Система категорий социологии политики

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. (Бертран Рассел). Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Ресурсы: воля, авторитет, насилие (легитимное), престиж.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. (Фрейд, Юнг)

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

7. Конфликтологические теории рассматривают политические отношения как конфликт между властью и обществом. Во многом это обусловливается неравномерным распределение власти в обществе.


6. Структура властных отношений


Структура властных отношений состоит, как правило, из следующих элементов: 1) агенты или субъекты только такие отнош-ия являются политическими (субъект – активный участник политического процесса (партии, элиты)). Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъект должен обладать рядом качеств: 1) желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. 2) компетентность, умение использовать ресурсы; 3) авторитет. Многоуроневый характер субъектов политической власти: 1) первичные акторы - индивиды и социальные группы,2) вторичные — политические организации; 3) непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры.

2) Система ценностей, сущ-щих в обществе (субъективн сторона политики); 3) Ресурсы (инструментально-институционные: все, что оказывает влияние на реализацию политической власти); бывают экономич(матер.ценности,.);социальные(способность повышения или понижения соц. Статуса или ранга, частично совп. С эк.);культурно-информац.(знания и инф., средства их получения и распространения:институты науки и образования, СМИ и т.д.), принудительные или силовые( оружие, институты физич.принужд. и спец.подготовленные для этого люди); демограф.(люди-универс. И моногофункц. Рес-с, т.к. ч-к-это и созд.матер.благ и солдат и член партии и обладатель и распространитель знаний и информации и т.д.); административные. 4) Способы реализации цели (властных отношений) (силовые, в исключ. случаях авторитарные, демократические). Взаимодействие между ними и дает всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие».


7. Механизм политического властвования. «Власть-влияние» в механизме политического властвования


Политика – отношения по поводу удержания, завоевания и реализации власти. Власть и политика находятся в причинно-следственных отношениях.

Полит господство- порядок с помощью которого институционализир-сяполит власть.

Все полит институты приним эту власть на ур-не: 1)религиозный, 2) законодат,3) исполнит, 4) судебный. В каждом ур-не сущ своя стратификация.

В этой модели 3 уровня:

1) господство-подчинение

По мнению Вебера, господство предполагает соц. отношения, при которых приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение у других. Вебер выделял 3 идеальных типа господства:

·                   Традиционный (на основе традиций и обычаев)

·                   Легальный (устроен на правовых основах)

·                   Харизматический (основан на вере в правителя) участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия. (Формир-ся конституц порядок, полит институты, институц-ия)

Вторая «плоскость» властного механизма общения связана с оппозицией «контроль — влияние» (власть как свойство системы – бихевиоральный подход., имеющей дело со способами распределения ресурсов общества. Рсесурсы во-первых, удовл-т потребности и интересы людей, представляя собой определенную ценность в соц. отношениях, и во- вторых повышают потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. Ресурсы общества подразделяются на следующие основные виды: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, повысить у политических агентов потенциальный статус и ранг, а с другой — увеличить их мобилизующую силу и давление. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за перераспр-еданных ресурсов, а также ко взаимному давлению в этой сфере гос-ва и об-ваа, «соперничеству» власти управляющих и влияния управляемых. Функции: доступ к власти-доступ к распределению ресурсов и убедить что так и д.б., контроль за ресурсами.

Третий аспект затрагивает отношения «управление--давление», связанные с самим механизмом «властвования», государственного управления, а также с механизмом «обратной связи», то есть поддержкой и давлением «снизу» гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. Взаимодействие интересов и воли управляемых и управляющих в процессе властвования, то есть практического осуществления властных полномочий, захватывает уже не столько отношения людей с ресурсами (как это было в предыдущей проекции), сколько собственно отношения между людьми, складывающиеся посредством институциональных форм и инструментальных способов силового давления.


8. Социальная общность как политический субъект


Социальная общность – совокупность индивидов и групп людей, объединенных одной территорией, формами деятельности, системой ценностей, отношением к власти.

Эти общности могут превращаться в субъект полит. отношений.

В политической науке выделяется несколько видов субъектов политики.

Первый вид — это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить, лишь пристально вглядываясь в функционирующую политическую организацию. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику; в партиях решение вырабатывается, а часто принимается узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.

Основными субъектами политики всегда являются большие соц. общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.


9. Понятие, структура и функции политической системы


Политическая система (ПС) – совокупность и взаимодействие различных политических институтов.– одно из фундаментальных понятий общей теории политики. Понятие ПС форм-ся в эпоху бихевиоральной революции 50-х – 60-х г.г. амер. политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. До этого существовало только понятие гос-ва. В рез-те 2-й мир. войны возникают около десятка различных государств.1960 г. – год Африки, 60 новых государств. Они отличаются по своему развитию, очень разные. Очень многие политич. процессы невозможно было описать с помощью классических представлений о государстве. Кризис теории! Необходимо взглянуть на неё с другой стороны. Бихевиористы ставили задачу изменить предмет полит. знания. Им должно стать политическое поведение. Необх. использовать новые методы соц. и полит анализа, . качественные и колич. методы. В основу теории ПС лег структурно-функциональный анализ Парсонса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты