1Холопов К. В. Сфера и правила применения КДПГ // Международный бизнес
России. 1994. N 5. С. 33-36.
2Кизяковская Т.П. Правовое регулирование международных перевозок грузов автомобильным транспортом. - М., 1981. С. 15.
- 62 - и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; связанные с перевозкой расходы; инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей и другие; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным КДПГ.
Пункт 1 статьи 5 устанавливает, что накладная составляется в трех
оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком: первый экземпляр -
отправителю, второй сопровождает груз, третий остается у переводчика.
"Однако чаще всего накладная оформляется в большем количестве экземпляров,
что связано с тем, что на каждом таможенном пограничном переходе таможенные
службы оставляют себе один экземпляр накладной в целях учета перемещения
товаров. Однако копии накладной юридической силы не имеют.
Форму накладной Конвенция не устанавливает, она вырабатывается
Международным союзом автомобильного транспорта..."1.
Мнение об отсутствии юридической силы у копий накладной вполне справедливо, так как накладная учреждена КДПГ и именно этой конвенцией установлено предельное число и распределение оригиналов. Поэтому при перемещении через таможенную границу РФ товаров должностным лицам таможенных органов РФ следует проверять соответствие оставляемых у них копий оригиналу накладной. особенно этот вопрос актуален при привлечении лиц к ответственности за НТП, связанные с недостоверностью сведений, изложенных
------
1Холопов К. В. Современная практика правового регулирования перевозок внешнеторговых грузов. - Челябинск, 1993. С. 9.
- 63 - в накладной. Да и при изъятии в соответствии со ст. ст. 337,338 ТК РФ изымать необходимо оригинал, а не копию накладной.
Касаясь обязанностей и возможностей перевозчика при принятии груза хочу отметить следующие.
В соответствии с п.1 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки.
Хочу обратить внимание на союз "и" в пункте b), который означает, что даже если груз следует в контейнере, могущим служить упаковкой, под пломбами отправителя, перевозчик все равно обязан вскрыть этот контейнер и проверить внешнее состояние груза, сверив содержимое с данными в накладной.
Ст. 11 КДПГ устанавливает, что отправитель обязан до доставки груза
присоединить к накладной и представить в распоряжение перевозчика
необходимые документы и сообщить требуемые сведения для выполнения
таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих
документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен
перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен
отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и
сведений, за исключением случаев вины перевозчика. Таким образом, КДПГ
допускает причинение ущерба перевозчику из-за неправильности
(недостоверности) сведений в документах, предназначенных для таможенных
целей. Очевидно, что такой ущерб может быть причинен наложением штрафа за
таможенные правонарушения, предусмотренные национальным правом. Эти
положения КДПГ согласуются с другими международными до-
- 64 - говорами (например, С Конвенцией МДП (1975)).
Глава VI КДПГ посвящена гражданско-правовой (не путать с административной за НТП) ответственности перевозчика.
"Перевозчик несет ответственность за сохранность и сроки доставки груза и освобождается от ответственности, если несохранность и просрочка вызваны обстоятельствами, которые перевозчик не мог избежать и последствия которых он не мог устранить (п.2 ст. 17). Таким образом условием ответственности перевозчика надо считать наличие его вины, которая в виде общего правила предполагается, однако в некоторых случаях должна быть доказана грузовладельцем. Положения ЦМР в этом вопросе близки к соответствующим правилам МГК.
Когда ценность груза не была объявлена, возмещение за груз
определяется, исходя из его стоимости в пункте отправления на момент
принятия груза и перевозке на основании биржевой цены. Максимум
выплачиваемого возмещения составляет 25 франков за килограмм веса брутто.
Кроме того, при полной и частичной утрате груза в соответствующей части
возмещаются провозные платежи и другие падающие на груз расходы"1.
Можно ли считать утратой груза его изъятие таможенными органами во время его перевозки в связи с совершением НТП, связанного с недостоверностью сведений в товаросопроводительных документах, переданных отправителем, и в накладной? Несет ли ответственность перед отправителем в этом случае перевозчик? "Несохранность груза возможна в различных формах, однако
-------
1Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М.,
1981. С.132.
- 65 - практически здесь имеют следующие три случая несохранности: полная утрата груза, частичная утрата (недостача) груза, порча или повреждение груза. Судебная практика многих стран исходит из того, что полная утрата груза имеет место, если перевозчик не может выдать груз получателю, независимо от того, известно или нет место его фактического нахождения"1.
Я же при ответе на вышепоставленные вопросы придерживаюсь несколько иной точки зрения. Действительно, правомочное по договору лицо может считать груз потерянным (утраченным), если он не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного срока или, когда такового не было, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком (ст. 20 п.1 КДПГ).
Какие-либо признаки местонахождения груза, причин задержки не имеют юридического значения для того, чтобы считать недоставку груза утратой.
Но с другой стороны, в силу п.1 ст. 7 КДПГ отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности и недостаточности указаний об имени и адресе отправителя, о месте и дате принятия груза и перевозке и месте его доставки, об имене и адресе получателя, о принятом обозначении характера груза и типе его упаковки, о числе мест и весе груза, о выполнении таможенных формальностей и т.д.
Получается, что в случае изъятия груза при привлечении перевозчика за
НТП, связанное с недостоверностью указанных сведений, потерял груз не
перевозчик, а отправитель, что тоже не совсем верно, так как утратить
(потерять) груз может только лицо, в
------
1Там же. С. 81.
- 66 - чьем фактическом владении он находился, то есть перевозчик.
Поэтому, на мой взгляд, из понятия утраты груза следует исключить случаи, когда груз правомерно изымается таможенными органами. Что же касается гражданско-правовой ответственности перевозчика, то он, как мне кажется, не должен нести ответственность перед отправителем в этих случаях по вышеизложенным соображениям. Более того, как уже говорилось, отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен неправильностью сведений, предоставленных отправителем для таможенного контроля (пп. 1,2 ст. 11).
Однако все эти выводы действительны при отсутствии вины перевозчика, которая может иметь форму умысла и неосторожности. При неосторожности, например, перевозчик не проверяет точность записей в накладной, внешнее состояние груза и его упаковки либо не делает каких-либо оговорок после такой проверки, хотя я должен был в силу п.1 ст. 8 КДПГ произвести такую проверку и мог. В этом случае перевозчик может нести ответственность за ущерб отправителю, причиненный недостоверностью сведений в таможенных товаросопроводительных документах.
Поэтому я считаю, что перевозчики должны весьма осторожно относиться к проверке груза при принятии его и перевозке и к составлению оговорок в накладной.
КДПГ играет важную роль в деятельности автомобильного транспорта.
Однако и в этой Конвенции есть свои недостатки. Так, например, в ней "не
получили разрешения некоторые положения, а именно, выявляется момент, когда
никто не может распоряжаться грузом, отсутствует четкое положение о том, на
какой стороне лежит обязанность погрузки и разгрузки - перевозчике,
отправителе,
-67- получателе"1.
Международное железнодорожное сообщение - железнодорожные перевозки грузов между государствами на условиях, установленных заключенными этими государствами международными соглашениями.
Классификация международного железнодорожного сообщения может быть дана на основании различных признаков. Необходимо различать международные железнодорожные перевозки: прямого и непрямого сообщения (в зависимости от того, осуществляется перевозка на основании одного или нескольких перевозочных договоров ), соседские, транзитные и сквозные (по тому, завершается или нет перевозка на территории иностранного государства- соседа), бесперегрузочное и перегрузочное (в зависимости от порядка передачи грузов на пограничных станциях), железнодорожные и смешанные (по характеру участвующих в перевозке транспортных организаций). Особым видом международного железнодорожного сообщения являются перевозки с переотправкой, когда на станции назначения, где груз не выходит из ведения железной дороги, заключается новый договор перевозки2.
Деятельность железнодорожного транспорта имеет ряд особенностей, которые влияют на правовое регулирование международных железнодорожных сообщений. Эти особенности заключаются в следующем. а) На пограничных станциях грузы, пассажиры, а также вагоны
----------
1Кизяковская Т.П. Правовое регулирование международных перевозок грузов автомобильным транспортом. - М., 1981. С.6.
2Садиков О.Н. Правовые проблемы международного железнодорожного грузового сообщения. - М., 1967. С.3.
- 68 - и иные перевозочные приспособления передаются иностранным дорогам. Для этого необходимо согласование работы пограничных дорог, специализация пограничных станций по видам грузов. б) Предоставление иностранным железным дорогам временного пользования вагонами и другими перевозочными приспособлениями требует разработки правового режима такого пользования, который обеспечивал бы рациональное использование вагонов и их своевременный возврат дороге - собственнице. в) Железнодорожные перевозки между странами, как правило, выполняются в прямом сообщении. Это требует урегулирования широкого круга транспортно- технических и правовых связей, возникающих между участвующими в перевозке дорогами (передача грузов, взаимные расчеты, пересылка поступающих претензий и т.д.). г) Железнодорожному транспорту известны особые виды перевозок грузов в зависимости от их веса и объема; мелкие отправки, повагонные отправки и перевозки грузов маршрутами1.
Эти особенности учитываются при подготовке и заключении соглашений по
вопросам организации международного железнодорожного сообщения. О. Н.
Садиков выделяет четыре группы таких соглашений : а) Пограничные железнодорожные соглашения. Они определяют порядок
работы пограничных железнодорожных станций, транспортно-технические
взаимоотношения граничащих железных дорог, а также ответственность сторон в
случае причинения убытков. Эти соглашения двусторонние и оформляются чаще
всего в виде межправи-
----------
1Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М.,
1981. С.96.
- 69 - тельственного международного договора, в развитие которого
подписывается соглашение заинтересованных железных дорог. б) Служебные инструкции железных дорог к международным соглашениям.
Они определяют порядок выполнения персоналом железных дорог транспортно-
коммерческих операций при приеме, транспортировке и выдаче грузов
международного сообщения. в) Соглашения о взаимном пользовании вагонами и другими перевозочными
средствами. г) Соглашения о взаимных расчетах]..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12