Следует отметить, что в вопросе о Косово Ахтисаари проявил строгую дисциплину в проведении в жизнь тех решений, которые были приняты в Брюсселе. Речь шла о полной поддержке ЕС военной акции НАТО. Президент Финляндии неоднократно утверждал, что натовским бомбардировкам “не было альтернативы”, и всячески подчёркивал, что контактирует с Милошевичем. Между ними была не только очная встреча, но и несколько разговоров по телефону.[62; с.24]
Программу председательства Финляндии президент Пааво Липпонен представил парламенту и заручился его одобрением. Не потому, что "так надо", а с тем, чтобы продемонстрировать единство подхода к этой важнейшей задаче исполнительной и законодательной ветвей власти. Большинство включенных в неё вопросов носят долгосрочный характер и были переданы от предыдущих председателей. Однако на Финляндию в этот период смотрят и как на генератора новых идей.
40 страничная программа была разделена на семь тематических разделов, а её девиз был “Мощную и открытую Европу в новое тысячелетие”. Разделы были озаглавлены:
- Расширяющийся Евросоюз;
- Открытый и эффективный союз;
- Стабильная, конкурентоспособная экономика, создающая рабочие места;
- Общество, основанное на информатике и знаниях;
- Социальная и экологическая ответственность;
- Регион свободы, безопасности и справедливости;
- Глобально активный и влиятельный Союз.
Поиски решения этих проблем осложнялись в связи с тем, что руководящие органы Евросоюза фактически бездействовали. Так, Европейский парламент, состав которого был переизбран, Европейская комиссия, самораспустившаяся по причине обвинения некоторых ее членов в коррупции и некомпетенции и которую еще предстояло воссоздать ее новому председателю Романо Проди, была сформирована только в октябре 1999 года. К тому времени Финляндия в качестве председателя, отработала уже больше половины срока.
Особо стоял вопрос о Косово. В программе председательства он не был вынесен в отдельный раздел, поскольку задачи ещё только осмысливались, а подходы искались. Однако в ней признавалось, что “косовский кризис создал угрозу безопасности в Европе и бросил вызов защите основных европейских ценностей”.[38; с.89]
А за рамками программы руководство Финляндия признавала, что за восстановление части Европы, разгромленной НАТО при поддержке ЕС, придется платить. И, когда на пресс-конференции Пааво Липпонена спросили, откуда взять средства, он ответил, что раскошелиться придется как отдельным государствам, так и ЕС в целом, сократив при этом часть других программ, в том числе программу ТАСИС, осуществляемую в России и других странах бывшего СССР.
Какой вывод извлекла для себя Финляндия из событий в Косово? На этот вопрос пока нет определенного ответа ввиду очевидных разногласий в самом руководстве страны. Если президент Ахтисаари проявил себя как проводник политики НАТО, то премьер-министр Липпонен был более сдержан. За совершенное Североатлантическим блоком он его не хвалил, но и, проявляя осмотрительность, не ругал. Зато подчеркнул, что Финляндия должна четко и неукоснительно придерживаться политики военного нейтралитета.
Финляндия трактует положения Амстердамского договора таким образом, что военное сотрудничество следует наращивать, но только в рамках готовности к предупреждению и решению будущих кризисов типа косовского. Эту позицию неоднократно излагали как Липпонен, так и нынешний президент Финляндии Тарья Халонен.
Спросите любого правительственного деятеля о международных интересах Финляндии на карте мира, и они почти всегда укажут одинаково: Москва и Брюссель. Финская внешняя политика, скажут они, строится на двух опорах — крепить связи с Европейским союзом и всячески старался не раздражать Россию.[10; с.45] Находясь на северо-восточной окраине Европейского союза, Финляндия стала центральным игроком за столом переговоров. В Брюсселе в то же время она сохранила тесные торговые и экономические связи с Россией, с которой у нее общая граница в 1300 километров.
Хотя Финляндия вступила в ЕС только в 1995 году, она энергично восприняла его политику, равно как и Европейский экономический и валютный союз. Она была одной из первых стран, воспринявших Маастрихтские критерии, и обязалась стать одним из членов-учредителей единой валюты.
Поддержка Финляндией евро наградила ее местом в совете управляющих Европейского центрального банка и председательством в ЕС во второй половине 1999 года. Коалиционное правительство страны полагает, что тесные связи с Брюсселем, кроме того, помогут ей успокоить тревогу России относительно более острого вопроса — расширения НАТО на Восток.[46; с.28]
После второй мировой войны Финляндия соблюдала нейтралитет и всячески старалась развивать деловые отношения с Москвой. В области политики безопасности это убедило все ее правительства избегать членства в НАТО и иметь не столь тесные оборонные связи с Западом. Тарья Халонен. министр иностранных дел, говорит, что данное правительство конкретизировало эту политику, тесно связав себя с Западноевропейским союзом. Г-жа Халонен, бывший профсоюзный юрист и министр социального обеспечения, отрицает, что ЗЕС нужно еще доказывать, что он эффективный оборонный орган, подчеркивая, что он является успешным орудием поддержания мира в Европе.[44; с.26]
Можно также считать, что Финляндия является частью НАТО во всех отношениях, кроме формального. И действительно, ее вооруженные силы тесно сотрудничают с силами союза, и, возможно, ей придется сделать формальный выбор на следующем этапе расширения союза, особенно если некоторые ее балтийские соседи захотят вступить в него.
“Расширение НАТО является важной проблемой для нас, особенно, поскольку оно играет на руку националистам в Москве, — заявил один из внешнеполитических аналитиков в Хельсинки. — Учитывая нашу протяженную границу с Россией, именно этого мы хотели бы избежать любой ценой”.[44; с.28]
Если ЗЕС служит удобным средством успокоить тревоги России по поводу НАТО, то другие региональные организации, такие, как Евро-арктический союз Баренцева моря и Совет государств Балтийского моря, представляются Финляндии полезными форумами для привлечения Москвы к развитию региона. Финское правительство надеется объединить эти проблемы, создав северное направление для развития ЕС и его отношений с Россией.
Инициатива, объявленная в 1997 году премьер-министром Пааво Липпоненом, стремится подчеркнуть взаимозависимость ЕС, России и региона Балтийского моря. Липпонен считает, что Финляндия может играть осевую роль в этом процессе, распространив его от проблем безопасности к проблемам социального благосостояния, энергетики и политики в области экологии.
В одной лишь области энергетики потребность ЕС в импортной энергии можно было бы удовлетворить, оказав России помощь в разработке ее главных природных месторождений за Полярным крутом.
Липпонен и его министры считали эту сферу одним из способов еще больше интегрировать Россию в Северную Европу, а это, в свою очередь, также даст Финляндии и ее соседям в ЕС — Швеции и Дании возможность создать противовес южному, так называемому "средиземноморскому клубу" стран ЕС. По их мнению, важность северной границы ЕС повысится со следующим этапом расширения, и Балтийский регион мог бы стать одним из важнейших регионов роста в Союзе.
Учитывая, что на ЕС приходится почти 40 проц. внешней торговли России — а Балтийское море является ее главным торговым путем, — финны хотят гарантировать, чтобы и впредь отношения оставались как можно более спокойными. Г-жа Халонен говорит, что Финляндия использует свое президентство в Союзе в следующем году, чтобы подчеркнуть важность этой северной границы. "Мы стараемся убедить комиссию, что это хорошая идея. Это дает Брюсселю возможность расширить связи с Россией, Норвегией и балтийскими государствами."[48; с.28]
Но она подчеркивает, что Финляндия будет занята не только проблемами, близкими к ее дому. Правительство планирует использовать свое президентство для продвижения в решении четырех ключевых проблем: институционная реформа, состав комиссии, голосование в институтах ЕС и трудная проблема принятия решений квалифицированным большинством.
Однако премьер-министр Липпонен дает понять, что он хотел бы, чтобы некоторые реформы комиссии были приняты до следующей волны расширения ЕС. В то же время он намерен гарантировать, чтобы введение единой валюты прошло успешно. Тем самым финское правительство рассчитывает проявить себя, в отличие от своих соседей -"евроскептиков", одним из поборников ЕВС.
Согласно стратегии, разработанной в министерстве иностранных дел Финляндии, она должна дать два благих результата: укрепить связи Финляндии с Брюсселем и отвлечь внимание в сторону — по крайней мере, на время — от решения ею проблем, связанных с обеспечением ее будущих интересов безопасности в регионе.
3.2. Отношения Финляндии с НАТО.
Хотя вопрос о присоединении страны к НАТО не включен в официальную программу нового правительства, приступившего 15 апреля 1999 года к исполнению своих обязанностей, а руководство Финляндии при всяком удобном случае подтверждает свою приверженность политике неучастия в военных союзах, дискуссия на тему о том, а не стоит ли стране пересмотреть такой подход, не прекращается. Да и сама официальная линия претерпела начиная с 1994 года столь существенные изменения, что прежний министр обороны Аннели Тайна (в первом правительстве Пааво Липпонена) позволила себе, высказываясь об отношениях страны с НАТО, заметить: "Мы уже помолвлены но день свадьбы еще не назначен".[49; с.22]
В настоящее время эта линия строится на четырех основных тезисах:
- Сохранение нынешнего курса на военное неприсоединение как наиболее целесообразного в существующих международных условиях.
- Право пересмотреть этот курс, если того потребуют изменившиеся условия
- Сохранение "открытости" НАТО. т.е. ее согласия рассмотреть возможность приема в свои ряды любого государства выразившего такое желание. В действительности этот тезис не только резервирует за Финляндией право вступить в НАТО, когда она этого пожелает, но и означает поддержку трех стран Балтии, уже заявивших о своем стремлении в НАТО.
- Тесное сотрудничество с международными организациями и структурами, в том числе с НАТО, в интересах поддержания международного мира, включая самое активное участие в программе "Партнерство во имя мирами через нее - в операциях НАТО по поддержанию мира и урегулированию кризисов.
Впрочем, из этого было бы абсолютно неверно делать вывод, будто Финляндия вот-вот последует примеру трех восточноевропейских стран и формально запросится в НАТО. Можно с большой долей уверенности предсказать, что до 2003 года, т.е. до окончания срока полномочий нынешнего правительства этот вопрос даже не будет рассматриваться.
После парламентских выбopoв в марте 1999 года у власти в стране сохранился, по существу, прежний коалиционный кабинет во главе с социал-демократом Пааво Липпоненом, который с 1994 года последовательно проводит линию на неприсоединение к военным блокам как наилучшим образом обеспечивающую национальную безопасность и гибкость во внешней политике. Еще в период формирования нового правительства в начале апреля премьер-министр Пааво Липпонен заявил, что внешнеполитическая линия страны и политика в области безопасности останутся "прежними по всем параметрам" и в них "не произойдет никаких изменений".[28; с.34] Дополнительным свидетельством того, что Финляндия вдруг "не передумает" и не пересмотрит своего отрицательного отношения к членству в Североатлантическом альянсе, являются настроения в обществе. И до агрессии НАТО в Югославии большинство финнов из года в год выступали против вступления в этот военный союз, а после ее начала ряд противников, согласно опросам общественного мнения, достигли 78 процентов. [19; с.5]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10