Ответственность перевозчика
p> - 77 - твующей в РФ с 1 июля 1990 г.1 Конвенция СМГС как бы не относит ее к национальному законодательству, специально оговаривая этот вопрос в ст.36. с другой стороны, СМГС не оговаривает, что СИ является приложениями к СМГС, неотъемлемой ее частью (в отличие, например, от пояснительных записок к
Конвенции МДП (1975).

Мы думаем, что какого-либо специального, "промежуточного" статуса у СИ нет. Указание СМГС о применении внутригосударственного права для заполнения пробелов СМГС обозначает лишь, что применяться такое право должно в случае, когда необходимые положения отсутствуют не только в самой СМГС, но и в имплементирующем ее национальном законодательстве, к которому относится СИ.
Поэтому СИ - внутригосударственный ведомственный акт, отражающий положения
СМГС, обязательный для применения железными дорогами России, не создающий прав и обязанностей для третьих лиц1/.

В соответствии с п.50 СИ передача отправок с железной дороги одной страны на железную дорогу другой страны, а также перегрузка вагонов на колесные пары другой ширины колеи производятся на пограничной станции принимающей железной дороги, по соглашению между сдающей и принимающей железными дорогами передача отправки может быть произведена на пограничной станции сдающей железной дороги или на другой станции сдающей или принимающей железной дороги. Данное положение очень важно для определения фактически перемещающего товары лица, то есть перевозчика.

--------

1СИ и СМГС. - М., 1992.

2Практически же в СИ есть правила, создающие такие права и обязанности для других участников перевозки (формы актов, розыск груза и т.п.), но это
- исключение.

- 78 -

Как уже было сказано, МГК и СМГС имеют много общего. Но есть и отличия. Так, СМГС имеет несколько важных особенностей: а) в ней дана более широкая унификация условий перевозок грузов, которая, как правило, является императивной и не может быть изменена ни соглашением железных дорог, ни по договоренности участников договора перевозки; б) СМГС содержит обязанность железной дороги перевозить грузы по кратчайшему расстоянию и по определенному маршруту, обязанность получателя принять прибывший в его адрес груз (параграф 1 ст. 16); в) СМГС предусматривает более строгую ответственность железных дорог за сохранность перевозимых грузов, ибо она не ограничена пределом и определяется на основании стоимости груза1.

"Расширение внешнеторговых связей между странами СМГС и западноевропейскими государствами, участвующими в МГК, требует осуществления между ними надлежащих железнодорожных перевозок. . . Такие перевозки получили наименование международных перевозок в сообщении СМГС -
МГК... Перевозки грузов в сообщении СМГС - МГК осуществляются на основании двух последовательно заключенных договоров перевозки"2. Соответственно, ответственность (гражданско-правовая) определяется в таких перевозках по территориальности.

Выше мы рассмотрели международные договоры, регулирующие вопросы автомобильного и железнодорожного транспорта, относимые национальным законодательством к области гражданского права.

-------

1Садиков О.Н. Указ.соч. С.114-115.

2Там же. С. 126.

- 79 -

В последнее время в области международных грузовых перевозок широкое распространение получили так называемые смешанные или комбинированные перевозки. Вопросам таких перевозок посвящен целый ряд публикаций в научной литературе1.

Для нашей работы представляет интерес статус оператора такой перевозки касательно возможности привлечения его к ответственности за НТП в качестве перевозчика. Поэтому мы очень кратко остановимся на вопросе смешанных перевозок.

"Международными комбинированными перевозками грузов (смешанными, интермодальными, мультимодальными) являются перевозки грузов, выполняемые на основании одного договора и при помощи единого транспортного документа, из одной страны в другую, как правило, различными видами транспорта, выбранными по усмотрению Оператора Комбинированной Перевозки (ОКП), который самостоятельно осуществляет или обеспечивает осуществление всей
Комбинированной Перевозки (КП) и несет ответственность за груз на всем пути следования"2.

ОКП - лицо, сочетающее в себе признаки экспедитора и перевозчика, но в то же время отличное от них. "Основные различия между ОКП и экспедитором заключаются в следующем:

1) Экспедитор вступает в договорные отношения, как правило, только с клиентом, в то время, как у клиента в результате дея-

----------

1См., напр.. Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М., 1961. С.241-248; Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. -М., 1995.

2Прокопьева Е.З. Международные комбинированные перевозки грузов и разрешение споров, связанных с ними. - СПб., 1996. С.4.

- 80 - тельности экспедитора возникают правовые связи с перевозчиками и иными субъектами; оператор же (ОКП) вступает в договорные отношения как с грузовладельцем, так и с перевозчиками и иными субъектами, в силу чего никаких правовых связей между перевозчиками и грузовладельцем не возникает;

2) Экспедитор, как правило, не является перевозчиком, тогда как ОКП может быть перевозчиком;

3) Договор, которые экспедитор заключает с грузовладельцем, регулирует отношения, возникающие в процессе транспортно-экспедиторского обслуживания, как вспомогательной и дополнительной деятельности, обеспечивающей перевозку; договор, заключаемый ОКП с грузовладельцем, регулирует отношения, возникающие непосредственно при перевозке;

4) Экспедиторская расписка, выдаваемая экспедитором отправителю груза, не является транспортным документом, в отличие от документа выдаваемого
ОКП.

В отличие от перевозчика, который обязуется выполнить перевозку своими средствами (на своих транспортных средствах, ОКП должен перевезти груз в принципе, безотносительно к видам транспорта и принадлежности транспортных средств (то есть как своими средствами, так и средствами транспорта других организаций). Кроме того, ОКП обязуется осуществить или обеспечить осуществление перевозки, тогда как перевозчик не берет на себя обязанности по обеспечению перевозки, его отношения по договору связаны только с грузовладельцем1.

-------

1Там же. С. 15-17.

- 81 -

По мнению Николаева Д.С.1 одно из преимуществ комбинированных
(смешанных) перевозок - облегчение таможенных процедур. "Одна из целей международных смешанных перевозок состоит в том, чтобы сократить время и расходы на транзитные перевозки. При этом, если не упростить таможенные процедуры, то в какой-то мере не удается реализовывать и потенциальные преимущества от смешанных перевозок. . . Поскольку транзитные грузы не предназначаются для целей внутреннего потребления в стране транзита, к таким товарам должны применяться специальные таможенные процедуры. Общая цель различных таможенных процедур состоит в том, чтобы товары ни частично, ни в полном объеме не попали бы на рынок страны транзита без уплаты пошлин и налогов. Как правило, таможенными правилами не делается различий между товарами, которые перевозятся согласно условиям смешанных перевозок, и теми, которые перевозятся согласно условиям договора перевозки одним видом транспорта... Основная таможенная транзитная процедура - это национальная процедура, которая подчиняется национальному законодательству, использованию национальной документации и национальных гарантий, с тем, чтобы обеспечить уплату импортных пошлин и налогов, которые при этом могут взиматься. Основная цель международных договоров, подготовленных под эгидой органов ООН, состоит в том, чтобы внедрить процедуры, в соответствии с которыми товары могли бы пройти границы ряда стран при минимальном таможенном контроле и без представления национальной документации и

-------

1Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995. С.12.

- 82 - национальных гарантий"1. К таким международным договорам Николаев д.С. относит вышерассмотренные таможенные конвенции (см. параграф 1 настоящей главы). Эти конвенции действительно направлены на упрощение и унификацию таможенных процедур при международной перевозке грузов. Но вопросы ответственности перевозчика за НТП ими либо не оговариваются, либо выражаются в несамоисполнимых нормах, применительно к комбинированным
(смешанным) перевозкам грузов возникает вопрос, может ли быть ОКП субъектом
НТП, ответственность за которые предусмотрена ТК РФ.

При ответе на данный вопрос надо исходить из следующего. ОКП находится в договорных отношениях с грузоотправителем и несет гражданско-правовую ответственность перед ним за ненадлежащее обеспечение перевозки на основании договора перевозки. Независимо от этого административную ответственность за совершение НТП при перемещении товаров через таможенную границу РФ ОКП может нести лишь тогда, когда он фактически перемещает товары через таможенную границу РФ, то есть является перевозчиком в смысле п.11 ст. 18 ГК. В ином случае ответственность за НТП несет перевозчик , перемещающий товары через границу РФ во исполнение договора перевозки, заключенного им с ОКП.

Соединение в одном лице ОКП и субъекта ответственности за НТП явилось бы шагом вперед в убыстрении перевозки и в решении всех вязанных с ней вопросов (гражданско-правовой ответственности , возмещения убытков ). Такое соединение может быть достигнуто, во-первых, выступлением ОКП в качестве перевозчика при перемещении грузов через таможенную границу РФ, что не всегда возможно и

-------- 1Николаев Д.С. Указ.соч. С.76-82.

- 83 - целесообразно; во-вторых, законодательным путем через внесение изменений в определение перевозчика, данное в ТК, которое, например, будет звучать так: перевозчик - лицо, фактически и непосредственно перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу либо оператор смешанных (комбинированных) перевозок.

Таким образом, в настоящее время в мире действует ряд международных договоров, регламентирующих вопросы заключения, исполнения договоров перевозки, гражданско-правовую ответственность перевозчика. Эти договоры действуют в рамках определенного вида транспорта; автомобильного - КДПГ, железнодорожного - МГК, КОТИФ, СМГС. Кроме того, в последнее время большое значение приобретают комбинированные (смешанные) перевозки. Все указанные международные договоры не регулируют вопросы ответственности за НТП.
Однако, и в этой области из рассмотренных в настоящем параграфе соглашений можно почерпнуть немало полезного и для этой области. Об этом речь пойдет в следующем параграфе.

2.4. Ответственность перевозчика: имплементация многосторонних транспортных и таможенных соглашений в законодательстве Российской

Федерации

Согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этом заключается принцип приоритета международного права перед государственным (национальным). Под действие этого принципа попадают

- 84 - и вышерассмотренные таможенные и транспортные конвенции. "Важнейшая особенность таможенной деятельности состоит в том, что она теснейшим образом связана с внешними связями, с международными отношениями. Поэтому она зависит от многих двусторонних и многосторонних международных соглашений и способствует их реализации... Формально можно говорить о трех видах источников административного права: российских, союзных и международных. Фактически же компетентные органы по многим причинам не применяют нормы международных договоров, если их положения не трансформированы в нормы российского права. Во-первых, нормы международных договоров многим работникам ведомства могут быть не известны, а из тех, кому они известны, не все смогут дать им правильное толкование. Во-вторых, существует централизованная дисциплина, ведомственные обычаи, и в частности такой; должностные лица таможенных органов руководствуются нормами, которые доведены до их сведения актами центрального органа системы - ГТК. В- третьих, сколь бы внешне не было привлекательным прямое применение международных договоров РФ, Это требует иной правовой культуры, иных (/ традиций, чем те, которые существуют в нашей стране. Представляется, что реализация ст. 61 ТК предполагает обязанность органа, заключившего от имени
России международный договор, в определенный срок довести его до сведения всех исполнителей и сделать это строго официально, путем издания правового акта управления. В то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты