Система категорий социологии политики

С развитием демократии в России создались благоприятные условия для формирования в стране многопартийной системы. Становление многопартийности в нашей стране сопровождается и многими трудностями: не сложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба, сложностью национальной структуры, неопределенностью форм государственного устройства и т. д. Появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь ведется лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Однако в силу отсутствия гражданского общества, партии в России возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как выражающие групповые интересы.


30. Методики социологического сопровождения деятельности политических партий в различных фазах функционирования политической системы


Метод анализа документов (политических партий), метод биографический

Анализ организационной структуры политической партии ( как эта партия организована?). Метод анализа документов (в первую очередь – устав партии), изучение СМИ.

Анализ стиля лидерства. В первую очередь надо определить какой это тип лидерства: один человек или группа. Лидерство: 3 вида. В основном лидерство носит рациональный характер, но есть и харизматическое (Жириновский). Интервью с лидерами, с членами партии, анализ публичных выступлений.

Анализ деятельности парламентской фракции. Фракция - те члены партии, которые одновременно являются депутатами в законодательном органе. Анализ деятельности включает в себя:

I.       анализ социально-демографических и социально-профессиональных характеристик (те же методы);

II.      степень сплоченности фракции и ее организованности (анализ процесса голосования (посмотреть, как голосуют депутаты на выборах: каждому депутату предоставляют возможность выбора или согласованно (то есть все голосуют за одного));

III.     анализ результатов голосования (как фракция голосует в парламенте по различным вопросам);

IV.     административные и властные ресурсы фракции (надо изучить, какие посты занимают представители фракции). Анализ документов, интервью с членами фракции, анализ результатов голосования – методы.

Необходим пятый элемент, важный для изучения партий и движений – анализ социальной базы политических партий и общественных движений (сочувствующие или электорат?). Социальная база – люди, поддерживающие цели и деятельность политической партии, ее потенциальные избиратели. Анализ включает в себя анализ социально-демографических и социально-профессиональных характеристик. Анализ социально-экономического положения. Устойчивость или неустойчивость социальной базы также необходимо выяснить. Насколько постоянны предпочтения наших избирателей? Уровень активности социальной базы? Методы: интервью, метод фокус-групп , анализ данных электоральной статистики + все социологические методы.


31. Понятие и основные концептуальные подходы в исследовании общественного мнения в политике


Общ мнение появл-тся когда есть конкретн-ые субъекты полит действия. Общ мнение появляется в Англии в 19 веке, тогда, в полит процессе участвовало очень мало человек (аристократы). До появления общ мнения появл-ся парламент. Испании в 1137 году – картесы (типа парламент). Раньше общ мнение – мнение очень узкого круга лиц. 16 век в итальянских городах (Флоренция )были основания чтобы с общ мнением считались. Общ мнение начинает формироваться когда в полит процесс стали втягиваться городские жители, то есть с 16 века. Но начинает работать с 19в, так как втягиваются огромные массы.

Классовый подход(Маркс). Общ мнение –мнение господствующего класса. Общ бытие определяет общ сознание. (Гегель). Сознание рассм-ся относительно отдельно от общ мнения (Энгельс).Из этого вытекает совр. Концепция общ. Мнения. У основания совр представления об общ мнении в политике стоит Уледов 60-70 годы. «общ мнение советского общества» это монистическая точка зрения. Общ мнение – это единое мнение, мнение большинства, строящее народное гос-во, отражающее мах сознание.

Грушин – Горшков (дискуссия), отталкивается от мархой теории. 1967год Гр. «мнение о мире и мир мнений» чем-то близко к концепции бурдье . «общ мнение – есть массовое сознание без перегородок», проблемы единства, толерантности, проблема выхода из тупика – 3 главные проблемы. Единого общ мнения быть не может, у него была система аргументации, но это не единство. Горшков – развивающаяся концепция общ мнения. Находится и в единстве и в развитии. Суб-ой стороной политики мало кто занимается, раньше больше ею занимались.

Общ мнение- это состояние и проявление массового сознания, позволяющее отразить духовные или духовно-практические отн-ния большинства народа к фактам, событиям , процессам, явлениям в полит действительности. Значит , что общ мнение – это не жесткое единство.


32. Структура и функции общественного мнения


Функции общественного мнения

1. Обеспечение обратной связи в системе государственного управления;

а) Экспрессивная (через общественное мнение происходит непосредственное выражение интересов и требований социальной общности);

б) Консультативная (на         основании анализа общественного мнения эксперты-консультанты дают рекомендации по     оптимизации управления;

в) Директивная (общественное       мнение может указывать политическим субъектам куда направить свои действия);

2. Обеспечение легитимности        правящего режима.

3. Функция политической социализации.

Функции общественного мнения(в лекции)

1) отражает объектив реальность, а также дает оценку фактам, событиям, процессам этой реальности (оценочная)

2) защитная функция (о.м. – инструмент активного влияния гражд о-ва на полит власть)

3) контрольная ф (3 подсистемы полит сист: институцио, информац –коммуникативн, нормативная) О.м. контролирует полит сис-му.

4) консультативная (обработка инф-ции, принятие реш-ний)

5) интерактивная и регулятивная функция (решение вопросов норм функция полит сис-мы, стаб общ равновесие)

Структура о.м. Рациональное (теор знания, отношения, ор-ции в политике, устоявшиеся ценности, стереотипы) Эмоциональное (ожидание, восприятия тех или иных фактов, процессов) Волевая составляющая (духовно-практ отношение к полит реалиям)

Формир медленнее остальных, т.к. предполаг практ действия(требует уже сложившихся установок, готовности к дейсвиям), иррацион (то, что на ур-не подсознания: что хорошо/плохо, мент составл, мифологизация) Именно массовое сознание определяет тип полит к-ры конкр страны.


33. Механизмы формирования и каналы выражения общественного мнения


О.М. ПРОХОДИТ РЯД СТУПЕНЕЙ В СВОЕМ ФОРМИРОВАНИИ:

1.   Зарождение о.м. –появление конкретных фактов, событий. Приобретение массового интереса к объекту. Существуют разнообразные индивидуальные оценки. О.м. далее либо развивается, либо затухает. (пробный шар)

2.   Формирование о.м.- агрегирование полит интересов, инф-ия должна стать новостью, каждый факт потенциально может стать новостью Выход о.м. за границы индивидуального сознания. О.м. начинает выкристаллизовываться из индивидуальных точек зрения.

3.   Функционирование о.м.Выстраивается четкая позиция народного большинства. Функционирующее о.м. – воздействующее о.м. Общество добивается и представляет свои интересы.

Зарождение идет на ур-не межличностных отношений, затем сведения превращаются в

информацию (межгрупповой ур-нь), инф-я превращается в политич. факт, политич. процесс. Но всякий ли политич. факт м.б. объектом обществ. мнения? – потенциально да, но есть некоторые условия:

1) если он вызывает обществ. интерес (индивидов, групп, классов, соц. общностей);

2) если он становится дискуссионным;

3) необх. расширить его так, чтобы его формированием занимались компетентные люди (не слухи, а информация); контроль информации.

Механизм формирования общественного мнения зависит от следующих факторов:

Ø  Уровень развития гражданского общества;

Ø  Приоритетные способы политической коммуникации в обществе;

Ø  Уровень развития демократических институтов и процедур

Механизм формирования общественного мнения включает:

1. Эмоциональный механизм формирования общественного мнения определяется в значительной степени межличностными коммуникациями.

Большую роль здесь играют политические слухи – определенные суждения, которые не могут быть объективно подтверждены или опровергнуты.

Влияние слухов на формирование общественного мнения зависит от уровня развития информационного рынка.

2. Рационально-сознательный механизм формирования общественного мнения включает деятельность социальных и политических институтов (политические партии, группы интересов, различные социологические и политологические организации), которые вырабатывают и трансформируют определенные мнения и оценки от лица общественности.

Каналы выражения общ мнения: их очень много. ОМ-элемент структуры властных отношений

1)       институты гражданского об-ва + полит институты

2)       СМИ (становится 4 властью, СМИ можно формировать Ом)

3)       Консалтинговые, рекламные фирмы


34. Социологические методы сопровождения, проектирования и реализации социально - политических проектов


Работа социологов касательно проектирования и реализации социально-политических проектов, в основном, носит прикладной характер и основывается на прикладных социологических методах. Наиболее важные из них:

1) сбор, количественный анализ и перепроверка информации (опрос общественного мнения, фокус-группа, анализ статистических данных и документов, наблюдение);

2) анализ и прогноз электорального поведения (анализ результатов предыдущих голосований и статистики; кластерный анализ, факторный анализ, социально-психологический портрет, ситуационный анализ, анализ социальных общностей и групп);

3) изучение, планирование и контроль наиболее эффективных способов воздействия на поведение избирателей, информационных каналов;

4) рациональная организация работы штаба, команды и общественной поддержки.

Постоянная работа социологов организуется в виде социологического мониторинга.

Общая схема прикладных социологических исследований на выборах:

1-й этап: а) анализ документов; б) наблюдение; в) интервью; г) анализ статистики и предыдущих голосований; д) выработка рабочих гипотез об электоральном поведении; е) пилотажный опрос.

2-й этап: углубленный анкетный опрос, создающий базу для основных выводов, влияющих на стратегическое планирование избирательной кампании, и базу для последующих мониторинговых опросов.

3-й этап: а) мониторинг; б) регулярные контрольные анкетные опросы замеры, фокус-группы; в) коррекция тактики.

4-й этап: контрольные опросы в день голосования.

5-й этап: анализ итогов выборов.

Этапы избирательной кампании:

1) Предварительный (создание имиджа кандидата или раскрутка)

2) Подготовительный (за 6 месяцев до старта кампании – выявить характеристики округа, социальный паспорт: базовое СИ)

3) Предвыборная борьба (весь формальный этап: официальная кампания; СМИ могут быть использованы только за 1 месяц до выборов, ранее – встречи с избирателями и др.)

4) Подведение итогов

Работа социологов в избирательном процессе строится 1) на независимой основе. Социологи проводят опросы по заказу избирательных комиссий, СМИ, государственных органов, нейтральных организаций. 2) по заказу кандидатов, избирательного объединения или поддерживающей их политической силы. В этом случае целесообразно привлекать социологов для работы на постоянной основе в составе предвыборной команды. Главное отличие роли социологии – использование специфических тонких методов опроса. В предвыборной практике эти области знания в значительной степени пересекаются. Результаты служат материалом для теории политической социологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты