Восприняв основные положения... Соглашения 1959 г., новая Конвенция содержит большое число усовершенствований, в частности, в форме документа
МДП"1.
Главная цель таможенных транзитных систем - облегчить в максимально возможной степени международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии для стран транзита.
Необходимым условием удовлетворительного функционирования такой
системы является упрощение соответствующих формальностей, которые должны
быть не слишком сложными для перевозчиков и грузовладельцев. В этой связи
возникает необходимость должным образом сбалансировать требования
таможенных органов, с одной стороны, и интересы перевозчика - с другой.
И.И.Мовчан полагает, что международные перевозки в рамках Конвенции
представляет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и
одновременно дает таможенным органам международную систему контроля,
которая приемлема для работы. Система МДП приемлема для проведения
контрольных и других целей, которые ставят перед собой службы таможен
разных пограничных контрольных пунктов.
Чтобы свести к минимуму задержки с доставкой грузов в ходе перевозки и одновременно предоставить максимальные гарантии для таможенных органов во всех транзитных странах, система МДП пре-----------
1Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М.,
1981. С.160 и след.
- 33 - дусматривает четыре следующих основных требования:
1) Международная гарантия.
2) Надежность транспортных средств или контейнеров.
3) Книжка МДП.
4) Взаимное признание мер таможенного контроля1. Конвенция вступила в
силу 20 марта 1978 года. В соответствии с п.1 ст. 56 Конвенции с этого же
момента Концепция заменила собой в отношениях между ее участниками
Конвенцию 1959 года, которая прекратила свое действие.
Подписавшие и присоединившиеся страны: Австрия, Албания, Алжир,
Афганистан, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ГДР,
Греция, Дания, Индонезия, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия,
Исландия, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Кувейт, Лихтенштейн,
Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия,
Румыния, Словакия, Словения, СССР, США, Тунис, Турция, Уругвай, Финляндия,
Франция, ФРГ, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Югославия, Эстония,
Европейский Союз (ЕС) 2.
Россия, являясь правопреемницей СССР, также участвует в этой
Конвенции.
Текст Конвенции состоит из 64 статей, распределенных по семи главам, преамбулы, приложений, которые в силу ст. 51 конвенции яв-
-------------
1Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. - М., 1995. С.143 и след.
2См.: Холопов К. В. Таможенное регулирование международных
автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N
13. С.55-60.
- 34 - ляются неотъемлемой ее частью. Кроме того, особенностью Конвенции
является наличие в ней пояснительных записок, помещенных в Приложениях 6 и
7 части III, в которых в соответствии со ст. 43 дается толкование некоторых
положений Конвенции, и описываются некоторые способы применения таких
положений. Таким образом, пояснительные записки обеспечивают правильное
применение положений Конвенции, не изменяя, но конкретизируя их, делая их
более понятными.
В статье 1 Конвенции даны определения основных терминов, используемых в этом соглашении. В частности, термин "операция МДП" означает перевозку грузов от таможни отправления до таможни назначения с соблюдением так называемой процедуры МДП, установленной в Конвенции. Термин "лицо" означает как физическое, так и юридическое лицо; термин "гарантийное объединение" означает объединение, признанное таможенными органами государства-участника в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП; даются такие определения тяжеловесным или громоздким грузам, промежуточной таможне, таможням назначения и отправления, контейнерам, дорожным транспортным средствам и их составам и т.д.
Однако некоторые понятия, фигурирующие в тексте Конвенции, ст.1 не
определены. Например, понятия перевозчика и владельца книжки МДП, которые
встречаются в тексте Конвенции и Пояснительных записок к ней, помещенных в
Приложении 6. Так, в пояснительной записке В 0.17-1 к ст. 17 уточняется,
что если перевозчик доказал, что, несмотря на некоторые неточности, все
грузы, указанные в манифесте, фактически находятся в грузовых отделениях,
эти неточности не могут рассматриваться как нарушение положений Конвенции.
Понятие перевозчика упоминается также в пояснительной
- 35 - записке N 0.20. к ст. 20, в ст. 23 Конвенции (здесь речь идет о праве
таможенных органов в исключительных случаях требовать сопровождения
транспортных средств за счет перевозчиков при транзите через территорию их
страны). Понятие владельца книжки МДП встречается в ст.ст. 26, п.2; 40
Конвенции. В первом случае оговаривается право владельца книжки МДП не
использовать ее при применении более льготных условий, во втором -
регламентируется вопрос ответственности такого владельца за нарушение
положений Конвенции. Ясно, что нарушить предписания Конвенции или
доказывать, что нарушений не было и нет, решать вопросы обеспечения
сопровождения и использования книжки МДП и т.д. может только одно лицо -
перемещающее товары в рамках процедуры МДП. Отсюда вывод - понятие
перевозчика и владельца книжки МДП в Конвенции тождественны. Однако
отсутствие определения перевозчика (или владельца книжки МДП) делает
некоторые нормы Конвенции несамоисполнимыми и требует обращения к
внутригосударственному законодательству.
Статья 2 Конвенции устанавливает, что Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одного государства-участника до таможни назначения другого государства-участника или того же самого государства-участника при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом осуществляется автомобильным транспортом.
Операция МДП может осуществляться, когда существует несколько таможен отправления и назначения, при этом их общее коли-
- 36 - честно не должно превышать четырех ( ст .18).
"Положения Конвенции распространяются на смешанные (интермодальные)
перевозки грузов, так как в ст. 2 указано, что единственным условием в
сфере ее применения является то, что хотя бы один участок маршрута операции
МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом..."1.
Условия перевозки означают то, что в каждое транспортное средство по одной книжке МДП в данной стране может быть загружено в двух местах погрузки две отправки, адресованные в две различные страны. Однако перевозка тяжеловесных и длинномерных грузов может проходить лишь через одну таможню места отправления и одну таможню места назначения.
Для каждой перевозки в соседнюю страну используется книжка МДП с шестью отрывными листами, для перевозки с пересечением более чем двух государственных границ - с четырнадцатью отрывными листами, а при пересечении более шести государственных границ -с двадцатью отрывными листами.
Статьи 6-11 Конвенции регламентируют ответственность гарантийных объединений. "В соответствии с системой гарантий ТИР [МДП - А.Иванов] каждая договаривающаяся сторона назначает свою национальную ассоциацию по гарантиям, которая и берет на себя обязательство выступать в качестве гаранта по всем книжкам ТИР, используемым... на территории страны, независимо от того, была ли книжка выпущена самой ассоциацией или ассоциациями других стран,
------------
1Холопов к. В. Таможенное регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N 13. С.55-60.
- 37 - которые являются странами - участниками Конвенции ТИР. Все эти
ассоциации по гарантиям образуют систему, в которой ее члены связаны друг с
другом через посредством международной организации, в качестве которой
выступает МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта - А .Иванов)
"1.
Нормы Конвенции об ответственности национальных гарантийных объединений также требуют раскрытия во внутригосударственном законодательстве, ибо каждое государство - участник Конвенции само решает, какое объединение назначить в качестве гаранта. Требование о финансовых гарантиях, устанавливаемых в транзитной стране стороной, ответственной за транспортную операцию, чтобы удовлетворить возможные требования со стороны таможни Д.С.Николаев включает в понятие "таможенной безопасности"2, что, на наш взгляд, вполне правильно.
В соответствии с пп.1,2,4 ст. 8 Конвенции гарантийное объединение берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и налоги, которые могут подлежать уплате в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать эти сумы в порядке солидарной ответственности с лицами, с которых причитаются эти суммы. В тех случаях, когда законами и правилами той или иной договаривающейся стороны не предусматривается уплата ввозных или вывозных пошлин и налогов, гарантийное объединение обязуется на
---------
1Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995. С.83.
2Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995.
- 38 - подобных же условиях уплачивать сумму, равную сумме ввозных или вывозных пошлин, налогов, а также любых процентов за просрочку (п.2 ст.8).
Положения этого пункта применяются в случае, когда за нарушения
законодательства договаривающегося государства, на территории которого
имели место такие нарушения, предусматривает применение фискальных санкций,
отличных от уплаты таможенных пошлин и налогов ( административные штрафы и
т. п. ) . При этом сумма, подлежащая уплате, не должна превышать размер
ввозных или вывозных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы
грузы ввозились или вывозились с соблюдением таможенного законодательства
(пояснительная записка N 0.8.2).
Гарантийное объединение становится ответственным по отношению к
компетентным органам страны, в которой расположена таможня отправления, с
момента принятия такой таможней книжки МДП для оформления. В странах, на
территории которых продолжается операция МДП, объединение несет
ответственность с момента ввоза грузов... (п.4 ст.8). Из этого пункта можно
сделать также вывод о времени начала операции МДП - момент принятия книжки
МДП к оформлению таможней отправления, так как несовпадение такого момента
и момента, с которого несет ответственность гарантийное объединение,
представлялось бы как противоречие внутри самой Конвенции и давало бы
возможность обхода положений Конвенции, что сводило бы на нет надежность
при перевозке в рамках такой операции.
Кроме того, неправомерным представляется нам привлечение гарантийного
объединения к ответственности за НТП. Во-первых, солидарная ответственность
- термин гражданско-правовой. Это в
- 39 - корне отличается от административной ответственности за НТП, в основе которой лежит состав конкретного правонарушения, в которой входит определенный субъект НТП, как правило, перемещающий товары через таможенную границу РФ. Гарантийное же объединение таким субъектом не является, и состав НТП отсутствует. В соответствии с п.7 ст.8 в Конвенции, когда наступает срок платежа вышеупомянутых сумм компетентные органы прежде, чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, требовать уплату этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12