В мировой социологической литературе описано немало исследований, касающихся различных общественных политических организаций. При всей их важности специфика этой проблемы в России очень велика.
В 90-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оценкам экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.
Этот взлет общественной инициативы особенно четко проявился во второй
половине 80-х годов. Наряду с традиционными общественными организациями
(профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные
и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые
объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы
неформальным движением.
Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (экологических, например) до любительских объединений по интересам. Что характерно для этих движений?
Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.
Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.
В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.
И наконец, идет глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.
Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений,
преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший
себя в истории подход:
чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа
по совершенствованию политической системы нового общества еще далеко не
реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не
всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных
инициатив.
Вопрос 28
Вопрос о субъекте и объекте политических отношений берет свое начало и переплетается с вопросом о роли личности в истории и роли народных масс в историческом процессе – кто, для чего, над кем и при помощи чего творит историю и осуществляет политические отношения. Долгое время ответы на эти вопросы носили идеалистический характер, то есть, что все процессы в обществе предопределены высшей силой и творятся кем-то извне (Бог, высшее сознание и т.п.) Но с середины 19 века и большинством современных исследователей признается материалистический взгляд, то есть все действующие стороны истории и политических отношений рассматриваются не отдельно от общества, а рождаются в этом обществе и обусловлены реальными, материальными процессами.
Таким образом, субъектом и объектом политических отношений выступает сам человек. Когда мы рассматриваем человека в рамках общества и государства, следует иметь ввиду три основных ракурса понимания человека:
1. Человек как гражданин государства. Человек лишен своих индивидуальных качеств и объединен (уравнен) в своих правах и обязанностях с другими гражданами. Наряду с этим он имеет ряд обязанностей. Все права и обязанности являются юридической основой человека как субъекта политики.
2. Человек как член общества (семья, коллектив и т.п.) Основания действий и деятельности человека – нравственные, эстетические, моральные нормы, в рамках которых устанавливается определенное положение человека в обществе (статус).
3. Человек как личность и индивидуальность. То, что отличает и объединяет.
В силу того, что человек живет в обществе, он не может быть свободным от этого общества. (В этом смысле) Человек выступает объектом политических отношений. Но особенность ситуации в том, что из объекта политики человек превращается и в субъект политики.
Необходимые условия (превращения):
1. заинтересованность в происходящих событиях
2. человек должен осознать свои интересы и потребности; должен понять интересы других, чтобы найти союзников, увидеть противников и осознать свою позицию
3. человек должен понять связь между его интересами и действиями властных структур, так как это позволит осознать свою позицию в отношении к власти
4. человек должен быть информирован, так как неверные знания могут позволить занять неправильную позицию
5. необходимо знать механизмы и правила политической игры
Все это сложно осуществить одному человеку. Именно поэтому даже
сильная личность становится субъектом политики, формируя вокруг себя
команду, то есть группу единомышленников.
Вопрос 29
Большую роль в процессе превращения человека из объекта в субъект политики играет политическая социализация, которая есть составная часть социализации личности в целом.
Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и ценностей через приспособление и вхождение человека в уже созданные социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.
Социализация идет двумя путями:
1. через социальную адаптацию
2. через интериоризацию
Социальная адаптация – приспособление индивида к данным условиям
(отношениям). Разновидность этого типа – конформизм (часто носит негативный
оттенок – приспособленчество). Конформизм – принятие существующих отношений
под определенным давлением. (Иногда это объясняют внушаемостью человека, но
иногда конформизм осуществляется из корыстных соображений). Интериоризация
– это когда нормы и ценности общества становятся внутренним убеждением
самого человека, его вторым я.
Политическая социализация – вхождение человека в мир политики, что выражается:
1. в восприятии и усвоении политических ценностей и установок, характерных для данного общества и выражающихся в нормах поведения, традициях, историческом опыте.
2. это накопление политических знаний и превращение их в убеждения
3. это приобретение навыков политического поведения, овладение механизмами управление обществом
Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления неполитического характера могут оказать существенное влияние на всю политическую деятельность человека.
Факторы политической социализации:
1. формальные и неформальные общественные институты, в рамках которых человек непосредственно приобретает политические знания и опыт
(семья, школа, трудовой или учебный коллектив, армия, церковь и т.д.)
2. СМИ, где знания получаются опосредованно
Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации.
В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.
Выделяют три этапа социализации:
1. от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей
2. 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства
3. с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой
Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача
политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто
стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и
обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против
существующей структуры, делают акцент на негативах политической
социализации. То, насколько люди политически социализированы в
Вопрос 30
Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные
факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень,
ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят
личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к
власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране
выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть
понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая
активность ( например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Россия).
Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах
и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов
активности – очень скользкая тема.
В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:
1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.
2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление.
3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии.
В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.
Вопрос 31
В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом,
роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше
выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп,
институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения
доминирования и подчинения, влияния и следования.
Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные
моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства
его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д.
Однако у лидерства много аспектов
Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность
(или группа) направляет других людей на организацию их совместной
деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства
много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные
отношения существуют не только в политической жизни, но и в других
общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех
видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет
их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность
социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11