Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

ст. 297 и ст. 319 уголовного Кодекса.

Субъективная сторона оскорбления представителя власти — вина в

форме прямого умысла. Виновный осознает публичный и неприличный характер

своих оценок личности потерпевшего, факт принадлежности послед

него к представителям власти (в необходимых случаях нахождения послед

него при исполнении должностных обязанностей) и желает совершения данных

действий.

Приведем пример судебной практики. Опредпределение СК верховного суда

РФ от 30 сентября 1998 г. По делу о «покушение на жизнь сотрудника

правоохранительного органов возможно лишь с прямым умыслом».

Таким образом Пермским областным судом 23 апреля 1998 г, Садиев осужден

по ч, 3 ст. 213 и по ч, 2 ст. 318 УК РФ.

Он признан виновным в хулиганстве, совершенном с применением ножа, и в

применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении

представителя власти Боринских в связи с исполнением им своих должностных

обязанностей.

Заместитель прокурора Пермской области, не оспаривая приговор в отношении

осуждения Садиева за хулиганство, в кассационном протесте поставил вопрос

об отмене приговора в части его осуждения по ч. 2 ст. 318 УК РФ с

направлением дела на новое рассмотрение, указав, что Садиев ударами ножа

причинил работнику милиции Боринских колото-резаные ранения в левой паховой

области и на левой ушной раковине и пытался нанести еще несколько ударов,

т.е. совершил посягательство на жизнь работника милиции, в связи с чем

органы предварительного следствия обоснованно квалифицировали его действия

по ст. 317 У К РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 30 сентября 1998

г. приговор Пермского областного суда оставила без изменения, а

кассационный протест — без удовлетворения, указав следующее.

Садиев осужден обоснованно. Доводы прокурора о необходимости изменения

квалификации действий Садиева опровергаются материалами дела.

Вина Садиева в применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в

отношении представителя власти установлена показаниями потерпевшего

Боринских, свидетелей, работников милиции Вяткина, Фотина и других,

протоколом осмотра места происшествия, заключением судебно-медицинского

эксперта о тяжести причиненного потерпевшему телесного повреждения и

другими доказательствами.

Осужденный не отрицал, что причинил Боринских телесные повреждения ножом.

Однако как на предварительном следствии, так и в судебном заседании он

утверждал, что не имел умысла на посягательство на жизнь работника милиции.

Показания Садиева об отсутствии у него умысла на убийство материалами

дела не опровергнуты.

По смыслу закона лицо может быть признано виновным в посягательстве на

жизнь сотрудника правоохранительного органа только при наличии прямого

умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он

предвидел наступление смерти и желал этого.

В протесте не приведены доказательства наличия у Садиева прямого умысла

на убийство потерпевшего.

Высказывание осужденного во время совершения хулиганства, что он всех

порежет, в том числе и себя, не свидетельствует о прямом умысле на убийство

Боринских, поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожают, а, как

видно из его показаний, размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не

пустить ; сотрудников милиции в свою квартиру, в результате чего Боринских

были причинены легкие телесные повреждения в паху и на левой ушной

раковине.

При таких обстоятельствах, оценив показания Садиева, потерпевшего

Боринских и свидетелей в совокупности со всеми материалами дела, суд

обоснованно пришел к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на

посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и правильно

квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия,

опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении дипломной работы можно сформулировать выводы, что в связи

со значительным ростом количества преступных посягательств на жизнь

сотрудников правоохранительных органов и оскорблений представителей власти

к середине 90-х годов в России резко обозначилась проблема правовой охраны

сотрудников правоохранительных органов. Поэтому законодатель 20 апреля 1995

года принял Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных

лиц правоохранительных и контролирующих органов». Для реализации отдельных

положений этого законодательного акта в Уголовном кодексе 1996 года были

сформулированы нормы, которые в целом образуют уголовно-правовой институт

охраны личности и статуса лица, осуществляющего правоохранительную

деятельность.

Несомненно, проблема уголовно-правовой охраны сотрудников

правоохранительных органов является частью более общей проблемы охраны

авторитета и дееспособности государственной власти и управленческой

деятельности государственных органов. Даже при самых совершенных

законодательных актах актуальной является именно реализация норм права,

восстановление нарушенных прав и социальной справедливости. Авторитет

государства и деятельность его специально управомоченных органов являются

гарантией стабильности в обществе, что особенно актуально во время

переустройства общества и государства на новых политических и экономических

началах.

В правоохранительных органах трудятся сотрудники, которых закон и

наделяет определенными функциями и полномочиями по реализации

законодательных предписаний. Поэтому эти лица должны быть защищены правом

не только как обычные граждане, но и как лица, наделенные особым правовым

статусом. Конечно же, в данном случае речь не идет об умалении прав

обычного гражданина, а только о дополнительной защите именно правового

статуса лица, позволяющего ему реализовать предписанные Законом и иными

нормативными актами функции. Поэтому трудно согласиться с высказываемой в

научной литературе точкой зрения о том, что речь идет о становлении нового

правового явления – «института уголовно-правовой охраны личности

сотрудников правоохранительных органов». Некоторые авторы делают акцент

именно на личности сотрудников, ссылаясь на концептуальное положение о

первостепенной защите личности. На наш взгляд, это утверждение не только

неверно, но и противоречит действующей Конституции Российской Федерации, в

частности статье 19.

Более верным представляется положение о защите лиц, наделенных особым

правовым статусом. Понятно, что правовой статус хотя и отделен от

конкретной личности (им может быть наделен любой гражданин), но выражается

всегда через определенного носителя – человека, обладающего биологическими,

психофизиологическими и личностными особенностями. Поэтому в законе и

указывается на ответственность за посягательство на телесную

неприкосновенность [ст.ст. 317, 318 УК] или на личное достоинство человека

[ст. 319 УК] как носителя особого правового статуса, о чем говорится в

соответствующей диспозиции статьи – «сотрудник правоохранительного органа»,

«представитель власти», «должностное лицо правоохранительного или

контролирующего органа» и т.п. Законодатель использует термин «личность» в

контексте уголовного закона, он обращается к этому понятию, указывая на

комплексный объект посягательства в наименовании раздела УП УК

«Преступления против личности», а в статье 60 – на «личность виновного»,

причем в контексте индивидуализации уголовного наказания, а не основания

привлечения к уголовной ответственности и квалификации содеянного.

Необходимо отметить, что, рассматривая содержание правоохранительной

деятельности, мы исходим из общепринятого взгляда на то, что любая

деятельность как социально-правовое явление – это форма реализации

определенной функции государства. Последняя включает в себя обеспечение

законности и охраны правопорядка (в широком смысле) и, являясь внутренней

функцией государства, обеспечивает охрану общественных отношений и

именуется правоохранительной. Правоохранительная функция реализуется через

деятельность правоохранительных органов, которая в той или иной степени

обеспечивает необходимый уровень охраны общественных отношений.

В свое время одним из тех, кто первым обратил внимание на необходимость

применения системного подхода к исследованию правоохранительных органов,

был А.Г. Братко. В настоящее время уже общепринятым считается следующий

подход к этой проблеме: «Система правоохранительных органов – это

урегулированная законом (в исключительных случаях иным подзаконным актом)

совокупность сложно организованных и взаимосвязанных между собой и со

средой видов органов, предназначенных для осуществления одной или

одновременно нескольких правоохранительных функций в особом порядке

(процессуальная форма), между отдельными элементами каждого из которых

(органов) устанавливается определенный характер связи (субординация и

координация)».

В различных правоохранительных органах действуют и различные

функционеры, наделенные, как правило, только им присущими

правоохранительными функциями и поэтому обладающие особым правовым

статусом. Но в целом к сотрудникам правоохранительных органов, в силу

предписания законодательных актов, можно отнести следующих лиц. Сотрудник

правоохранительного органа – это гражданин Российской Федерации,

исполняющий в установленном федеральным законом порядке обязанности

прокурора, следователя, лица, производящего дознание и осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, сотрудника органа внутренних дел,

охраняющего общественный порядок и обеспечивающего общественную

безопасность, исполнение определений и постановлений судов (судей) по

уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров,

сотрудника уголовно-исполнительной системы, исполняющего приговоры судов

(судей) по уголовным делам, сотрудников органов Федеральной службы

безопасности и налоговой полиции, сотрудника таможенных органов, судебного

исполнителя, сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также

иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка, согласно

закону, является основной или одной из основных задач.

Сотрудники этих органов, как, впрочем, и все физические лица, находятся

под охраной уголовного закона, т.е. все уголовно-правовые нормы, охраняющие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты