Главными своими целями считаю разработку отвечающей потребностям
современного общества концепции преступлений против лиц исполняющих свой
служебный и обественный долг, порядка управления и создание теоретической
основы для совершенствования регламентации ответственности за подобные
посягательства.
Глава 1. Уголовно-правовая охрана граждан исполняющих свой
общественный долг
1. Понятие должностное лицо в контексте уголовно-правовой охраны
Кардинальные изменения, происходящие в течение последнего десятилетия
во всех сферах общественного развития России, и в первую очередь
становление и укрепление его частных начал, буквально «взорвали» привычные
правовые понятия и представления, в том числе в уголовном праве.
Законодательным ответом на происшедшие изменения в уголовном праве явился
Уголовный кодекс, вот уже несколько лет «проверяемый» уголовно-правовой
теорией и практикой.
Немалый интерес и споры теоретиков и практиков-юристов вызывают
преступления, предусмотренные ст. 201—204 гл. 23 «Преступления против
интересов службы в коммерческих и иных организациях» и ст. 285—293 гл. 30
«Преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса, и
прежде всего с точки зрения понятия должностного лица и круга лиц, которые
могут быть отнесены к должностным как специальным субъектам уголовного
права. Следует отметить, что еще в 16 статьях других глав Особенной части
УК РФ (без учета, в силу специфики, статей главы «О воинских
преступлениях») прямо указывается на специальный субъект — должностное
лицо. В качестве такового должностное лицо может нести уголовную
ответственность и за другие общеуголовные деяния, совершенные по формуле:
«с использованием служебного положения», установленные более чем в 20
статьях УК РФ[5].
Первый вопрос, который в связи с этим возникает и требует ответа:
почему понятие должностного лица в соответствии с примечанием 1 к ст. 285
УК РФ распространено законодателем только на статьи главы 30? По существу,
в этой части повторена редакция примечания к ст. 170 главы «Должностные
преступления», когда понятие должностного лица было также дано только для
ст. 170—175 главы о должностных преступлениях, а фактически распространяло
свое действие и на другие статьи УК РСФСР. Означает ли упорство
законодателя необходимость выработки иного понятия должностного лица для
более чем 36 статей других глав УК РФ, упоминавшихся ранее?
Известно, что понятия, содержащиеся в Особенной части УК РФ, в том
числе понятие должностного лица, достаточно «автономны» и не всегда поэтому
совпадают с аналогичными понятиями других отраслей российского права.
Должность выводится из слов «долг, должное, обязанность» — «служебное
место или звание с обязанностями его; определенные и возложенные на кого
занятия с каким-либо званием». «Должностной человек — служащий, кто на
государевой или частной службе, обязанный должностью».
Федеральный закон «Об основах государственной службы» дает понятие
государственной должности — должности в органах государственной власти всех
уровней с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и
ответственностью за исполнение этих обязанностей. Отсюда: должностным лицом
будет гражданин РФ, занимающий такую должность. Законодательным путем это
понятие в некоторой степени раскрыто в Федеральном законе «О службе в
таможенных органах РФ»: «Должностными лицами таможенных органов (далее —
сотрудники таможенных органов) являются граждане, занимающие должности в
таможенных органах, которым в порядке, установленном настоящим федеральным
законом, присвоены специальные звания».
По действующему законодательству должностными лицами могут быть не
только граждане, занимающие государственные должности, но и лица,
занимающие должности в органах местного самоуправления.
В науке административного права существуют разные определения понятия
должностного лица. Д. Н. Бахрах в учебнике административного права,
ссылаясь на работу Ц. А. Ямпольской, наиболее удачным считает определение
должностных лиц как служащих, имеющих право совершать служебные юридические
действия.
Таким образом, как и раньше, в настоящее время в других отраслях права
единое понятие должностного лица отсутствует.
С учетом сказанного представляется, что уголовно-правовое понятие,
описание которого дано законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ, должно
быть единым и для статей главы 30, и для общеуголовных деяний, где в
качестве обязательного или квалифицирующего признаков указано их совершение
только должностным лицом как одним из специальных субъектов, использующих
служебное положение. Например, ч. 3 ст. 139 УК РФ предусмотрена уголовная
ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с
использованием своего служебного положения.
Вне сомнений, что в этих случаях возрастает требование универсальности
к понятию должностного лица, да и к другим понятиям Особенной части УК РФ;
требование такой универсальности вытекает из основополагающих принципов
уголовного права — законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед
законом (ст. 4 УК РФ). Можно констатировать, что уголовно-правовое понятие
должностного лица универсальным, соответствующим упомянутым
основополагающим принципам уголовного права, не является.
Действующее законодательство в определенных случаях наделяет публичными
властными полномочиями частных лиц (граждан) и лиц, занимающих должности в
коммерческих и иных организациях. Так, граждане могут осуществлять функции
представителя власти либо выполнять организационно-распорядительные функции
от имени государства, будучи формально не связанными служебными
правоотношениями с органами и учреждениями, вооруженными силами, другими
войсками и воинскими формированиями, упомянутыми в примечании 1 к ст. 285
УК РФ. Должны ли эти лица в силу выполнения данных функций нести в
соответствующих случаях уголовную ответственность по статьям главы 30 и
другим статьям УК РФ как специальные субъекты — должностные лица?
Именем Российской Федерации осуществляется конституционный контроль и
правосудие: выносятся постановления Конституционного суда РФ, приговоры и
решения судов РФ (ст. 300 УПК РСФСР, ст. 191 ГПК РСФСР, ст. 127
Арбитражного процессуального кодекса РФ).
От имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов единая централизованная система
органов прокуратуры.
Таким образом, законодателем подчеркивается единство, публичность,
авторитетность, значимость судебной, прокурорской и нотариальной
деятельности, непосредственность действий государства через органы суда,
прокуратуры и нотариата.
Из словаря В. И. Даля, человек, «заступающий чье-либо место, явившийся
за кого, представляющийся законно за другого» — это представитель.
Действуя от имени государства в сфере гражданского оборота, лица
исполняющие свой служебный или общественный долг выступает представителем
государства с приличествующими этому официальными атрибутами:
. публичной должностью;
. совокупностью установленных государством прав и обязанностей по данной
публичной должности;
. особым порядком наделения полномочиями по должности и освобождения от
этих полномочий;
. установленными вознаграждениями по должности.
В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ в настоящей статье и
других статьях Кодекса представителем власти признается должностное лицо
правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное
лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной
зависимости. Таким образом, представителем власти в уголовном праве может
быть в любом случае только должностное лицо, универсального понятия
которого Уголовный кодекс не дает. Получается замкнутый круг: согласно
примечанию к ст. 318 представитель власти — это должностное лицо, а
должностное лицо, согласно примечанию к ст. 285,— это представитель власти.
Учитывая, что понятия должностного лица и представителя власти могут по-
разному истолковываться в судебной практике. По мнению Верховного суда, к
представителям власти следует относить:
. Лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть
всех уровней.
. Работников государственных, надзорных или контролирующих органов,
наделенных в установленном законом порядке:
V распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от
них в служебной зависимости;
V либо правом принимать решения, обязательные для исполнения
гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной
подчиненности.
В публикациях последних лет правильно отмечалось несовершенство
изложенных положений уголовного законодательства. Согласно п. 7 ст. 117 УПК
РСФСР «Органы дознания», их полномочия переданы капитанам морских судов,
находящихся в дальнем плавании, независимо от форм собственности,
принадлежности к коммерческим или иным организациям. Капитаны таких морских
судов при производстве дознания наделяются государственно-властными
полномочиями — от возбуждения уголовного дела, задержания подозреваемого,
предъявления обвинения и избрания меры пресечения до направления уголовного
дела прокурору с обвинительным заключением.
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях функции
представителя власти возложены в некоторых случаях на служащих коммерческих
и иных организаций. В частности, они рассматривают дела об административных
правонарушениях на железнодорожном, речном, морском, воздушном и других
видах транспорта, начальствующие лица военизированной охраны коммерческих и
иных организаций вправе производить административное задержание, и т. п.
Следует признать, что после советского периода, когда к должностным
лицам относили чересчур широкий круг работников государственных и
общественных организаций, российские законодатели вновь оказались впереди
планеты всей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к уголовному
законодательству нами почитаемых правовых государств. Уголовный кодекс ФРГ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13