Система категорий социологии политики

50. Социологические методики анализа политических конфликтов. Способы измерения политической напряженности


51. Понятие политического кризиса. Соотношение понятий стабильного и устойчивого развития политической системы, политического конфликта и политического кризиса


Политический кризис – такое состояние соц полит сист кот характер разбалансир-ю: деят-ти полит институтов, временной или постоянной потери управ-ти всеми процессами в соц полит сист ( соц, эк, дух, пол процессами), возрастанием активности масс, это ведет к потери легитимности власти.

Кризис –продолжение теории конфликта – он перерастает в кризис.

Пол стабильность – обеспечивает эффективное развитее пол системы, баланс полит сил (оппозиция/правящая партия), обеспечив устойчивое развитие – состояние соц полит сист, кот. Обеспеч ей устойчивую поддержку об-ва, пол элиты и институтов упр-ия.

Стабильное развитие – временное соглашение полит. субъектов.

Устойчивое развитие – это такое состояние п.с., которое обеспечивает эффективную поддержку со стороны общ-ва институтам власти и пол. элите.

Политический конфликт – это противоборство, противостояние 2х или более политич. субъектов по поводу ресурсов, потребностей и т.д. Субъектами политич. конфликта выступают политич. классы. Непримиримый конфликт => кризис.

Политический кризис – это такое состояние политич. системы, в котором временно либо абсолютно утрачивается управляемость соц., эк., политич. и иными процессами, повышается политич. активность масс, ставящая под сомнение легитимность политич. власти. Это высшая стадия неразрешенного конфликта, которая может даже привести к гибели политич. системы.

Всеобщий политический кризис – это абсолютная потеря управляемости. Выражается в совокупности 5 видов кризиса: кризис идентичности, кризис легитимности, кризис распределения, кризис проникновения, кризис политического участия. Всеобщий кризис ведет к революции.

В каждой ПС есть свои кризисы. Кризис может быть парламентский, правительственный, но за счет других мех-мов система будет работать нормально.

Но когда наступает всеобщий кризис, тогда система вступает в коллабс либо разрушается,… происходит смена систем, обновление элементов.

Условия кризиса – необыкновенная коррупция, преступность, проявление социальной напряженности.

Подходы к пониманию полит кризисов:

1) марксистский – это т. зр Ленина, кот в 1917 году написал работу «о гос-ве», работал над обобщением проблем гос-ва + разраб конц полит кризиса. Полит кризис – когда верхи не могут управлять по- старому, а низы не хотят жить по-старому => разбаланс, потеря управления. Позиция/концепция: старые методы не исполн-ся верхами => повыш-ся п. активность граждан => обнещание. (дарендорф)

2) делают акцент на личн характ-ки пр элиты, деятеля. Хантингтон – п.кр – характерен в большей мере для разв-хся стран. П кризис – феномен, распр-ся на все страны: старые демократич, развивающ-ся, посткоммунистич (Россия) Конфликты бывают: (по ур-ню развития) международные, системные на ур-не п. систем, на региональном ур-не. Кризисы бывают: (внутри п. системы) конституционный (самый страшный), правительствееный, парламенстский, региональный


52. Структура политического кризиса и его динамика. Типология политических кризисов


Политический кризис – это такое состояние политич. системы, в котором временно либо абсолютно утрачивается управляемость соц., эк., политич. и иными процессами, повышается политич. активность масс, ставящая под сомнение легитимность политич. власти. Это высшая стадия неразрешенного конфликта, которая может даже привести к гибели политич. системы.

Формы (структура) политического кризиса:

1. Кризис идентичности (распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей пол. культуры заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с гос-вом). Одна их самых разрушительных форм кризиса, так как страдает все общ-во, а не только пол. система.

2. Кризис легитимности (развивается в результате рассогласования ценностей и целей правящего режима с представлениями осн. массы граждан о должном политич. порядке).

3. Кризис распределения (проявляется неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения).

4. Кризис пол. участия (обусловлен ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику при увеличении числа стремящихся к участию в управлении и создании нового баланса пол. сил).

5. Кризис «проникновения» (проявляется в снижении способности гос. управления проводить свои решения в жизнь; правовой нигилизм, могут принимать решения, но они не выполняются)

Типология политических кризисов:

1) По уровням политич. развития:

- внешнеполитические (международные, системные (охватывают всю п. систему));

- внутриполитические (региональные, конституционные, парламентск., правительств., партийные) – являются источником обновления политич. системы.

Правительственный кризис – наступает вследствие утраты правительством доверия в обществе и/или в парламенте.

Парламентский – парламент не в состоянии эффективно выполнять свои функции. Путь разрешения – роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный – связан с несовершенством конституции или с нарушением конституции органами гос. власти.

2) По степени жесткости: одна, две, несколько вершин.

Л. Пай. 6 типов кризиса:

1) ценностный – кризис легитимности

2) кризис участия

3) распределения

4) интеграции

5) идентичности

6) проникновения

Он не просто выделил кризисы, но и вывел проблемы кризисов.

Кризис – это когда…

- смена одной ф. п.с. на другую

- правящая элита не в состоянии выйти из кризиса, т.к он становится всеобщим

Причины кризиса:

- крупные ошибки пол элиты

- неудачная война

- связаны с персонализацией

- пол власть - плохая


53. Политический кризис как источник обновления и развития политических систем


Россия (1993 года, 12 дек –новая п.с. с конституцией – новая полит система вросла из всеобщего кризиса)

90-е – заложили определенную парадигму, пр элита вела страну к революции, а сама страна во многих сферах доб больших рез-ов.


54. Социологические показатели предкризисной ситуации. Принципы прогнозирования и преодоления политических кризисов


Показатели предкризисной ситуации:

Явные:

-     возрастание уровня социальной напряженности

резкое увеличение числа и интенсивности политических и социальных конфликтов

-     возрастание уровня протестной активности (как это можно измерить? Банально отслеживать. Чем больше проявлений несанкционированных митингов? Тем больше вероятность, что политическая система находится в кризисной ситуации)

-     преобладание силовых методов политических конфликтов

-     резкое падение уровня доверия к органам государственной власти (отслеживается с помощью опросов)

Косвенные показатели:

-     рост уровня коррупции в государстве

-     рост уровня преступности в государстве

они показывают не столько политический кризис, сколько демонстрируют слабость государства. Если государство не справляется с этими проблемами, то оно может не справится и с другими

-     резкое увеличение социального расслоения в обществе. Возрастает разрыв между очень богатыми и очень бедными.


55. Понятие социально - политической реформы. Эволюционная и революционная модели развития политических систем


Политическая реформа – это реакция на полит кризисы, конфликты, частичные изменения каких-либо сущностных элементов п.с., не затрагивающих структуру пол власти – один из мех-ов функц-ия п.системы.

Революция узаконила демократию (19 в)

2 модели развития: революционная и эволюционная (сущ до н.в.).

Эволюц развитие: естественный путь развития полит сист, уменьшает ко-во жертв, в отличие от революц пути.

Лавров о + и – революции:

-: освобожд-ся от тех кто ее делах и огромные жертвы.

Реформа явл неэффективн если страна не выходит из проблемы.

Революции отличаются от реформ целым рядом особенностей. Во-первых, они затрагивают все стороны жизни общества: от экономики и социальной сферы до культуры, идеологии и психологии. Это происходит потому, что революции связаны с крайними формами социальной активности народных масс, стихийного развертывания системного кризиса общества. Отдельные реформы в политике не носят столь глубокого и всеобъемлющего характера, касаясь лишь тех или иных сторон политической жизни, как, к примеру, спланированная «сверху» царским правительством земская реформа 1864 года в России. Во-вторых, революции зачастую связаны с применением методов радикального принуждения и открытого насилия, тогда как реформы намеренно и сознательно осуществляются в большинстве случаев легальными и мирными средствами. В-третьих, революции по природе протекания носят быстрый, скачкообразный и взрывной характер, в то время как реформы чаще всего бывают постепенными, а их проведение в жизнь порой растягивается на долгие годы. И наконец, в-четвертых, революции обязательно связаны с изменениями самих основ системы политической власти, ну а реформы далеко не всегда их даже затрагивают. В то же время грани между реформами и революциями иногда весьма подвижны. Например, политические изменения в странах Восточной Европы в конце 80 — начале 90-х гг. после падения коммунистических режимов включают в себя как революционные преобразования, так и серию структурных реформ государственного управления и местного самоуправления.

Эволюционное: присутствует в любой полит.системе, не приводят к принципиальным изменениям механизма власти, может даже режим смениться.

Приемлем, когда механизм властвования отлажен. (институализация, выработка решений, процесс воспроизводства системы удовлетворяет всех)

Реформа (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под Р. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 15, с. 107).

Революционное: Меняется вся система, но переход превращается в историческую эпоху. Быстро организуются новые политические институты, которые выполняют особую историческую миссию. Ускоренные темпы.


56.Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических реформ в странах транзитного типа


Политическая реформа – целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов.

Соц.-пол. реформа -

Виды пол. реформ:

-   реформа государственного управления (реформа органов гос власти - реформы, связанные с изменением структуры, функций органов государственной власти. Например, создание палаты)

-   реформа избирательного процесса, то есть все, что связано с выборами органов гос власти

-   реформа государственного устройства (изменяется территориальное устройство государства)

-   реформа политического участия. Цель состоит в привлечении как можно большего числа народа к участию в государственной жизни.

В стабильных режимах человек воспринимает некий набор ценностей на протяжении всей жизни. В стабильных обществах пол социализация обеспечивает преемственность пол культуры общества на базе сложившихся норм и ценностей. В состоянии транзита (перехода) изменяется вся система общественных отношений, что требует изменение норм и культуры.

Соц полит реформы м.б:

Локальные

Незначительные

Радикальные в рамках определ п.с.: их очень много (из истории)

57. Социологические показатели эффективности социально - политических реформ. Контрреформы и реставрационные процессы в развитии политических систем.

Показатели эффективности:

•    Перед началом реформы должны быть сформулированы конкретные цели и задачи реформы.

•    Должны быть определены средства и методы для реализации поставленных целей. Немаловажным является наличие этих средств.

•    Необходимо наличие эффективной системы государственной власти, способной обеспечить реформирование.

•    Должна быть возможность по мере осуществления реформ вносить необходимые коррективы.

•    Это желательное условие – эффективность реформ во многом зависит от поддержки реформ большинством населения. И для обеспечения этой поддержки, необходимо, чтобы субъекты раскрыли суть реформы людям, донесли до них идею этой реформы.

Часто случается так, что по завершению реформы не достигаются желаемые результаты. Еще чаще бывает, что достигнутые результаты не устраивают элитные круги. В этих случаях проводятся контрреформы, то есть изменения, направленные на отмену или существенную корректировку результатов предыдущих реформ. По идее, результатом контрреформы должна стать реставрация, воспроизведение того, что было до проведения реформы.

Незавершенные реформы могут стать результатом политического кризиса.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты