Вопросы и ответы по курсу политологии
Предмет и объект политологии. Ее место в современном обществознании.
1. Понятия и функции политологии. Этапы становления и развития политологии как науки
и университетской дисциплины.
2. Политические идеи античности
3. Политические теории Средневековья и эпохи Возрождения. «Государь»
Макиавелли
4. Политические взгляды Т.Гоббса и Дж.Локка.
5. Марксистский период в истории политической мысли. Маркс, Энгельс,
Плеханов,
Ленин.
6. Политическая мысль в России. Сперанский, Герцен, Чернышевский, Бакунин.
7. Характерные черты европейской и американской политических школ.
8. Политические противоречия. Конфликты и кризисы.
9. Сущность и черты гражданского общества.
10. Гражданское общество и государство: связь и взаимодействие.
11. Власть как социальный феномен. Принцип разделения властей.
12. Проблемы и перспективы становления гражданского общества в России.
13. Понятие «политическая элита». Теория кругооборота элит В.Парето.
14. Отчуждение политической власти и его формы.
15. Способы реализации и ресурсы власти.
16. Легитимность политической власти. Типы легитимности по М.Веберу.
17. Демократия: сущность. Принципы. Черты.
18. Тоталитаризм: предпосылки возникновения, сущность, разновидности.
19. Авторитарная политическая система: характерные черты и особенности.
20. Происхождение, сущность и функции государства.
21. Формы государства и государственного устройства.
22. Структура государственной власти в России.
23. Принципы правового государства.
24. Политические партии: понятие, генезис, функции.
25. Типология и классификация партий. Партийные системы.
26. Общественные организации и общественные движения.
27. Человек как объект и субъект политической деятельности.
28. Политическая социализация личности: содержание, средства, этапы.
29. Политическое сознание. Мотивы и предпосылки политической активности.
30. Политическое лидерство: сущность, теории, типы.
31. Социальная политика: содержание, разновидности.
32. Сущность и структура политической культуры.
33. Типология, функции и формирование политической культуры.
34. Политическая идеология в жизни общества.
35. Идеологические доктрины. Идеологические противоречия и способы их разрешения.
36. Политические партии в России. Социальная база, идеологические основы,
экономические программы.
37. Сущности и структура политического процесса.
38. Формы политического участия. Выборы.
39. Парадигмы и методология политического знания.
40. Прикладная политология: сущность и методы.
41. Национальные отношения и национальная политика.
42. Проблемы и противоречия мирового развития.
43. Достижения, проблемы и перспективы развития демократического процесса в
России
Вопрос 1 - 2
Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного разрешения политических проблем. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности. Политология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания.
Объектом политологии является политическая сфера общества,
происходящие в мире политического явления и процессы. К ним относятся:
политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения
политических целей, механизм функционирования политических институтов,
деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры
субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В
обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их
организаций, партий и других институтов.
Предметом политологии выступают законы становления, функционирования и
развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию,
механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно
сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений
социальных субъектов по поводу политической власти.
Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, категории, принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление.
Необходимо также рассмотреть основные функции политологии:
гносеологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка
теории и методологии исследования политических явлений); аксиологическую
(оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей;
политической социализации личности (формирование демократической
политической культуры и гражданственности личности); практико-политическую
(экспертиза политических решений, теория политических реформ),
прогностическую (прогнозирование политических процессов).
В рамках этих функций совершается движение научного политического знания
от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития
(предложение).
Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов.
Под методами политологии понимают способы познания. В современной политологии существуют следующие методы политических исследований: структурно-функциональный анализ; бихевиористский метод (изучение политики через поведение отдельных личностей и групп, распространен в западной политологии); институциональный (изучение политических институтов - государства, политических партий и т.д.);
Вопрос 3
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего
Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней
Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды
Платона (427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Государство»,
«Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.)
утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек есть мера
всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или
божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между
людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его
мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут
договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в
обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные»
формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию,
олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев.
Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия
превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме
общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых,
другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается
установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство
«сверх должного опьяняется свободой»
Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства,
где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью,
сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли,
однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и
законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование
республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью,
но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства
собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист
Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих
интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных
между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового
государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Вопрос 4
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Пикколо Макиавелли (1469—1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.
Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и
путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных.
Государи должны уметь пользоваться обоими способами.
Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли
отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого
народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил
он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную
республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются
демократический," аристократический и монархический элементы власти.
Вопрос 5
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе
развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как
Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др. Одним
из основоположников теории общественного договора является английский
мыслитель Томас Гоббс (1588—1679), В работе «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом
обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из
хаоса — общественный договор. Они согласились передать все свои права
монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель,
государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности
между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой.
Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно
считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником
монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и
перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить
форму правления, освободиться от действия верховной власти. По его мнению,
могут существовать три формы государства: монархия, демократа и
аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в
них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой
они были установлены.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11