Вопросы и ответы по курсу политологии
p> Как любое другое знание, политология во многом обусловлена позицией самого политолога, его мировоззренческими установками и взглядами. В этом смысле политология часто бывает субъективной наукой. Этот же фактор определяет и многообразие трактовок политических событий. Но и сами разнообразные теории часто переплетаются между собой и не могут развиваться независимо друг от друга. В политологии, как и в различных других науках, действует принцип дополнительности, по которому разные направления и тенденции развития дополняют друг друга, причем каждая конкретная политическая ситуация создает собственный расклад политических сил, собственную систему причинно-следственных связей и, следовательно, собственный веер возможных направлений развития. Важным моментом в политологии также является постоянный учет динамики развития политической системы. В противном случае вырабатываются догмы далекие от реальности.

Еще одна из парадигм политического знания состоит в том, чтобы умело соотносить существующий политический порядок, где в основном действуют постоянные величины, и меняющийся политический процесс.

Методы политического знания: прежде всего это политический анализ – в определенном роде искусство, предполагающее конструирование не только рациональных поддающихся осмыслению подсчету фактов, но и учет иррациональных, неосознанных факторов, которые можно изучать при помощи социологических или математических методов. Часто анализ политических событий с необходимостью требует воображения, интуиции, способности проникнуть в психологическую составляющую данной проблемы. Политолог должен уметь моделировать ситуации, ставить мысленные эксперименты.

То, что не поддается в политике количественным измерениям и логическому анализу, помогает достичь постичь интуиция и предвидение, базирующиеся на собственной способности прогнозирования будущего. Среди наиболее общих методов политологии выделяют:

. Социологический

. Сравнительный

. Системный

. Структурно-функциональный

. Антропологический

. Социально-психологический

Часто указанные методы называют подходами политологии

Кроме этого, одним из любимых методов политологов является сравнительно-исторический метод, используемый при анализе неоднократно повторяющихся в политической истории событий, а также для анализа процессов, имеющих место в одинаковых исторических ситуациях. Кроме того, часто используется проблемно-хронологический метод, предполагающий разбивку широкой темы на ряд узких проблем и изучение их в хронологическом порядке.

Системный метод анализ – позволяет изучать политику, выявлять на общем фоне развития наиболее важные элементы, прослеживая их взаимосвязь и взаимообуславливаемость. С точки зрения системного анализа политика рассматривается как саморазвивающаяся и самодостаточная целостность, имеющая собственные, иногда парадоксальные, законы развития.

Эмпирические методы анализа получили распространение в рамках прикладной политологии, которая представляет собой качественно новый уровень исследования политики, появившийся, по мнению ряда ученных, в связи с широким распространением бихевиористского анализа.

Вопрос 41

Наиболее практически ориентированной частью современной политологии является прикладная политология. Ее основные черты:

1) Она представляет собой реальное пересечение волевых устремлений

(политических/различных) институтов, партий, движений и т.д. Ее главный предмет – это конкретная политическая ситуация. Часто выводы теории политики оказываются неприменимыми в рамках прикладной политологии.

2) Конечным продуктом является не абстрактное положение, а практические советы и рекомендации реальных участников политического процесса. При этом, указанные советы адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и действительного влияния на реальную политику.

Выводы прикладной политологии могут направляться как на закрепление, так и на разрушение основных установок общественного мнения с целью сохранения или разрушения политической стабильности. Рекомендации прикладных политологов обычно формулируют в рамках закона, но иногда и вне его. Субъектами прикладной политологии являются не теоретики а эксперты, аналитики, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов, специалисты по политической рекламе, формированию общественного отношения
(PR). Это люди, которые связаны непосредственно с выработкой политической линии лидеров или целых управленческих структур. Те или иные рекомендации вырабатываются на основании применения специальных методов, к которым относятся как общенаучный, так и специальный.

1. Это метод наблюдения событий в виде констатации фактов (извне) и в форме включенного наблюдения.

2. Метод анализа – целенаправленное изучениеметод дискуссионного анализа ситуации (надо уточнить).

3. Метод опроса прямых и косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать анализ ситуации.

4. Игровые методы. Предварительное конструирование ситуации, имитация, проигрывание того или иного развития процесса

5. Фактор-анализ: сводит множество эмпирических данных к основным определяющим.

6. Создание когнитивных карт - схем, где зафиксированы типичные реакции лидеров на критические ситуации, а также биографические данные, привычки и т.д. Это позволяет прогнозировать поведение лидеров.

Результаты всех этих методов позволяют выработать модели развития политических процессов, предусматривать действия политических субъектов, то есть прогнозировать.

Исследования прикладной политологии обладают действительной значимостью для государственной политики. Они используются при выработке программ правительства, распространении текущих и перспективных целей, помогают предотвратить или разрешить конфликт.

Значительную роль прикладная политология играет в переговорных процессах, где существует целая технология торга.

Одна из самых распространенных и разработанных сфер применения прикладной политологии является проведение избирательных кампаний. Именно прикладные политологи дают рекомендации, начиная от лозунгов и заканчивая объемами финансирования кампаний.

Вопрос 42

Вопрос 43

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного
(многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной
Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны.
Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями.
Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально- исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть
Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера.
Вопрос 44
В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.
Образцовой страной в плане смены авторитарного политического режима демократическим признается Испания, хотя и в ней не обошлось без попытки государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем
Советском Союзе.
Во-первых, постепенность: когда испанский диктатор Франко передал власть королю Хуану Карлосу, а тот, в свою очередь, назначил премьер-министром
Адольфо Суареса, это вызвало глубокое разочарование в обществе, поскольку
Суарес имел прочную репутацию консерватора; однако Суарес вел реформы хотя и медленно, но неуклонно, что и обеспечило им успех.
Во-вторых, законность: основные политические силы Испании договорились о том, что будут действовать на основе существующих законов, как бы плохи те ни оказались; законы, принятые при диктаторе Франко, соблюдались до тех пор, пока не отменялись законным же порядком; стремление не соблюдать
Конституцию или законы на том основании, что они тормозят реформы, пресекалось; легитимность в ее веберовском понимании не противопоставлялась легальности (законности), а прочно основывалась на ней.
В-третьих, опережение экономических реформ политическими: поскольку экономика в переходный период не подвергалась сколько-нибудь серьезным преобразованиям, а тем более - экспериментам, социальная стабильность в обществе сохранялась, что позволяло реформировать политическую систему в относительно спокойных условиях без больших потрясений.
Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем
Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.
Очевидно: испанский опыт в третьем его компоненте в Восточной Европе и
России применен быть не мог. В Испании авторитарный режим сменялся демократическим при сохранении типа экономической системы общества (рыночно- капиталистической), в Восточной же Европе и бывшем Советском Союзе главной составляющей процесса стала именно смена общественно-экономической системы.
Что касается двух других компонентов испанского опыта (постепенности и законности), то отказ от их использования определялся волей политических элит. При этом революционный характер политического процесса с неизбежностью породил, как минимум, две его особенности.
Первая - острые конфликты между политическими субэлитами и ветвями власти, особенно вновь избранными президентами и парламентами, конфликты, разрешаемые с помощью политического и военного насилия, включая малые гражданские войны. Исключение из правила составляют либо малые страны с европейским типом политической культуры (Чехия), либо страны с декоративной парламентской властью (Туркменистан, Узбекистан).
Вторая особенность - резкие колебания политического «маятника» сначала в сторону неограниченной демократии и даже охлократии, а затем, как предсказывал еще Аристотель, в сторону нарастания авторитарных тенденций.
Проявления этих тенденций - создание в большинстве стран с переходной экономикой суперпрезидентских республик, незаконный роспуск парламентов как
«тормоза реформ», продление президентских полномочий путем референдумов, в ряде случаев - ущемление в правах национальных меньшинств, замена выборности всеобщим назначением руководителей исполнительной власти, ограничение роли власти судебной и т.д. и т.п.
Все это доказывает, что, во-первых, существует определенная закономерная связь между уровнем производства культуры и социальной стабильности в обществе, с одной стороны, и уровнем демократии - с другой. Обществу приходится жить «по средствам», имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты