Бизнес-план и его финансовые аспекты

характер. Ошибки, просчеты – вещь обычная, поскольку предусмотреть все

нельзя. Важно оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему

действий с позиций максимума прибыли. Опыт не только российских, но и

западных институтов убеждает, что банкротства почти всегда связаны с

грубыми просчетами в менеджменте. Отсюда особое внимание командиры бизнеса

призваны уделять постоянному совершенствованию управления риском –

менеджментом. Надо признать, что для многих российских предпринимателей –

«управленцев» это почти недосягаемое понятие «менеджмент». Отсюда высокая

степень риска, а также высокая вероятность банкротства.

Хотя задачи менеджера в этой области общеизвестны: обнаружить область

повышенного риска; оценить его степень; разработать и принять

заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способы

возмещения ущерба. Распознавание, оценка, контроль рисковых ситуаций

позволяет избежать многих потерь.[11]

Почему мы так детально останавливаемся на вероятности риска?

В России занятие предпринимательством сопряжено с риском. Ни один из

зарубежных, да и отечественных экономистов не указал на риск, сопряженный с

криминогенной ситуацией в стране. Этот фактор невозможно не учитывать при

открытии предприятия, фирмы или компании. Но этот риск требует особого

анализа и особого исследования.

По мере развития рыночных отношений усиливается конкуренция в сфере

товаров и услуг.

Чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение технических и

других новшеств, на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск.

Приходится смириться с неизбежностью риска, прогнозировать его, оценивать,

не переходить допустимые пределы.

Виды предпринимательского риска, наиболее характерные для России:

1) Производственный риск.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг,

с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин

возникновения такого риска – уменьшение размеров производства, рост

материальных и иных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений,

налогов и т. д.

2) Коммерческий риск, возникающий в процессе закупки товаров и услуг,

произведенных или закупленных предпринимателем. Яркий пример – закупка мяса

птицы из Бельгии, зараженного диоксином.

Истоки этого риска – снижение объема реализации вследствие негативного

изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены

товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потеря товара в процессе

обращения, рост издержек обращения.

Для условий России важен финансовый риск, истоки которого ощутили многие

фирмы, банки и компании после 17 августа 1998 г. Финансовый риск

деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к

собственным. В зону финансового риска в условиях финансового кризиса

попадает каждое предприятие, потому что у большинства предприятий, во

всяком случае, на Камчатке, очень высокое отношение к заемным средствам,

поэтому прекращение или ограничение кредитования, ужесточение кредита

влечет за собой срыв деятельности предприятия.

Большинство крупных западных фирм имеет в штате специального менеджера по

риску, который разделяет ответственность за рискованные решения с другими

менеджерами фирмы, заведующими той или иной сферой деятельности

предприятия. Для отечественного предпринимательства такая штатная единица

кажется лишь воображаемой роскошью.[23]

Отношение к иску различно и зависит от уровня руководителей предприятия.

Так, к примеру, руководители консервативного типа, «управленцы», обычно

стараются уйти от какого-либо риска, они не склонны к новациям и

придерживаются правила «золотой середины».

Более гибкие, «авантюрные» руководители стремятся к более рискованным

решениям. В затруднительной ситуации такие руководители ориентируются на

более рискованные решения, если уверены в профессионализме исполнителей.

Возможно ли страхование риска? В нынешних социально-экономических

условиях России вероятность страхования риска является призрачной, но

закладывать это условие в бизнес-план необходимо больше всего для будущего,

чтобы придать российскому предпринимательству цивилизованный характер.

В мировой практике гарантии по страхованию различных стадий проекта по

страхованию риска организуются отдельно и могут содержать разные условия в

зависимости от каждого проекта.

2.4. Выживание российских предпринимателей в условиях конкуренции.

Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Время напряженной,

жестокой конкуренции заставляет компании и предприятия быть

конкурентоспособными. «Дыхание в спину» других авиакомпаний-конкурентов

ощущает на себе и авиакомпания «Камчатские Витязи». Вопрос о том, как

удержаться на плаву, стоит перед работниками авиакомпании ежедневно.

В цивилизованных странах, где для свободной конкуренции создано правовое

поле, выжить в условиях конкуренции совсем не просто, существуют целые

научные теории выживания, концепции маркетинга и менеджмента.

В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного

преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды

целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании

могут представлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам

более низкие цены на аналогичные товары и услуги, или обеспечивая больше

выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые

стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и

стратегии конкурентов. Следующий шаг – разработка конкурентных стратегий,

которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и

дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.

Естественно, что конкуренция, как один из факторов риска, учитывается при

составлении бизнес-плана.[24]

В какой-то мере авиакомпании России изучают конкурентную среду: кто их

конкуренты; каковы их цели; какие стратегии они применяют; каковы их

сильные и слабые стороны; каков спектр их возможных реакций.

То есть, каждая авиакомпания определяет для себя конкурентов на уровне

услуг. Таким образом, если, например, компания «Камчатские Витязи» должна

определить конкурентов для себя со стороны другой авиакомпании на уровне

подобных услуг по перевозке, транспортировке пассажиров и грузов.

Очень важно определить, какую цель преследует авиакомпания. Надолго ли

закрепиться на данном маршруте и получать приемлемую для выживания прибыль,

или закрепиться на данном маршруте на короткое время, отменить конкурентов,

получить максимальную прибыль и искать следующий маршрут, так называемую

нишу рынка.

Для авиакомпании «Камчатские Витязи» важно знать, не проникнет ли другая

авиакомпания в отдельные сегменты рынка, например, по перевозке иностранных

туристов по маршруту.

В данном случае необходимо определить сильные и слабые стороны своих

конкурентов.

В науке это называется базисный анализ. Но на отечественном рынке

осуществлять базисный анализ под силу лишь большим авиакомпаниям, учитывая

и авиакомпаний-монополистов.

К сожалению, надо констатировать тот факт, что конкурентная борьба на

российском рынке осуществляется на криминальном поле, что не вписывается ни

в какие экономические теории ни отечественных, ни тем более, зарубежных

ученых-экономистов.

Но, стремясь к формированию правового государства и созданию

цивилизованного рынка, необходимо применять новые концепции, которые

помогли бы предпринимателю выстоять в условиях конкурентной борьбы.

Если останавливаться на деятельности авиакомпании «Камчатские Витязи», то

она относится к той категории, которая специализируется на обслуживании

рыночных ниш. Она не преследует цели добиться господства, а выбирает

целевые сегменты: маршруты П - Камчатский – п. Озерная – Курилы (в основном

южное направление Камчатки). Эти небольшие сегменты и образуют рыночные

ниши авиакомпании.

Что приносит ей успех в настоящее время? Авиакомпания «Камчатские Витязи»

хорошо изучила целевую группу потребителей и хорошо удовлетворяет их

запросы на предоставляемую услугу; она может назначить цену билетов и

провозимого груза, превосходящую издержки; она стремится качеством услуг

удержать за собой отвоеванные рыночные ниши; она должна стремиться

накапливать практический опыт и совершенствовать свою специализацию,

которую можно разделить на следующие виды: географическую, т. е. маршрут г.

Петропавловск-Камчатский – п. Озерная; специализацию на определенном виде

пассажиров – иностранных и отечественных туристах; специализацию по

перевозке и транспортировке грузов.

Таким образом, чтобы выжить в условиях конкуренции, авиакомпании

приходится обслуживать несколько ниш и совершенствовать свою специализацию.

Авиакомпания «Камчатские Витязи» в данной экономической ситуации не может

позволить себе маркетинг. Кстати, многие фирмы и предприятия, работающие в

сфере услуг, также не используют маркетинг, считая его слишком дорогим. Тем

более, что до недавнего времени сфера услуг почти не нуждалась в

маркетинге, так как с развитием рыночных отношений в Росси почти все услуги

пользовались большим спросом.

Но авиакомпания уделяет большое внимание внутреннему маркетингу, т. е.

обращает особое внимание на качество работы персонала. Фактически небольшой

состав работников авиакомпании мотивирован на то, чтобы качественно и

надежно обслужить потребителя.

К применению внутреннего маркетинга авиакомпанию вынуждает конкуренция.

Вообще, если к маркетингу в сфере услуг подходить с научной точки зрения,

то внутренний маркетинг должен предшествовать внешнему маркетингу. Нет

смысла рекламировать превосходное качество услуги до тех пор, пока персонал

не сможет ее обеспечить.

Но в бизнес-плане даже небольшого предприятия все-таки желательно

закладывать внутренний маркетинг, чтобы научить работников предприятия

качественно производить услуги.

Сегодняшнему авиапассажиру, например, уже недостаточно долететь вовремя,

с комфортом и надежно приземлиться. Он еще желает получить удовольствие от

полета. Разработка такого удовольствия – работа маркетолога. Рано или

поздно местным авиакомпаниям придется работать над этой проблемой.

Поэтому остановимся вкратце на достижениях мирового опыта в этой сфере.

Например, авиакомпания «Вирджин Атлантик» для дифференцирования своего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты