Ответственность перевозчика

Ответственность перевозчика

- 2 -

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................. 3

ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИ-

КА В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-

РАЦИИ ........................................... 5

1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному

Кодексу Российской Федерации .................... 5

1.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотрен-

ное ст. 278 Таможенного Кодекса Российской Федера-

ции ............................................. 15

ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗ-

ЧИКА В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ

СОГЛАШЕНИЯХ ..................................... 24

2.1. Регламентация правового статуса и деятельности

перевозчика в многосторонних таможенных соглаше-

ниях ............................................ 24

2.2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975) .......... 30

2.3. Международные транспортные конвенции, регламентирующие автомобильную и железнодорожную перевозку

грузов .......................................... 52

2.4. Ответственность перевозчика, имплементация много-

сторонних транспортных и таможенных соглашений в

законодательстве Российской Федерации ........... 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 89

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА ............................ 94

- 3 -ВВЕДЕНИЕ

После введения в действие в 1993 г. ТК РФ и по настоящее время в деятельности таможенных органов особенно актуально и остро стоит вопрос об административной ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил (далее НТП). Актуальность этого вопроса вызвана, во-первых, переложением львиной доли административной ответственности за НТП законодателем на плечи перевозчика (включая ответственность за НТП, составы которых предусматривают наложение наиболее строгого по виду и размеру взыскания); во-вторых, широко распространенной криминализацией различного рода "участников" ВЭД, выступающих в качестве получателей и отправителей товаров, и связанной с этим незащищенностью перевозчика от убытков, нанесенных незаконными действиями таких лиц; в-третьих, увеличившимся в последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ; в-четвертых, сильной конкуренцией на международном транспортном рынке, а также другими причинами.

Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопроса является еще и наличие международно-правовых норм, регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы
России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством.
Правильное разрешение вопросов, связанных с привлечением к ответственности за нарушения таможенного законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического толкования соответствующих норм внутригосударственного

- 4 - законодательства с учетом международно-правовых норм.

Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за НТП, я и решил затронуть ее в настоящей работе.

- 5 -

ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА

В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному Кодексу

Российской Федерации

Особенностью Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ) 1993 г. является то, что, как правило, правовые нормы, содержащиеся в нем, не совпадают по объему и структуре со статьями кодекса.

Так, все санкции таких норм сгруппированы в главе 39 ТК - Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения (ст.ст.249-
288). В остальных же статьях и главах ТК расположены сами диспозиции норм права1. Таким образом, чтобы определить конкретную норму права (даже если предположить, что гипотеза для всех таких норм едина и универсальна - отношения в таможенном деле) 2, необходимо сначала выделить конкретную диспозицию, охватывающую собой минимально возможный отрезок таможенной деятельности (например, декларирование при таможенном оформлении - гл. 26, ст.ст.168-179 ТК), и соотнести ее с конкретной санкцией из гл.39 ТК, в которой предусмотрено взыскание за нарушение описанного в диспозиции порядка (например, составы ст. 279 предусматривают ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и тр. средств).
Только таким путем можно достичь верного понимания правовых норм, изложенных в кодексе. При этом возможны различные ситуации, когда одна из статей главы 39, пре-

---------

1Речь идет только о материальных нормах.

20пределение таможенного дела дано в ст.1 ТК.

- 6 - дусматривающая конкретный состав НТП, может служить санкцией для нескольких норм права. Это несколько затрудняет применение таких норм и их толкование. Например, очень "общая" санкция содержится в ст. 278 ТК, предусматривающей ответственность за перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием документов. Трудности, несмотря на жесткие правила квалификации НТП, возникают потому, что разные категории лиц в различных ситуациях могут выполнять схожие функции. Например, функцию перемещения могут выполнять как лица, перемещающие товары в смысле п.9 ст.
18 ТК, так и перевозчик (п.11 ст.18 ТК). Несовершенство понятийного аппарата, ненужная "общность" некоторых санкций в правовых нормах вносят сумятицу в толкование и применение норм права, содержащихся в Таможенном
Кодексе что также является еще одной особенностью кодекса.

В вопросе ответственности перевозчика за НТП сначала необходимо выделить соответствующую правовую норму. И начать следует с понятия перевозчика.

Основные понятия, используемые в Таможенном Кодексе, даны в его ст.
18, п.11 которой поясняет, что перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства. В кодексе нет определения лица, ответственного за использование транспортного средства. Зато подробно регламентируется понятие перемещения через таможенную границу РФ. Вкратце это определение (п.5 ст. 18 ТК) можно свести к следующему, перемещение через таможенную границу Российской
Федерации - совершение действий по ввозу в Россию товаров (к этим действиям относится фактическое пересечение таможенной границы РФ) и по вывозу их из
РФ (к этим действиям относится подача та-

- 7 - моженной декларации или иное действие, направленное на реализацию намерения вывезти товар). Учитывая, что в каждом конкретном случае возможно установить, какое лицо фактически перемещает конкретно определенный товар, следует считать, что вторая часть определения перевозчика должна быть тесно связана с первой и даже дополнять ее, указывая на то, что при различных правовых статусах транспортных средств (договоры аренды, совместной деятельности, подряда и др.) лицам, ответственным за их использование будет организация (или физическое лицо), в чьем непосредственном и правомерном
(легальном, основанным на договорном либо вещном праве) владении находились транспортные средства и при перемещении товаров через границу РФ, кто имел реальную возможность выделить транспортные средства для перевозки. Причем, я думаю, не обязательно, чтобы такие лица сами заключали договор международной перевозки и являлись стороной в нем. Такие договоры могут заключать и другие лица (например, экспедиторские фирмы), выступая в гражданско-правовых отношениях с отправителем как перевозчики. Эти же лица заключают соответствующие договоры с другими фирмами, те в свою очередь непосредственно с перевозчиком...

Для таможенных же целей во всей этой цепочке важно лишь последнее звено - лицо, непосредственно фактически перемещающее транспортное средство с товарами через таможенную границу. Поэтому вторая часть определения перевозчика, изложенного в п.11 ст. 18 ТК РФ, после слова "или" лишь дополняет первую, а не является ей альтернативной, так как такое понимание данного понятия лишь затруднило бы установление действительного перевозчика в смысле ТК, включив в этот круг лиц совершенно иные организации
(экспедиторские фирмы, арендодателей и т.д.), не имеющие отноше-

- 8 - ния к пересечению таможенной границы при въезде в РФ, т.е. к фактическому перемещению товаров.

В ТК перевозчик выступает субъектом правоотношений, регулируемых нормами трех основных глав - б (ст.ст.35-40), 22 (ст.ст. 137-144), 25
(ст.ст.164-167). В каждой группе этих норм статус перевозчика имеет свои особенности, поэтому следует считать положения каждой из вышеперечисленных глав диспозицией конкретной правовой нормы, отличной от другой. Какие же права имеет и какие обязанности несет перевозчик. Рассмотрим кратко каждую из упомянутых глав.

Глава 6 ТК помещена в разделе II "Перемещение через таможенную границу
РФ товаров и транспортных средств. Таможенные режимы" и регулирует таможенный режим транзита товаров. Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем, в т.ч. через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики ( ст.
35 ТК). В ст. 36 изложены условия помещения товаров под рамки транзита, являющиеся одновременно и обязанностями перевозчика; товары должны оставаться в неизменном состоянии (кроме естественной убыли) и доставляться в таможенный орган назначения в установленные таможенным органом отправления сроки. Перевозчик обязан также покрывать расходы, возникшие у него в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, получать разрешение на транзит товаров у таможенного органа, доставлять документы на товары в том же порядке, что и товары, принимать необходимые меры вследствие аварии или действия непреодолимой силы, выгрузив товары, как-то:

- 9 - обеспечить сохранность, незамедлительно сообщить о случившемся в ближайший таможенный орган, обеспечить туда же перевозку товаров. В качестве субъективного права перевозчика можно отметить право выбора маршрута для доставки товара. В соответствии с ч .1 ст. 40 ТК ответственность за транзит товаров несет перевозчик.

В главе 22 ТК располагается диспозиция другой правовой нормы, регламентирующей перемещение товаров перевозчиком -предварительные операции. "Перенос места таможенного оформления в тыл таможенной территории поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно произойти таможенное оформление груза. Основными субъектами правоотношений, возникающих в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем, являются таможенный орган и перевозчик"1. Кроме вышеуказанного режима транзита товаров такие правоотношения имеют место при предварительных операциях, к которым относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим, призванные ускорить такое оформление и помещение (ст. ст. 13 7, 138 ТК). При предварительных операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров, а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Предварительное таможенное оформление начинается с уведомления таможенных органов РФ о пересечении таможенной гра----------

1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты