Ответственность перевозчика
p> - 10 - ницы РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ.
В первом случае такое уведомление подает перевозчик, во втором - лицо, перемещающее товары или перевозчик (ст.139 ТК). После подачи уведомления перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без каких-либо изменений и использования в определенное таможенным органом место в установленные им же сроки и находиться в месте доставки после прибытия, после чего представить товары и документы на них таможенным органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузки и перегрузка товаров, вскрытие упаковки, изменение, удаление средств идентификации допускаются с разрешения таможенного органа
РФ. В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять меры, предусмотренные ст. 141 ТК. Статьей 143 устанавливается обязанность перевозчика до помещения товаров под определенный таможенный режим подавать краткую декларацию либо, с разрешения таможенного органа, использовать вместо нее товаросопроводительные документы. Положения ст. 143
ТК имеют бланкетный характер и конкретизируются в Положении о временном хранении (складах временного хранения), утвержденном Приказом ГТК РФ от 07 октября 1993 г. N 3881 (далее - Положение о СВХ). Согласно п.6.5 Положения о СВХ, представляемые перевозчиком при предварительных операциях товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактура - п.6.5) должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары: - наименование российского отправителя либо получателя то-
------

1Опубликовано в газете "Российские вести" 1993 г., 9 ноября.

- II - варов;

- наименование перевозчика;

- краткие сведения о транспортном средстве;

- обобщенное наименование товара.

Именно эти сведения имеют юридическое значение на этапе предварительного таможенного оформления и должны содержаться в транспортных документах. Перечень их исчерпывающий.

В случае, если товаросопроводительные (транспортные) документы не могут быть представлены, либо если они не содержат вышеуказанных сведений, либо по указанию таможенного органа в других случаях перевозчик подает краткую декларацию по форме, указанной в приложении к Положению о СВХ.
Кроме вышеперечисленных сведений в краткой декларации указываются,

- страна отправления (или назначения);

- номера транспортных документов;

- сведения о средствах идентификации (п.п.6.7 и 6.8 Положения о СВХ).

Данное понятие краткой декларации следует отличать от деклараций, заполняемых при помещении товаров под определенный таможенный режим путем заявления о товарах необходимых сведений по установленной ГТК для конкретных таможенных режимов форме, то есть при декларирования (ст.168-
179,279). Декларирование - составляющее основного таможенного оформления, подача же краткой декларации - элемент предварительных операций.

Субъект декларирования - декларант (лицо, перемещающее товары либо таможенный брокер), краткую же декларацию подает только перевозчик. При декларировании указываются полные сведения о товаре, в краткой же декларации - минимально возможное количест-

- 12 - во сведений, позволяющее идентифицировать товар.

Пунктом 2 Типового порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, утвержденного Приказом ГТК от 04 апреля 1996 г. N 203 "О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля" установлено, что при предварительном таможенном оформлении должностными лицами проводится:

- прием уведомлений о пересечении таможенной границы РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- прием уведомлений о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ;

- оформление товаров в соответствии с правилами их доставки под таможенным контролем,'

- прием уведомлений о прибытии товаров в места доставки;

- контроль за помещением товаров на склад временного хранения и оформления такого помещения;

- прием краткой декларации;

- взятие проб и образцов товаров и т.д. Вышеприведенные положения обеспечивают выполнение перевозчиком своих обязанностей при предварительных операциях. "Основными мерами, предпринимаемыми в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, являются:

1) Таможенное сопровождение,

2) Исполнение услуг таможенного перевозчика ..."1. Следовательно, институт таможенного перевозчика по сути

-----------

1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.

- 13 - является прикладным - мерой по обеспечению доставки товара при предварительных операциях и транзите товаров. "Таможенный перевозчик - это российское юридическое лицо, осуществляющее транспортно-экспедиторские операции с товарами, на которые распространяется соответствующий таможенный режим "1. В определении таможенного перевозчика, данном И.И.Мовчаном, отсутствует необходимое, как мы считаем, понятие предварительных операций, при которых перемещаются товары таможенным перевозчиком. Деятельность таможенного перевозчика регламентируется главой 25 ТК РФ (СТ. 164-167) И
Приказами ГТК РФ ОТ 18.01.94 N 20 ОТ 06.10.94 N 517. Учитывая, что таможенный перевозчик является мерой по обеспечению доставки товара, а не самостоятельным институтом, отражающим правовой статус перевозчика, мы не будем подробно рассматривать его в настоящей работе.

Рассмотрев диспозицию правовой нормы, регламентирующей деятельность перевозчика, перейдем к вопросу санкций за ее нарушение. В соответствии со ст. 144 ТК РФ до помещения товаров под определенный таможенный режим всю ответственность перед таможенными органами РФ за эти товары несет перевозчик. Аналогичное положение содержит ст. 40 относительно ответственности перевозчика при транзите товаров.

В главе 39 ТК РФ "Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения" приводятся конкретные составы НТП. Некоторые из них прямо корреспондируют с вышеуказанными положениями ТК о статусе перевозчика.
Например, ст. 139 ТК (уведомление

---------

1Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предприятий. - М., 1995. С. 143.

- 14 - таможенных органов о пересечении таможенной границы РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ) корреспондирует со ст.
250 ТК РФ (неуведомление при ввозе товаров о пересечении таможенной границы
РФ) и ст. 251 ТК РФ (неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары ); статьи 39 и 141 ТК РФ (меры, принимаемые в случае действия непреодолимой силы при транзите товаров и при предварительных операциях соответственно) - со ст. 2 52 ТК (непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы); за несоблюдение обязанности перевозчика представить товары и документы на них в месте доставки (ст. 142) установлена соответствующая санкция - ст. 253 ТК; статьей 254 ТК предусмотрена ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа РФ, утрату или недоставление товаров в таможенный орган
РФ (корреспондирует со ст. 36, ч. 1, 140 ТК); запрет проводить грузовые и иные операции, перечень которых приведен в ст. 142 главы 22 и
"Предварительные операции" ТК, предусмотрен статьей 260 ТК РФ; статьями 255 и 256 ТК предусмотрена ответственность за нарушение таможенных правил, совершить которые может только перевозчик - неостановка транспортного средства и его отправление без разрешения таможенного органа? вышеупомянутые положения ТК о таможенном перевозчике защищены статьей 287
ТК - незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика либо нарушение условий такой деятельности. Показанная выше связь (корреспонденция) положений, регламентирующих деятельность перевозчика и составов вышеперечисленных НТП из главы 39 ТК позволяют без труда сконструировать правовую норму и применять ее на практике. Указанные
НТП не вызывают каких-либо сложностей при квалификации и расследовании.
Несколько сложнее

- 15 - дело обстоит со ст. 278 ТК.

2.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотренные ст. 278

Таможенного Кодекса Российской Федерации

Статья 278 ТК РФ "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации" предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу РФ в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьями 279
(недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств) и 282 ТК (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижения ), при отсутствии признаков контрабанды.

Непосредственным объектом данного правонарушения является товар (либо транспортное средство), перемещаемый через таможенную границу РФ с обманным использованием документов. Под товаром в соответствии с п.1 ст. 18 ТК РФ понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (кроме ука-

- 16 - занных в п.4 ст.18 ТК) транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п.4 ст.18 ТК). Товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами рассматриваемого НТП, имеют стоимостное выражение. Стоимость таких товаров
- не их таможенная стоимость, определяемая в соответствии с федеральным законом РФ "О таможенном тарифе", а их свободная (рыночная)цена товаров на день обнаружения правонарушения, определяемая в соответствии со ст. 339 ТК
РФ.

Субъективная сторона этого НТП существует и подлежит доказыванию, на наш взгляд, только при привлечении к ответственности физических лиц, включая должностных лиц, которые согласно ч. 5 ст. 231 ТК несут ответственность за НТП, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Предприятия, учреждения, организации и профессионалы- предприниматели в соответствии с ч.6 той же статьи несут ответственность за
НТП, за исключением случаев, когда нарушение произошло в результате действия непреодолимой силы, то есть практически всегда за факт совершения
НТП, а не за вину в его совершении. Кроме того, вина - психическое отношение лица к им совершаемому. Психика же - качество чисто человеческое, свойственное только живым людям, а не организациям. Говоря о форме вины физических лиц применительно к совершению ими НТП, предусмотренного ст. 278
ТК РФ, нельзя согласиться с авторами, утверждающими, что "субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется прямым умыслом"1. Это высказывание противоречит вышеупомянутому по-

-----------

1Комментарий к ТК РФ/ Под ред.Козырина А.Н.- М., 1996. С. 443.

- 17 - ложению ч.5 ст. 231 ТК и сводит на нет отличие субъективной стороны аналогичного по своему составу уголовно-наказуемого деяния (ст.. 188 УК) и рассматриваемого НТП. Кроме того, ТК содержит только формальные составы таможенных правонарушений, то есть последствия НТП в нем не оговариваются и юридического значения не имеют. Следовательно, разграничение умысла на прямой и косвенный применительно к таможенным правонарушениям не должно иметь места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты