Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

Главными своими целями считаю разработку отвечающей потребностям

современного общества концепции преступлений против лиц исполняющих свой

служебный и обественный долг, порядка управления и создание теоретической

основы для совершенствования регламентации ответственности за подобные

посягательства.

Глава 1. Уголовно-правовая охрана граждан исполняющих свой

общественный долг

1. Понятие должностное лицо в контексте уголовно-правовой охраны

Кардинальные изменения, происходящие в течение последнего десятилетия

во всех сферах общественного развития России, и в первую очередь

становление и укрепление его частных начал, буквально «взорвали» привычные

правовые понятия и представления, в том числе в уголовном праве.

Законодательным ответом на происшедшие изменения в уголовном праве явился

Уголовный кодекс, вот уже несколько лет «проверяемый» уголовно-правовой

теорией и практикой.

Немалый интерес и споры теоретиков и практиков-юристов вызывают

преступления, предусмотренные ст. 201—204 гл. 23 «Преступления против

интересов службы в коммерческих и иных организациях» и ст. 285—293 гл. 30

«Преступления против государственной власти, интересов государственной

службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса, и

прежде всего с точки зрения понятия должностного лица и круга лиц, которые

могут быть отнесены к должностным как специальным субъектам уголовного

права. Следует отметить, что еще в 16 статьях других глав Особенной части

УК РФ (без учета, в силу специфики, статей главы «О воинских

преступлениях») прямо указывается на специальный субъект — должностное

лицо. В качестве такового должностное лицо может нести уголовную

ответственность и за другие общеуголовные деяния, совершенные по формуле:

«с использованием служебного положения», установленные более чем в 20

статьях УК РФ[5].

Первый вопрос, который в связи с этим возникает и требует ответа:

почему понятие должностного лица в соответствии с примечанием 1 к ст. 285

УК РФ распространено законодателем только на статьи главы 30? По существу,

в этой части повторена редакция примечания к ст. 170 главы «Должностные

преступления», когда понятие должностного лица было также дано только для

ст. 170—175 главы о должностных преступлениях, а фактически распространяло

свое действие и на другие статьи УК РСФСР. Означает ли упорство

законодателя необходимость выработки иного понятия должностного лица для

более чем 36 статей других глав УК РФ, упоминавшихся ранее?

Известно, что понятия, содержащиеся в Особенной части УК РФ, в том

числе понятие должностного лица, достаточно «автономны» и не всегда поэтому

совпадают с аналогичными понятиями других отраслей российского права.

Должность выводится из слов «долг, должное, обязанность» — «служебное

место или звание с обязанностями его; определенные и возложенные на кого

занятия с каким-либо званием». «Должностной человек — служащий, кто на

государевой или частной службе, обязанный должностью».

Федеральный закон «Об основах государственной службы» дает понятие

государственной должности — должности в органах государственной власти всех

уровней с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению

полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и

ответственностью за исполнение этих обязанностей. Отсюда: должностным лицом

будет гражданин РФ, занимающий такую должность. Законодательным путем это

понятие в некоторой степени раскрыто в Федеральном законе «О службе в

таможенных органах РФ»: «Должностными лицами таможенных органов (далее —

сотрудники таможенных органов) являются граждане, занимающие должности в

таможенных органах, которым в порядке, установленном настоящим федеральным

законом, присвоены специальные звания».

По действующему законодательству должностными лицами могут быть не

только граждане, занимающие государственные должности, но и лица,

занимающие должности в органах местного самоуправления.

В науке административного права существуют разные определения понятия

должностного лица. Д. Н. Бахрах в учебнике административного права,

ссылаясь на работу Ц. А. Ямпольской, наиболее удачным считает определение

должностных лиц как служащих, имеющих право совершать служебные юридические

действия.

Таким образом, как и раньше, в настоящее время в других отраслях права

единое понятие должностного лица отсутствует.

С учетом сказанного представляется, что уголовно-правовое понятие,

описание которого дано законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ, должно

быть единым и для статей главы 30, и для общеуголовных деяний, где в

качестве обязательного или квалифицирующего признаков указано их совершение

только должностным лицом как одним из специальных субъектов, использующих

служебное положение. Например, ч. 3 ст. 139 УК РФ предусмотрена уголовная

ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с

использованием своего служебного положения.

Вне сомнений, что в этих случаях возрастает требование универсальности

к понятию должностного лица, да и к другим понятиям Особенной части УК РФ;

требование такой универсальности вытекает из основополагающих принципов

уголовного права — законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед

законом (ст. 4 УК РФ). Можно констатировать, что уголовно-правовое понятие

должностного лица универсальным, соответствующим упомянутым

основополагающим принципам уголовного права, не является.

Действующее законодательство в определенных случаях наделяет публичными

властными полномочиями частных лиц (граждан) и лиц, занимающих должности в

коммерческих и иных организациях. Так, граждане могут осуществлять функции

представителя власти либо выполнять организационно-распорядительные функции

от имени государства, будучи формально не связанными служебными

правоотношениями с органами и учреждениями, вооруженными силами, другими

войсками и воинскими формированиями, упомянутыми в примечании 1 к ст. 285

УК РФ. Должны ли эти лица в силу выполнения данных функций нести в

соответствующих случаях уголовную ответственность по статьям главы 30 и

другим статьям УК РФ как специальные субъекты — должностные лица?

Именем Российской Федерации осуществляется конституционный контроль и

правосудие: выносятся постановления Конституционного суда РФ, приговоры и

решения судов РФ (ст. 300 УПК РСФСР, ст. 191 ГПК РСФСР, ст. 127

Арбитражного процессуального кодекса РФ).

От имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением

Конституции РФ и исполнением законов единая централизованная система

органов прокуратуры.

Таким образом, законодателем подчеркивается единство, публичность,

авторитетность, значимость судебной, прокурорской и нотариальной

деятельности, непосредственность действий государства через органы суда,

прокуратуры и нотариата.

Из словаря В. И. Даля, человек, «заступающий чье-либо место, явившийся

за кого, представляющийся законно за другого» — это представитель.

Действуя от имени государства в сфере гражданского оборота, лица

исполняющие свой служебный или общественный долг выступает представителем

государства с приличествующими этому официальными атрибутами:

. публичной должностью;

. совокупностью установленных государством прав и обязанностей по данной

публичной должности;

. особым порядком наделения полномочиями по должности и освобождения от

этих полномочий;

. установленными вознаграждениями по должности.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ в настоящей статье и

других статьях Кодекса представителем власти признается должностное лицо

правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное

лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными

полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной

зависимости. Таким образом, представителем власти в уголовном праве может

быть в любом случае только должностное лицо, универсального понятия

которого Уголовный кодекс не дает. Получается замкнутый круг: согласно

примечанию к ст. 318 представитель власти — это должностное лицо, а

должностное лицо, согласно примечанию к ст. 285,— это представитель власти.

Учитывая, что понятия должностного лица и представителя власти могут по-

разному истолковываться в судебной практике. По мнению Верховного суда, к

представителям власти следует относить:

. Лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть

всех уровней.

. Работников государственных, надзорных или контролирующих органов,

наделенных в установленном законом порядке:

V распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от

них в служебной зависимости;

V либо правом принимать решения, обязательные для исполнения

гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной

подчиненности.

В публикациях последних лет правильно отмечалось несовершенство

изложенных положений уголовного законодательства. Согласно п. 7 ст. 117 УПК

РСФСР «Органы дознания», их полномочия переданы капитанам морских судов,

находящихся в дальнем плавании, независимо от форм собственности,

принадлежности к коммерческим или иным организациям. Капитаны таких морских

судов при производстве дознания наделяются государственно-властными

полномочиями — от возбуждения уголовного дела, задержания подозреваемого,

предъявления обвинения и избрания меры пресечения до направления уголовного

дела прокурору с обвинительным заключением.

Кодексом РСФСР об административных правонарушениях функции

представителя власти возложены в некоторых случаях на служащих коммерческих

и иных организаций. В частности, они рассматривают дела об административных

правонарушениях на железнодорожном, речном, морском, воздушном и других

видах транспорта, начальствующие лица военизированной охраны коммерческих и

иных организаций вправе производить административное задержание, и т. п.

Следует признать, что после советского периода, когда к должностным

лицам относили чересчур широкий круг работников государственных и

общественных организаций, российские законодатели вновь оказались впереди

планеты всей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к уголовному

законодательству нами почитаемых правовых государств. Уголовный кодекс ФРГ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты