политическому явлению современности следует также противопоставить
комплексную систему контртеррористических мер. В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть - успех в борьбе терроризмом возможен лишь в том случае,
если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и
все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны.1
Как видно из сказанного, борьба с терроризмом, прежде всего
политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать
меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно,
специального характера. Конечно, это долговременная программа, и ее
реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные
и эффективные меры необходимы уже сегодня. Представляется, что для решения
этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий
круг действий и включать в себя:
- срочное восстановление основных административно-правовых мер
(режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под
контроль миграционные потоки;
- наведение порядка с хранением, владением и
распространением оружия;
- разработку концепции антитеррористической борьбы в современных
условиях;
- тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и
политическим терроризмом;
- взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в
антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего
необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и
осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него
ответственности за ее результативность;
- создание единой информационной системы как в России, так и в рамках
СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с
центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление
аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом;
- отработку эффективных методов взаимодействия (информационных,
совместных операций) с зарубежными органами, осуществляющими борьбу с
уголовным и политическим экстремизмом;
-ужесточение правовых последствий (наказаний, санкций для лиц
связанных в той или иной форме с террористической деятельностью, а именно:
владение оружием и его распространение, передача финансовых, материальных и
технических средств, обеспечение связи, недоносительство о фактах
подготовки и проведения террористических актов, совершение подобных актов и
т.д.1
§3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Борьба с преступностью осуществляется главным образом путем
применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и
воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения
положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль
начинает играть сотрудничество государств. Такое сотрудничество,
развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс
развития международного права. Это сотрудничество нельзя рассматривать
изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права
предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах
фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.2
Региональное и глобальное сотрудничество можно рассматривать в
качестве перекрещивающихся стратегий, которые дополняют друг друга. Такой
подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда
результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют
государства к разработке внутреннего права в соответствии с их
обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия
в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, с
одной стороны, и многостороннего сотрудничества, с другой стороны, особенно
тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в
глобальных формах. Двусторонний подход основывается на так называемой
эволюционной модели сотрудничества, для которой характерно постепенное
укрепление системы двусторонних связей. Такой процесс носит планомерный
характер и предусматривает тщательное укрепление и постепенное расширение
норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего
сотрудничества осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются
понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не
игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много
времени. Приверженцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для
развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые
сталкиваются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти
проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств,
и это наилучшим образом проявляется в случаях, когда отдельные государства
готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения общих
целей. При этом действующие двусторонние договоры о взаимной помощи и
выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для
более высокого уровня сотрудничества.
Комплексный подход к международному сотрудничеству состоит в том,
что, поскольку проблема носит глобальный характер, наилучшим решением
является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и
глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию,
которая может оказаться "довольно беспорядочным набором глобальных,
региональных и двусторонних механизмов, созданных без учета общих
параметров". Применение многостороннего подхода позволило бы исправить
сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-
либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует
планирования и регулирования, в частности за счет применения более
комплексных и долгосрочных подходов, например, разработки конвенции о
борьбе против организованной транснациональной преступности. Ключевая
концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых
проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на
традиционную приверженность национальному суверенитету. Но в
действительности речь идет не об утрате суверенитета, а о том, готовы ли
государства пожертвовать частью формальных требований, связанных с ним,
чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных
преступных организаций. Как и большинство других теоретических схем,
многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и
предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой
подход, действующий сверху вниз, учитывает различные проблемы и в то же
время исходит из неумолимой логики, которая обеспечивает стимулы для их
преодоления.1
В каждый исторический период международная борьба с преступностью
хранила черты своей эпохи. В период рабовладения все межгосударственные
связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к
практике выдачи политических беглецов. Данные связи, естественно, имели
только двусторонний характер и развивались в немногих регионах. Развитых
принципов сотрудничества не существовало. При феодализме круг государств,
имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями, расширился, активная
роль в этом принадлежала церкви. И хотя межгосударственные связи по-
прежнему ограничивались заключением договоров и практикой выдачи
преступников, детальнее стал определяться круг лиц, подлежащих выдаче. В
период феодализма широко применялись обычные нормы, но появлялось все
большее количество договоров. Господствующим принципом был принцип борьбы с
политическими преступлениями.
С появлением капитализма в международной борьбе с преступностью
произошли кардинальные изменения. Во-первых, стало общепризнанным
совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей и сотрудничать
только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что, однако, не означало
точного следования этому принципу на практике. Во-вторых, сам предмет
сотрудничества стал шире. Между государствами начали заключаться соглашения
о борьбе с отдельными видами преступлений. Одним из первых документов
такого рода явилась принятая Венским конгрессом 4 февраля 1815 г.
Декларация, в которой заявлялось о недопустимости торговли африканскими
неграми. Вслед за ней были приняты соглашения о борьбе с торговлей
женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ и др.
Далее чрезвычайно усилилась роль уголовного закона в деле борьбы за мир и
безопасность, равноправие народов и наций, против геноцида, расовой
дискриминации и т.д. Новые принципы международного права в ряде случаев
обеспечиваются также силон внутригосударственного принуждения. Например,
многие государства приняли специальные акты, запрещающие пропаганду войны.
Увеличилась роль международных соглашений в борьбе с преступлениями. И дело
не только в том, что увеличивается число таких соглашений, но и в том, что
теперь вначале вырабатывается договор, а затем, в соответствии с его
установлениями, принимаются внутригосударственные законы.
Существенная черта современного состояния международной борьбы с
преступностью — возрастание роли международных организаций в качестве
организационных и координирующих центров.
Учитывая, что межгосударственные связи в области борьбы с
преступностью весьма динамичны, что почти ежегодно появляются новые и новые
соглашения относительно отдельных видов преступлений, в данном исследовании
подробно рассмотрим меры по борьбе именно с международным терроризмом.
В документах ООН отмечается, что при рассмотрении деятельности
транснациональных преступных организаций неизменно встают вопросы,
касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими
организациями. Преступные организации прибегают к террору чаще всего для
того, чтобы создать более благоприятные условия для деятельности своих
преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики в
области обеспечения законности, а не против существующих властных структур.
Напротив, террористические группы преследуют политические цели, которые
зачастую направлены на изменение сложившегося положения либо на уровне
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17