Терроризм

создания единого банка информации (включая и данные о результатах судебного

разбирательства) и режима информационного обмена, согласования

статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных

криминальных деяниях, разработки и внедрения методики оценки последствий

террористических преступлений.

Применительно к правовому обеспечению существенных дополнений

требуют законы об оружии, об оперативно – розыскной деятельности, о

милиции, прокуратуре, здравоохранении и психиатрической помощи, об

обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и тому

подобных объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности

СМИ, о местном самоуправлении и т.д. В рассматриваемом аспекте необходима

конкретизация договоров о размежевании и взаимном делегировании полномочий

РФ и ее субъектов. Дополнения целесообразно внести и в законодательные акты

о стандартах обучения (общего, профессионального и т.д.), в нормативные

акты о координации правоохранительной деятельности, государственных

инспекциях, пожарной безопасности и некоторые другие.

На концептуальном уровне необходимо осуществить разработку

уголовного и уголовно – процессуального законодательства.1

Подлежит разработке и нормативному закреплению перечень участников

антитеррористической деятельности с дифференциацией на группы:

Участников общей профилактики (дальние подступы – противодействие

развитию конфликтности в обществе, ожесточению людей, привитие ценностных

ориентаций и создание жизненной перспективы, с учетом того, что эта

глобальная социальная политика имеет и антитеррористический аспект);

Участников специальной профилактики (включая антитеррористическую

пропаганду, противодействие процессам, непосредственно создающим почву для

подготовки и совершения террористических деяний, включая контроль за

информацией, предоставляющей интерес для террористов, оружием и материалами

повышенной опасности, охрану режимных объектов особой важности,

психологическую подготовку населения и его инструктаж, контроль за

националистической, фундаменталистской, экстремистской средой и т.д.);

Участников пресечения террористических деяний на всех возможных

уровнях;

Участников справедливого наказания террористов и его исполнения. В

частности, в этот перечень должны быть включены, разумеется, с определением

задач, прав и обязанностей, ресурсного обеспечения, линий взаимодействия

вооруженные силы и другие формирования, приравненные к ним, МЧС, органы

местного самоуправления, инспекции, структуры ведомственной безопасности и

охраны, средства массовой информации. В этой же связи требует решения и

вопрос о повышенной ответственности участников антитеррористической

деятельности в военной время и в боевой обстановке. Следует обсудить и

вопрос о возможности приравнивания в некоторых случаях сотрудников

специальных формирований милиции к военнослужащим.

На внутреведомственном уровне участников антитеррористической

деятельности превалируют проблемные ситуации нормативного закрепления

соответствующих функций, специализация их носителей, ресурсного

обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки, включая правовые

и морально – психологические аспекты. Требуется и организационное решение,

нормативное и ресурсное обеспечение внутреведомственной координации с

выделением руководителя с управленческими функциями в этой сфере.

На межведомственном уровне, помимо сквозных вопросов

информационного обеспечения, о которых говорилось выше, требуется

разработка типовых планов межведомственных действий, федерального,

межрегионального, регионального уровня и уровня сотрудничества с другими

государствами. Для каждого варианта должен быть определен единый

руководитель, его правовой статус и круг помощников, включая аналитиков,

экспертов – юристов, психологов и т.д.

Разработке подлежат следующие проблемные ситуации стратегического

характера: компетенция ветвей власти, пределы ограничения прав и свобод в

условиях чрезвычайной обстановки, режим деятельности представителей СМИ при

освещении антитеррористических операций (ограничения, связанные с

секретностью, с безопасностью самих журналистов и т.д.); обеспечение

безопасности населения; принципы переговоров; принципы применения силы и

психологического давления; надзор и контроль за законностью, в том числе

основания и режим допуска международных наблюдателей; статус сотрудников,

внедренных к террористам. Подлежит градации на основе интегративных

критериев оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.

Детальной разработки требует процедура и содержание взаимодействия

введенных в действие федеральных сил с властями региона и органами местного

самоуправления. В частности, речь идет о праве региональных властей на

переговоры, о статусе использования местных ресурсов и сил для вывода

населения, оцепления, контроля транспорта, размещения эвакуированных,

размещения и снабжения участников операции, информационной взаимосвязи и

т.д.

Большое значение необходимо предавать целевой характеристике задач,

форм и содержания: а) работы с населением по опровержению преувеличенных

представлений о распространенности и опасности терроризма (здесь нужны и

совместные с СМИ действия на основе партнерской позиции) и в то же время по

формированию повседневной бдительности в отношении лиц и предметов, которые

могут представлять опасность; б) своевременной и достаточной информации о

конкретных действиях террористов, согласованной между ведомствами, точной и

не допускающей избыточных деталей, внушающих страх; обязательное сообщение

о потерях террористов и о судебном приговоре; целенаправленной правовой и

морально – психологической подготовки участников антитеррористической

деятельности, с тем, чтобы создать позицию готовности к ней (и в ситуациях

риска) на основе точного знания прав, обязанностей, ответственности. В том

числе осознания законности необходимой обороны и противоправности любых

приказов по ее ограничению (опыт Первомайского). В то же время морально –

психологическая и правовая подготовка должна ориентировать не только на

своевременность и достаточность активного противодействия террористам, но и

на предотвращение избыточности и проявлений жестокости; необходимо

предусмотреть и психолого – психиатрическую помощь участникам операций по

выведению их из экстремального личностного состояния.1

Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне

законодательства. Среди нормативных актов, регулирующих борьбу с

терроризмом необходимо выделить такие как Указ Президента РФ от 07.03.1996

г. №338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В данном нормативном

акте определяются основные направления повышения эффективности деятельности

федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом.2

Положение «о Межведомственной антитеррористической комиссии Российской

Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.01.1997, № 45. В

данном положении определяются основные задачи и права межведомственной

антитеррористической комиссии направленные на борьбу с различными

проявлениями терроризма.1 Важным нормативным актом является Концепция

национальной безопасности утвержденная указом Президента РФ от 10.01.2000 №

24. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы

государственной политики. Концепция является основой для разработки

конкретных программ и организационных документов в области обеспечения

национальной безопасности РФ.2

§2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача.

Не подлежит сомнению тезис о том, что терроризм превратился сегодня

в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И при организации

эффективного противодействия ему необходимы совместные усилия различных

государств, их специальных служб и правоохранительных органов. Однако

следует четко осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место

лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с

терроризмом совпадают. Примерами таких ситуаций могут быть: посягательство

террористов на сложившуюся систему международных отношений и правопорядка;

покушение на объекты совместной защиты (дипломатические представительства,

официальные государственные делегации, совместные предприятия, транспортные

средства международного сообщения и пр.); наличие связей между

национальными террористическими структурами и проведение ими операций,

выходящих за рамки юрисдикции одного государства, и т.д. Таким образом,

речь идет о взаимодействии в противоборстве с международным терроризмом.

Вместе с тем существует широкий спектр проявлений террористического

плана, которые не затрагивают международного правопорядка и поэтому

относятся к внутреннему терроризму (совершение политически мотивированных

убийств государственных или общественных деятелей данной страны,

посягательства на ее конституционные основы, создание и

функционирование незаконных вооруженных формировании, захват заложников без

перемещения их за границу и др.). Ясно, что если подобного рода

криминальным проявлениям не будет оказано, адекватного и эффективного

противодействия, их масштабы будут возрастать и способны выйти за рамки

национальной проблемы. И все же борьба с ними - задача внутренняя, так как

и основные детерминанты, порождающие внутренний терроризм, чаще всего носят

также внутренний характер.

Для подтверждения выдвинутого тезиса хочу обратиться к мнению

специалистов. Ни для кого не секрет, что еще лет десять назад в качестве

основных источников возникновения политически мотивированного

противоправного насилия в СССР назывались спецслужбы западных государств и

иностранные антисоветские организации. А вот при проведении экспертного

опроса среди руководителей подразделений по борьбе с терроризмом

территориальных органов безопасности России в 1993 г. респонденты на

просьбу перечислить основные факторы, порождающие терроризм и иные

насильственные антиконституционные посягательства в стране, поставили

деятельность зарубежных спецслужб лишь на пятое место. Это обстоятельство

симптоматично и, с одной стороны, отражает процесс "потепления" в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты