проверка рез-тов голосования (до результатов выборов).
26. Особенности проведения и социологического сопровождения избирательных кампаний в современной России особенности проведения избирательной кампании избирательное законодательство меняется почти под каждые выборы, правила диктуют исполнительные органы власти
Использование административного ресурса детерминирует избирательный процесс. Медведев.
Если кандидата поддерживает администрация, пол дела сделано.
Участие партии власти, ее доминирование.
Люди плохо ходят на выборы (абсентеизм). Сейчас это мало волнует, т.к. нет порога явки.
Убрали протестное голосование.
Началом отката назад от реально демократических выборов стал тезис о том, что «российский народ не готов. Необходима сильная государственная власть, которая поможет найти путь».
За прошедшие 3 года в избирательное законодательство было внесено много изменений, которые корректировали права граждан:
· отмена графы против всех (мотивирована тем, что законодательная власть должна работать, следовательно в нее должны быть выбраны реальные люди. А если «против всех» больше , то кто будет руководить)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13