В отличие от большого числа проголосовавших за вступление Финляндии в ЕС финнов, которые убеждены в том, что соседство с Россией несет в себе политическую угрозу, противники членства в ЕС связывали его с потенциальной угрозой со стороны иностранного капитала, конкуренции с иммигрантами за рабочие места и возможным ростом культурного влияния извне, или «культурным империализмом». Националистически настроенные правые в отличие от крайне левых были в меньшей степени, чем раньше, склонны считаться с факторами риска «близлежащих территорий», но возражали против участия в европейской интеграции «из принципа».[1; с.22] Интересную, по своему партийному составу разрозненную группу, выступающую с малопонятных позиций против членства Финляндии в ЕС, составили старые сторонники Кекконена во главе с Кейо Корхоненом.
На последнем этапе к группе противников примкнули сельские жители, которые были недовольны договором, положенным в основу членства Финляндии в ЕС, прежде всего решениями в отношении сельского хозяйства. Они считали, что положительное решение этого вопроса приведет к тому, что сельские районы Финляндии станут совершенно безлюдными и традиционному финляндскому образу жизни придет конец. Организации — противники вступления Финляндии в ЕС обвиняли правительство в том, что оно хочет насильно «втянуть» страну в Союз и не дает избирателям объективной информации.[1; с.24]
Финляндские противники членства в ЕС при поддержке своих единомышленников в двух других северных странах настаивали также на том, что Финляндии следовало бы принять решение независимо и не проводить своего референдума после Австрии, выступившей «за», и до Норвегии, в итоге дважды отказавшейся от вступления в ЕС. То, что перевес голосов, поданных за вступление в ЕС в Финляндии и особенно в Швеции, был столь незначительным, что его едва хватило для принятия положительного решения, дает повод спекулировать на том, что негативный пример Норвегии мог бы повлиять на участников референдумов других стран: иная очередность референдумов могла бы дать другой результат.
Референдум, организованный в Финляндии 16 октября 1994 г. по вопросу о ее членстве в ЕС, был первым после референдума 1932 г. по сухому закону. Несмотря на «притягательность новизны», он вызвал активность только 74% имеющих право голоса. Если исключить финнов, проживающих за пределами страны, — только 70%. За членство проголосовало всего 900 тыс. человек, против — чуть менее 700 тыс., так что решение было принято при соотношении 56,9% — 43,1%. «За» проголосовали главным образом городские жители, «против» — сельские.[28; с.33] В Северной Финляндии против высказались более половины всех голосовавших.
Как противовес «фронтам» ФЦ(Финляндский центр) положительное отношение к членству в ЕС обнаружилось прежде всего там, где НКП и СДПФ пользовались наиболее мощной поддержкой, — в столице (почти 2/3 участников голосования), а также в других больших городах (например, даже в Оулу свыше 60%).[28; с.36] Несмотря на это, большая часть депутатов парламента от ФЦ, как и депутатов от Левого союза, по-прежнему пользовавшегося поддержкой в северных регионах, проголосовала «за» в ноябре, когда решение о вхождении было представлено на утверждение парламенту. Несмотря на дебаты, навязанные противниками вступления в ЕС с целью оттянуть принятие окончательного решения и обретшие черты настоящего фарса, после того как парламент Финляндии принял решение, осталось достаточно времени для выполнения формальностей, включая утверждение его другими странами-членами. Таким образом, Финляндия еще до конца года стала четырнадцатым членом Европейского союза — вместе с Австрией и Швецией.
Финляндия становится все более тесно связанной с Европой не только в результате присоединения к ЕС, но и благодаря иммиграции.
Глава 3. Внешнеполитические приоритеты Финляндии на современном этапе
3.1. Внешняя политика Финляндии в рамках ЕС.
Уже исполнилось семь лет с того дня в 1995 году, когда Европейский Союз впервые в истории вышел непосредственно на границу с Российской Федерацией. Это стало результатом вступления и крупнейшую хозяйственно-политическую организацию Европы Финляндской Республики — одного из недавних важнейших партнеров бывшего СССР в капиталистическом мире. До этого Финляндия исповедовала полное "неприсоединение" к каким-либо западным союзам.
Именно поэтому опыт вхождения Финляндии в структуры и систему ЕС интересен россиянам. Ответ на вопрос о том, получил ли благодаря этому народ Суоми свою волшебную мельницу изобилия Сампо, воспетую в национальном эпосе "Калевала", хотели бы знать во многих странах, которые стремятся к вступлению в Евросоюз или к установлению более тесного сотрудничества с этой организацией.
Вступление Финляндии в ЕС означало серьезную перемену в ее внешнеполитической доктрине. Она была официально сформулирована и закреплена в специальном докладе Государственного совета /правительства/, увидевшем свет весной 1995 года. На первое место среди причин, побудивших страну вступить в ЕС, в нем были выдвинуты факторы безопасности. Главный тезис новой доктрины гласил: "Членство в Европейском союзе, независимая оборона, контакты с НАТО и хорошие отношения с соседними странами — надежная основа комплексной политики безопасности Финляндии".[35; с.75]
"Первая европейская пятилетка" Финляндии оказала, однако, влияние не только на внешнюю политику страны. Она затронула, пожалуй, все стороны финской жизни.
Что касается воздействия присоединения к ЕС на внешнеполитическую линию страны, то, начиная с 1995 года, Финляндия формирует свою внешнюю политику отталкиваясь от общих интересов Европейского Союза и поддерживает его коллективную позицию. Значение сотрудничества между северными странами для нее уменьшилось. Сотрудничество с Россией она хотела бы теснее увязывать со своим взаимодействием с европейскими структурами. Кроме того, ООН и ОБСЕ стали иметь для Финляндии менее важное значение, чем это было ранее.
Разумное руководство экономикой со стороны правительства дало возможность Финляндии без труда выполнить Маастрихтские критерии для вступления в Европейский экономический и валютный союз. Таким образом, эта самая северная страна в ЕС заняла место в первом ряду стран, готовящихся ввести единую валюту.
В отличие от своих скептически настроенных северных соседей Швеции и Дании Финляндия хочет установить более тесные связи с Брюсселем и усматривает в завершении создания общего рынка важную цель, а не угрозу. Вместе с тем министры правительства не считали безупречными блага членства в ЕС и стремились использовать председательствование своей страны в ЕС для того, чтобы двинуть вперед институционную реформу. Они также хотели добиться того, чтобы комиссия гарантировала интересы более мелких государств-членов, исследовать возможности более широкого использования голосования квалифицированным большинством.
Тарья Халлонен, министр иностранных дел, подчеркивала, что Финляндия не хочет и не может рассчитывать использовать президентство в своих целях. Она просто будет продолжать работу австрийского председателя и его германского предшественника в области проведения реформ и расширения членства.[3; с.74]
И все же в одном отношении финское председательствование внесло нечто новое. Правительство надеется развить идею ''северного направления" политики ЕС, которое охватит такие сферы, как связи с Россией, а также развитие транспорта, энергетики и инфраструктуры в районах Балтийского моря и Арктики.
"Это не региональная инициатива, касающаяся ограниченной группы государств-членов, — говорит г-жа Халонен. — Она затрагивает интересы всего союза и в самих северных районах и вокруг них".[38; c/85] Стараясь расширить горизонты ЕС на север и на восток, Финляндия обозначила основные задачи своей внешней, экономической политики и политики безопасности — а именно, как привлечь Россию к этому процессу.
Финляндия, сознавая свои глубокие исторические связи с Москвой и свою 1300-километровую границу с Россией, стремится не волновать своего восточного соседа в плане военной угрозы. Именно это, например, убедило ее отказаться от членства в НАТО в пользу Западноевропейского союза. Финское правительство стоит за развитие обшей европейской внешней политики и политики безопасности, которая действовала бы наряду с НАТО, не подчиняясь ему.
Как и большинство других сторон финской политики, ее повестка дня в области внешней политики и безопасности построена в основном на идее консенсуса, добивающегося тесного стратегического сотрудничества между такими группами интересов, как ЗЕС и НАТО, в то же время предлагая инициативы для повышения международной роли бассейна Балтийского моря.
1 июля 1999 года эстафета председательства в Европейском Союзе перешла от Германии к Финляндии члену ЕС с 1995 года впервые удостоившейся чести стать “хозяйкой Европы”.
Премьер-министр Пааво Липпонсн сказал и связи с этим в интервью газете "Хельсингин саномат": "Финляндия никогда прежде не занимала столь влиятельного положения".[48; с.27]
Руководство страны акцентировало внимание не столько на предоставленной ей чести, сколько на обязанностях и на огромной ответственности. Проведение различных мероприятий по общеевропейской линии — а их только в Финляндии состоялось около 200, в том числе свыше 80 на министерском уровне — обошлось стране в 371 млн. Финляндских марок /свыше 65 млн. долларов/.[48; с.27]
Среди вопросов, которые премьер-министр включил в программу председательства, важное место отводилось отношениям ЕС с соседями Финляндии, прежде всего с Россией. Именно Финляндия инициировала принятие концепции "северного измерения" в значительной мере нацеленной на Россию в плане широкого взаимодействия с ней по всем направлениям, включая выработку общих подходов во внешней политике и политике безопасности. Она же активно участвовала в разработке российской стратегии ЕС.
Примечательно, что, представляя в Совете ЕС программу председательства Финляндии, ее постоянный представитель Антти Сатули заявлял, что отношения с Россией, "северное измерение", а также политика в области защиты окружающей среды — это те области, где его страна может внести достойную лепту в общее дело европейской интеграции.
Как отмечается в программе, единая стратегия ЕС в отношении России, принятая на саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 года создала всеобъемлющие рамки для будущего развития отношений с ней. Хельсинки обязалось также работать над более активным выполнением Соглашения о партнерстве и сотрудничестве “Российская Федерация — Европейский Союз”, чтобы укрепить экономические, научно-технические и политические связи между ними.
Еще до периода председательства Пааво Липпонен уверял, что эти связи нужны прежде всего самой Европе. Его аргументы:
-Европа нуждается в энергоресурсах, которых у России более чем достаточно;
- Транспортные коммуникации через Балтику и автотранспортом через Финляндию в Россию приблизят к Европе гигантский российский рынок;
- Устранение возможности ядерного загрязнения на Северо-западе России и оздоровление окружающей среды сделают жизнь европейцев более безопасной;
- Демократическая Россия с рыночной экономикой, связанная отношениями с Европой, — наилучшая гарантия здорового политического климата в этом регионе.[48; с.29] Председательство в Евросоюзе не застало Финляндию врасплох не только в плане финансовых расходов. Как член “руководящей тройки” она вместе с Австрией и Германией принимала самое активное участие в проработке и решении кардинальных задач ЕС.
Одновременно шла активизация внешнеполитической деятельности не только в рамках Евросоюза. Президенту страны Мартти Ахтисаари было доверено представительство Евросоюза на переговорах с президентом Югославии, которые он вёл совместно с представителем президента РФ Виктором Черномырдиным и которые завершились принятием Слободаном Милошевичем мирного плана и прекращением натовских бомбардировок. Он же принимал в Хельсинки министров иностранных дел и обороны России и США, когда они решали вопрос об участии российского контингента в Международных миротворческих силах /КФОР/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10