Внешняя политика Финляндии 1945-2000 гг.

Паасикиви опасался, что в результате отказа Финляндии от участия в конференции по обсуждению плана оказания экономичес­кой помощи могут ухудшиться отношения с западными странами, что повлияет на возможности получения кредитов. Однако опасения оказались напрасными. Необходи­мые для восстановления экономики креди­ты были предоставлены Финляндии банка­ми США. .В начале июля 1947 г., узнав о предварительной позитивной реакции Хельсинки на американское предложение, советская сторона оказала на правительство Финляндии сильнейшее давление по всем линиям - по дипломатическим каналам, через премьер-министра М. Пеккала -представителя ДСНФ(Демократический союз народа Финляндии) - и через коммунистов в правительстве и парла­менте.[59; с.287] Поскольку подписанный в Париже мирный договор еще не был ратифицирован, президенту Финляндии Ю.К. Паасикиви пришлось ус­тупить и отказаться от участия в плане Маршалла.

Этот успех вызвал в Москве двоякую реакцию: с одной стороны, казалось, подтверждались ее опасения относительно стремления Фин­ляндии к большей самостоятельности во внешней политике; с другой - успех советского демарша продемонстрировал действенность отрабо­танной Ждановым схемы - внешнего давления в сочетании с опорой на просоветские силы. Результатом этого стала идея крепче "привязать" Финляндию к СССР дополнительными обязательствами.

Поэтому МИД СССР весьма оперативно отреагировал на посту­пившее 19 сентября 1947 г. - сразу после ратификации советско-фин­ляндского мирного договора и окончательного обретения Финляндией "полноправного" статуса - предложение "левого" премьер-министра М. Пеккала о заключении между двумя странами пакта о взаимопомо­щи. Этот вопрос имел свою предысторию: весной-летом 1945 г. тогда­шний президент Финляндии К.Г. Маннергейм и премьер-министр Паа­сикиви уже выступали с аналогичным предложением, надеясь с его по­мощью добиться скорейшего заключения мирного договора.[26; с.52]

Первый проект будущего договора, разработанный Пятым евро­пейским отделом МИД, курировавшим Северную Европу, и представ­ленный министру иностранных дел В.М. Молотову 29 октября 1947 г. назывался не просто договором о взаимопомощи, но и о "союзе".[30; с.71] Обя­зательство о взаимопомощи в случае войны или угрозы безопасности договаривающихся сторон было направлено не только против Герма­нии и ее союзников, как в советско-польском договоре 1945 г., послу­жившем основой проекта, но и против "любого другого агрессивного государства".[30; c81] Любые ссылки на Устав ООН должны были быть ис­ключены или стать предметом отдельного обсуждения. Неучастие в коалициях и союзах, направленных против любой из договаривающих­ся сторон, дополнялось отказом от "каких-либо обязательств, несовме­стимых с положениями настоящего договора". Устанавливался 20-лет­ний срок действия соглашения.

По мере приближения срока начала переговоров от советской мис­сии в Хельсинки стали поступать все более настораживающие извес­тия. Так, выяснилось, что Пеккала из "тактических соображений" не поделился своей идеей о договоре с президентом и парламентом.[36; с.179] От­сутствие согласия Паасикиви могло лишить советскую сторону важно­го преимущества: для придания договору хотя бы формальной добро­вольности необходимо было, чтобы инициатива исходила от Финлян­дии.

Худшие опасения советской стороны подтвердились, когда 5 нояб­ря финляндская правительственная делегация прибыла в Москву для переговоров. Опытнейший политик Паасикиви, не видя теперь, после заключения мирного договора, необходимости в пакте о взаимопомо­щи и понимая, какую угрозу он представляет для самостоятельности Финляндии на международной арене, не только отказался предоста­вить Пеккала полномочия на ведение переговоров, но и категорически запретил даже упоминать об этом вопросе, пока он не будет поднят со­ветской стороной.

В переговорах последовала двухмесячная пауза. МИД, очевидно по-прежнему рассчитывал добиться финской "инициативы", действуя через просоветское "лобби" в Хельсинки, не прибегая к официальным демаршам. Однако время шло, а все усилия левых не приносили результата.

     Твердая позиция Паасикиви не оставляла Кремлю иного спосо­ба решить вопрос, кроме официального демарша на высшем уровне. И такой демарш последовал: 22 февраля 1948 г. Сталин направил прези­денту Финляндии личное письмо с официальным предложением заклю­чить пакт о взаимопомощи, "аналогичный венгеро-советскому и румы­но-советскому пакту".[31; с.65]

Одержанная Паасикиви тактическая победа, однако, не вселяла в него уверенности в конечном исходе. В Хельсинки понимали, что от­клонить предложение Сталина они не могут. Попытки финнов обра­титься за поддержкой к Англии и США оказались безуспешными. За­падные державы давно уже решили, что не смогут помочь Финляндии в случае ее конфликта с СССР. Так, американский посланник в соот­ветствии с инструкцией госдепартамента посоветовал финляндскому министру иностранных дел К. Энкелю обратиться с жалобой в ООН, где Советский Союз мог блокировать любое неугодное решение. Хуже того, советская миссия в Финляндии, не испытывая недостатка в кон­фиденциальных источниках информации, сразу же узнала о контактах Энкеля с "англосаксами", и Савоненков учинил по этому поводу насто­ящий скандал. Финляндии оставалось рассчитывать только на собст­венные силы.

Однако Паасикиви не собирался сдаваться. В своем ответе Стали­ну от 9 марта он, соглашаясь на переговоры в принципе, упомянул о со­мнениях, высказанных депутатами сейма по поводу договора, о стрем­лении народа Финляндии "оставаться в стороне от международных конфликтов" и выражал надежду, что содержание пакта будет "под­вергнуто всестороннему свободному обсуждению и дополнению".[31; с.82] Это был ясный намек на то, что финны не примут автоматически про­ект договора, аналогичный советско-венгерскому или советско-ру­мынскому, а будут биться за каждую статью, стремясь максимально ог­раничить свои обязательства. О том же говорили и секретные финские документы (проект договора, экспертные оценки, меморандум Пааси­киви о требованиях Финляндии к его содержанию), добытые Савонен-ковым через коммунистов.

Наконец, 5 апреля стороны пришли к окончательному компро­миссу. В обмен на согласие с более точной и ограниченной финской формулировкой статьи о взаимной помощи и 10-летним сроком дей­ствия договора вместо предлагаемых советской делегацией 20 лет Молотов добился принятия важной с точки зрения Москвы статьи о консультациях в случае "угрозы агрессии", что давало возможность начать консультации о взаимопомощи еще до начала военных дейст­вий. У.К. Кекконену и заместителю министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинскому было поручено доработать преамбулу, и Молотов, озабоченный перспективами ратификации договора в сейме, согла­сился включить в нее "психологически важную" для финляндского общественного мнения, по выражению Кекконена, фразу о стремле­нии Финляндии "оставаться в стороне от противоречий между интере­сами великих держав" - фактическую декларацию ее нейтралитета в холодной войне.[36; с.184]

Подписанный 6 апреля 1948 г. в Москве Договор о дружбе, сотруд­ничестве и взаимной помощи стал основой отношений между двумя странами на весь период холодной войны. Поступившись частично сво­бодой действий во внешней политике, Финляндия отстояла свою неза­висимость и общественное устройство, заняв на международной арене особое место - нечто среднее между положением союзника СССР и "благожелательного нейтрала".[37; с.96] Условия договора, подписанного 6 апреля 1948 г., были для Финляндии, таким образом, исключительно выгодными, настолько, что Кекконен осмелился в присутствии Сталина в шутку назвать результат переговоров «диктатом Паасикиви».[22; с.114] Сам президент взял на себя обязательство сделать все возможное, чтобы договор был ратифицирован в парламенте, где его рассмотрение началось 28 апреля. Так что у СССР не было прямой выгоды вмешиваться во внутренние дела Финляндии до тех пор, пока, казалось, суще­ствовали явные возможности для того, чтобы Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи мог быть окончательно принят законным путем. Это существенный отправной момент, если задуматься о том, имелось ли на самом деле у коммунистов намере­ние, как о том ходили слухи, захватить власть в апреле 1948 г.

Интерес к Договору, проявляемый КПФ с 1947 г., с внутриполи­тической точки зрения проистекал из того, что в конфликтной си­туации этот договор предоставил бы возможность для оккупации Финляндии и насильственного изменения ее политической си­стемы.[14; с.142] Коммунисты отдавали себе полный отчет в том, что они не могли прийти к власти без согласия и поддержки СССР. Ратифи­кация Договора в парламенте относилась к числу их жизненно важных интересов, и они стремились обеспечить ее при помощи широких внепарламентских действий и были даже готовы взять в кольцо здание, в котором проходили заседания парламента.

Сценарий захвата власти был обнародован в статье, по­явившейся в воскресном номере «Суомен сосиалидемокраатти» 25 апреля 1948 г..[13; с.214] Главный редактор газеты Унто Варьонен позд­нее отмечал, что набросал ее еще на второй неделе марта, соби­раясь опубликовать впоследствии. Со своей стороны министр внутренних дел Лейно, впавший в немилость как советского руко­водства, так и КПФ, к тому времени уже предупреждал командую­щего армией генерала Сихво о проектах захвата власти, которые, как он говорил, имелись «справа».[14; с.156] Ведь руководство Государ­ственной полиции (Валпо), контролируемой коммунистами, уве­ряло Лейно, что обнаружило бумаги годичной давности, в том чис­ле об организации движения сопротивления.

             Генерал Сихво отказался от своего уже согласованного участия в Московских переговорах о заключении Договора о друж­бе, сотрудничестве и взаимной помощи и остался в Хельсинки для осуществления контроля за предписанными вооруженным силам мероприятиями по переходу в состояние боевой готовности. Как отмечал и президент после окончания Московских переговоров, имелись опасения, что законному порядку угрожали, скорее всего, коммунисты. Страх усиливали Пражские события. Хертта Куусинен обратилась к этим событиям в своей речи 24 марта в Мессухалли , а редактор газеты «Вапаа сана» самочинно озаглавил по­священную ее выступлению публикацию — «Путь Чехословакии — наш путь». В атмосфере напряженности, созданной Московскими переговорами, угроза была воспринята всерьез и вызвала неадек­ватную реакцию.[36; с.191]

Сихво, в числе первых предупредительных мер, должен был усилить охрану арсеналов вооруженных сил, на что обращал вни­мание и министр внутренних дел. В духе предписаний Соглашения о перемирии, о принятых мерах было также сообщено военному атташе СССР, у которого не нашлось на этот счет никаких замеча­ний. Позднее, в апреле, командующий организовал в Хюрюля, в окрестностях столицы, усиленную танками и пушками «экспери­ментальную группу», отрабатывавшую, в частности, тактику бое­вых действий в условиях крупных населенных пунктов. В момент, когда кризис достиг своей кульминации, к президентскому дворцу были направлены канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенлинна», которые оставались там до тех пор, пока ситуация с ратифи­кацией в парламенте не прояснилась.[14; с.160] Со своей стороны, полиция Хельсинки в ночь с 26 на 27 апреля была переведена на режим повышенной готовности, а склад оружия мобильной полиции, счи­тавшейся неблагонадежной, был перемещен в бомбоубежище под Кафедральным собором.

Как рассказал Жданову генеральный секретарь КПФ Вилле Песси, неожиданно объявившийся в Москве 12 апреля, руковод­ство Государственной полиции сообщило руководству партии, что правые вместе с иностранными пособниками планировали захват власти, чтобы не допустить ратификации Договора. В ЦК КПФ уже пришли к мысли о необходимости задержать кого-либо из наибо­лее видных участников заговора, за которыми, по мнению началь­ника Государственной полиции, стоял сам Паасикиви. От плана, однако, пришлось отказаться, как полагал Песси, потому, что «заговорщики узнали, что за ними следят».[31; с.96]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты