Ответственность перевозчика
p> Статьей 10 Конвенции регламентируется как на практике оформляются нарушения положений Конвенции: таможенное оформление книжки МДП может быть произведено с оговорками или без оговорок. Если сделаны оговорки, то они должны относиться к фактам, связанным с самой операцией МДП. Эти факты должны быть зафиксированы в книжке МДП (п.1 ст. 10). Если таможенные органы той или иной страны оформили книжку МДП без оговорок, они не могут больше требовать от гарантийного объединения уплату сумм, указанных в пунктах 1 и
2 ст. 8 (см. выше), за исключением случаев, когда свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом (п.2 ст. 10).

В этой же главе оговорены следующие сроки, связанные с ответственностью гарантийных объединений:

1 ) Срок уведомления компетентными органами гарантийного объединения об отказе в таможенном оформлении книжки МДП (или об оформлении ее с оговорками) - 1 год с даты принятия книжки МДП для оформления. 2) Срок уведомления, но в случае, когда таможенное оформле-

- 40 - ние произведено противозаконным или обманным образом - 2 года.

3) срок предъявления требования об уплате сумм, указанных в пунктах 1 и 2 ст.8 - не ранее, чем через 3 месяца после уведомления объединения, указанного в п.1,2, но не позже, чем через 2 года, считая с того же дня.

4) Срок предъявления требования, указанного в п.3, но когда в течение указанного в п.3 двухгодичного срока дело передано в суд - в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.

5) срок для уплаты соответствующих сумм гарантийным объединениям - 3 месяца, считая с даты, когда ему было предъявлено требование об уплате. б) Срок возврата уплаченных сумм гарантийному объединению, если таможенным органом представляются доказательства отсутствия нарушений - 2 года после предъявления требований об уплате.

Анализ этих сроков позволяет сделать вывод о том, что у гарантийного объединения есть достаточно времени перепроверить все данные о нарушении и нарушителе, принять другие меры воздействия на нарушителя, направленные на компенсацию уплачиваемых сумм, а в случае отсутствия нарушения - получить суммы обратно. У таможенных же органов также достаточно времени на проведение соответствующих расследований с целью исключения ошибок. Этими сроками достигается объективность в установлении факта нарушения и делается все возможное, чтобы устранить его вредные последствия как для государства, так и для гарантийного объединения.

Глава III конвенции посвящена перевозке грузов с применением книжки
МДП. Подраздел (а) регулирует вопросы допущения транспортных средств и контейнеров к такой перевозке. Этот допуск является очень важным условием перевозки. Однако здесь больше тех-

- 41 - нических вопросов, нежели правовых. Поэтому мы не будем останавливаться на этих положениях.

Грузы и дорожные транспортные средства, составы транспортных средств и контейнеры должны предъявляться в таможне отправления вместе с книжкой МДП.
Таможня отправления должна сделать все необходимое для того, чтобы удостовериться в точности заполнения грузового манифеста (первого листа книжки МДП), наложить таможенные пломбы и печати (ст. 19). Это значит, что должностные лица таможни отправления удостоверятся, что сведения о грузах, вносимые в манифест, совпадают со сведениями, содержащимися в транспортных и других коммерческих документах на грузы. Таможня отправления должна также досмотреть грузы, проверить состояние транспортного средства или контейнера и наложить пломбы или печати (пояснительная записка 0.19 к ст.19). Следует обратить внимание, что все эти операции производятся уже после принятия книжки МДП к оформлению таможней отправления, а следовательно, уже входят в рамки операции МДП.

В каждой промежуточной таможне и в таможнях назначения транспортные средства, их составы или контейнеры предъявляются таможенным органам для контроля с содержащимися в них грузами и книжкой МДП на них (ст. 21). Эта статья Конвенции включает книжку МДП в перечень документов, необходимых для таможенного контроля. Положения этой статьи ни в коей мере не ущемляют права таможенных органов на досмотр транспортного средства, не находящиеся под таможенными пломбами и печатями (пояснительная записка N 0.21-1 к ст.21).

Промежуточные таможни государств-участников конвенции признают, как правило, пломбы и печати, наложенные таможенными орга-

- 42 - нами других участников, при условии, что такие пломбы и печати не повреждены (п.1 ст. 22). Только в исключительных случаях таможенные органы могут проводить в пути проверку, досмотр дорожных транспортных средств, их составов или контейнеров (ст. 2 3). Данное положение способствует быстрому прохождению товаров от таможни отправления до таможни назначения, но в то же время пресекает и таможенные правонарушения, которые все-таки имеют место.

В соответствии со ст. 26 Конвенции операция МДП приостанавливается : а) Если часть перевозки осуществляется по территории государства, не являющегося участником Конвенции; б) Если на территории страны транзита - договаривающейся стороны - применяются более простые таможенные процедуры или когда применение режима таможенного транзита не является необходимым .

В этих случаях таможни, в которых операция МДП была прервана или возобновлена, рассматриваются как промежуточные таможни соответственно при въезде или выезде с территории страны.

После доставки грузов в таможню назначения и при условии, что грузы выпускаются для свободного обращения или помещаются под иной таможенный режим, незамедлительно производится оформление книжки МДП (ст. 28).
Моментом окончания оформления книжки МДП завершается операция МДП.

Следовательно, операция МДП начинается в момент принятия книжки МДП к оформлению таможней отправления, включает таможенное оформление и контроль этой же таможней, саму перевозку от таможни отправления через промежуточные таможни других стран до таможни назначения и завершается в момент окончательного оформ-

- 43 - ления книжки МДП таможней назначения. Определение хронологических рамок операции МДП особенно важно для рассмотрения вопроса о нарушениях положений конвенции, чему посвящена ее глава IV (ст.36-42).

Статья 36 содержит отсылку к внутригосударственному законодательству, всякое нарушение положений конвенции влечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций. В тех случаях, когда невозможно установить, на территории какой страны было допущено нарушение, считается, что такое нарушение было допущено на территории той страны, где оно было обнаружено (ст.37).

В соответствии с п.1 ст.38 каждая договаривающаяся сторона может принять решение о временном или окончательном лишении права использовать процедуру МДП лиц, виновных в серьезных нарушениях таможенного законодательства, применяемого при международной перевозке грузов. Примером такого решения применительно к РФ может служить Указание ГТК РФ от 25.03.97
N 01-14/351 "О доставке под таможенным контролем и таможенном оформлении товаров, перевозимых некоторыми перевозчиками. Этим указанием с целью пресечения случаев злоупотребления использования Конвенции на основании ст. ст. 38 и 20 конвенции запрещается с 5 апреля 1997 г. применение процедуры
МДП для перевозки всех товаров на территории РФ и транзитом через нее перевозчикам, поименованным в приложении к указанию. Пограничным таможенным органам предложено с 05.04.97 направлять все товары (кроме подакцизных), ввозимые по процедуре МДП в г.Москву и Московскую область перевозчиками, указанными в другом приложении к указанию, в строго определенные

- 44 - места доставки.

Согласно п.2 ст.39 Конвенции расхождения между сведениями, заявленными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожных транспортных средств или контейнеров не рассматриваются как нарушение владельцем книжки МДП положений Конвенции, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных намеренно или по небрежности при погрузке или отправлении грузов или при составлении упомянутого манифеста. Это значит, что расхождение сведений книжки МДП и содержимого транспортного средства (контейнера)
(недостоверность сведений о перемещаемом товаре), возникшее даже в результате ошибки по небрежности, следует считать нарушением положений
Конвенций.

В ст. 40 Конвенции указано основание освобождения перевозчика от административной ответственности за нарушение положений Конвенции.
Нарушение касается таможенных процедур, которым грузы были подвергнуты до начала и после завершения операции МДП, а также к которым перевозчик не имел никакого отношения. Именно при решении вопроса о применении данной статьи для освобождения перевозчика от ответственности следует определить точно хронологические рамки операции МДП, о которых мы говорили выше.
Включение в текст Конвенции этой статьи преследует цель оградить перевозчика от ответственности за нарушения, происшедшие вне рамок операции
МДП. Например, от ответственности за недостоверное декларирование товаров декларантом или собственником уже после окончания операции МДП и т.п.

С другой стороны, нельзя толковать эту статью расширительно, пытаясь вывести за рамки операции МДП таможенные процедуры,

- 45 - касающиеся таможенного контроля товаров после принятия к оформлению книжки МДП и до начала движения транспортного средства по маршруту. При таком толковании не учитывается, что, во-первых, конкретный состав НТП отнесен Конвенцией к ведению национального законодательства; во-вторых, перевозчик, принимая товар к перевозке, имеет право проверить его, но не использует его, перенося в разряд нарушения положений Конвенции какие-либо имевшие место ранее расхождения между грузом и его описанием в документах; в-третьих, отсутствие каких-либо юридических помех для проверки груза, которые могли бы исходить из международных договоров (МДП, КДПГ и т.п.).

Часть статей главы IV об ответственности за нарушение положений
Конвенции регламентируют вопросы такой ответственности в случаях гибели груза в результате дорожно-транспортного происшествия или действия непреодолимой силы, а также вопросы таможенного сотрудничества в области ответственности (ст. 41-42).

Вся глава об ответственности содержит несамоисполнимые нормы и требует имплементации их во внутригосударственном законодательстве .

Глава VI называется "разные положения" и регламентирует вопросы применения Конвенции. Остановимся лишь на некоторых из них. Статья 47 устанавливает, что Положения Конвенции не служат препятствием ни для применения ограничений и других мер контроля, установленных национальными правилами и служащих для защиты общественной нравственности, общественной безопасности, здравоохранения или гигиены. Положения конвенции не препятствуют применению иных национальных или международных правил, регламентирующих международные перевозки.

- 46 -

Принцип непредоставления льгот меньших, чем указаны в конвенции, выражается в ст.48,49.

Глава VII "Заключительные положения" предусматривает, в частности, что оговорки к Конвенции допускаются только к положениям Конвенции, касающимся разрешения споров (ст. 58). Составлена Конвенция в одном экземпляре на английском, русском и французском языках, причем все три текста являются равно аутентичными (ст. 64).

Мы уже отмечали, что многие положения Конвенции являются несамоисполнимыми и должны быть трансформированы во внутригосударственное законодательство.

Особенностью имплементации Конвенции в национальном праве России является наличие норм, имплементирующих конвенцию не в одном а в нескольких нормативных актах РФ, причем разного уровня. Я имею в виду ТК РФ и приказ
ГТК РФ от 18 мая 1994 г. N 206.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты