1) Ограничивают государственную власть сами и свободы человека и
гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека
положены в основу системы “сдержек и противовесов”, правового ограничения
для государства, не допуская тем излишнего регулирующего последнего в
частную жизнь. “Индивидуальные права представляют вес одну черту: они
ограничивают праве государства, — писал в начале XX века А. Эсмен. —
Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области,
предоставляя известный простор личной деятельности…”.
2) Среди правоограничивающих мер особое место проблема разделения властей. Её главное требование, выдвинутое Л. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой–либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и реализацией данных законов и оперативно–хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём из них являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения
государственной власти. Над своеобразное государственное устройство
“федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением её
по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти,
системой сдержей и противовесов”. Это создаёт своего рода “двойную
безопасность” для прав человека и гражданина. При реально действующих
федеративных отношениях различные государств структуры и ветви власти будут
контролировать друг друга, уменьшить вероятность злоупотреблений и
произвола в отношений личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма,
понятой суверенизации, в рамках неустойчивых Федеративных отношений и
национально–государственной неразберихи “двойная безопасность” может легко
превратиться в “двойную опасность” для свободы личности, когда и со стороны
центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права
человека и гражданина.
4) Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать последний.
5) Взаимная ответственность государства и личности — ещё один способ ограничения политической власти. Еще И. Кант данную идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который нравственно–юридические начала в отношениях между государствам, как носителем политической власти, и гражданином, как участников её осуществления.
Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип. Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведённых и создают для них обеспечивающий фон, Это: высокий уровень правосознаний и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства — есть взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них всё равно остается основными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, её самоцель) без второй (формально–юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально–юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни из своих функций. И тогда тоже гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.
Идея правового государства в некотором роде носит универсальный
характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой
идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом метрическом
процессе.
Вопрос 25
Партии являются неотъемлемой частью современного демократического
общества. Формирование партий было длительным и сложным процессом.
Первоначально партии активно действовали только в период избирательных
компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не
проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны
партийной дисциплиной. Политические партии с оформлением партийных билетов,
партийных взносов и дисциплины появились в Европе с возникновением
массового организованного рабочего движения. Каждая партия созданная для
защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как
правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции, то есть группы,
выдвигающие программы, несколько отличные от общей программы партии.
Существование внутри партии фракций делает ее политику более гибкой, так
как помогает сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партий вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между
различными фракциями. Руководящие органы партий часто складываются из
представителей различных фракций. В программах политических партий обычно
подчеркивается их намерение служить интересам определенных социальных групп
или больших групп всей страны. В политической практике партии стремятся
учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так
можно одержать победу на демократических выборах. Таким образом, партия –
организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления
для мобилизации общественного мнения по определенным целям для участия в
органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований.
По этой модели считается, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, с статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к либеральным или левым партиям и наоборот. Религиозная часть населения отдает свое предпочтение партиям, так или иначе связанным с религией. Одной из важных функций политической партии является организация избирательного процесса. Другая функция – отбор и выдвижение политических лидеров. Такой отбор происходит по следующим критериям:
1) Способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил
2) Предвидеть отдаленные последствия своих действий
3) Способность находить союзников и нейтральных соперников
4) Определять наиболее эффективные пути достижения поставленных целей
В современном демократическом обществе важной функцией политических партий является служить началом связи между гражданским обществом и государством.
Вопрос 26
Классификация партий:
. Либеральные
. Социал-демократические
. Парламентские
Парламентской партия становится тогда, когда партия по итогам общественных выборов преодолевает установленный законодательством страны порог поданных за нее голосов (чаще всего 5% электората). В этом случае партия получает 1 или более депутатских мандатов. Мелкие партии для этого могут объединяться в предвыборные союзы. Социал-демократические партии включают в свою программу в основном материально-земельные цели.
Партии могут классифицироваться по разным принципам. Основными из этих
принципов являются: количество членов партии и активов партии. Эти данные
часто преувеличиваются, либо скрываются руководством партии. Другой принцип
– величина избирателей, способность стать правительственной партией.
Распределение депутатских мест вызвало еще одну классификацию политических
партий. Она основана на сравнении влияния политических партий в парламенте.
У этой классификации есть мажоритарные партии, то есть партии, стабильно
получающие абсолютное большинство мест в парламенте и поэтому получающие
право на единоличное право на формирование правительства. Вариацией
мажоритарной партии является партия с мажоритарным призванием, то есть
партия, способная по итогам последних выборов в усл. чередовании власти
стать мажоритарной. Далее в этой классификации следует доминирующая партия
(имеющая относительное большинство мест в парламенте) и миноритарная партия
(меньшинства).
Исходя из этих классификаций, существует три вида партийных систем:
. Партии, включающие в себя одну или несколько партий, способных получать абсолютное большинство мест в парламенте
. Наличие доминирующей партии в парламенте
. Система, которая опирается на коалицию миноритарных партий
Опыт показывает, что первая система затрагивает деятельность парламента, так как не способна осуществлять принципа чередования власти.
Классификация партий:
1. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов и обязательных партийных взносов. Они формируются на основе добровольных пожертвований частных лиц или корпораций. Они активизируют свою деятельность в период избирательных кампаний. Их функция заключается в следующем: Разработка избирательных программ;
Изучение общественного мнения в различных регионах; Оценка формирования неформальных лидеров; Подготовка и выдвижение кандидатов; Идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кандидата на выборах; Решение финансовых проблем, связанных с выборами; Организация противодействия конкурентным партиям и их кандидатам; Контроль за деятельностью избранных депутатов. Такие партии имеют компактную структуру и не допускают деление на фракции.
2. Партии-общины Такие партии создаются не по принадлежности к какой- либо политической платформе, это массовая организация, участники которой схожи по взглядам, интересам. В них минимум штатных работников, но их количество увеличивается в период предвыборных кампаний. Участники таких партий работают на добровольных началах.
3. Карманные партии. Это небольшие организации, которые создаются несостоявшимися лидерами для реализации своих эгоистических интересов. У них нет строго очерченной социальной базы. Участники партий находятся под жестким контролем и влиянием со стороны лидера.
Вопрос 27
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11