Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

его; эгоисты всеми покинуты и испытывают то, что заставляли испытывать

других; они будут голодны, и никто не даст им куска хлеба; будут жаждать, и

никто не напоит их, ни одна дружеская рука не пожмет их руку, ни один

сочувственный голос не утешит их; они думали только о себе в течение жизни,

и никто не вспомнит о них и не пожалеет их после смерти.

27. Самый верный способ уменьшить и избежать ответственности за свои

недостатки в будущей жизни — это стараться избавиться от них по возможности

скорее в этой жизни; лучше здесь искупить зло, чтобы не пришлось позднее

исправлять его более тяжкими способами. Чем дольше откладывать исправление,

тем тяжелее бывают следствия и тем труднее исправление совершенного зла.

28. Положение Духа с минуты его появления в загробном мире таково, каким он

приготовил его в телесной жизни. Позднее ему даруется другое воплощение,

чтобы искупить и исправить прошлое новыми испытаниями; в силу своей

свободной воли Дух пользуется им так или иначе; если же он не пользуется им

сейчас, то оно становится задачей, которую придется позднее начинать

сначала и в худших условиях. Итак, кто много страдает на земле, может быть

уверен, что за ним было много проступков, требовавших искупления; и те,

которые пользуются кажущимся счастьем здесь, на земле, несмотря на их

порочность и бесполезность, должны знать, что они дорого заплатят за это в

другой жизни. Именно в этом смысле Христос сказал: "Блаженны плачущие, ибо

они утешатся".

29. Милосердие Господа бесконечно, но оно не слепо. Виновный, которого Он

прощает, не освобожден от искупления, и пока он не удовлетворит все

требования правосудия, он будет чувствовать последствия своих ошибок.

Бесконечное милосердие Бога нужно понимать в том смысле, что Он не неумолим

и всегда дает способ возвратиться к добру.

30. Так как наказания временны и подчинены раскаянию и исправлению,

зависящим от доброй воли человека, они в одно и то же время и испытания, и

средства, излечивающие несовершенства души. Наказанные Духи — это не

каторжники, осужденные на известный срок, а скорее больные в госпитале; они

страдают от болезни, в которой часто виновны сами, и от мучительного

лечения; но они имеют надежду выздороветь тем скорее, чем точнее исполняют

предписания врача. Если они продолжают свои страдания по своей воле — в

этом нельзя винить доктора.

31. К мукам, испытываемым Духом в жизни духовной, присоединяются еще

страдания жизни телесной, последствия несовершенства людей, их страстей и

дурного употребления их способностей. Только в жизни телесной Дух

исправляет зло своих прежних существований и приводит в исполнение принятые

им в духовной жизни решения. Таким образом, объясняются не несчастия и

превратности жизни, которые на первый взгляд кажутся не имеющими смысла, но

на самом деле глубоко справедливы, — это уплата прежних долгов, служащая

вместе с тем и совершенствованию Духов*.

______

* См. гл. VI "Чистилище", п. 3 и след.; затем гл. XX "Прижизненные

искупления". "Евангелие в объяснении спиритизма", гл. V: "Блаженны

плачущие".

32. Обыкновенно говорят, что Бог проявил бы гораздо больше любви к Своим

созданиям, если бы Он создал их непогрешимыми и, следовательно,

избавленными от превратностей, соединенных с несовершенством. Для этого

нужно было, чтобы Он создал совершенные существа, которые не нуждались бы в

приобретении знаний или нравственности. Конечно, Бог мог бы это сделать;

если же Он этого не сделал, значит, по премудрости Своей Он хотел, чтобы

прогресс был общим законом. Люди несовершенны и поэтому подвержены

несчастиям, более или менее тяжелым; это факт, который необходимо принять,

потому что он существует. Заключать из этого, что Бог несправедлив и

неблаг, значило бы восставать против Него.

Было бы несправедливо, если бы Он создал существа привилегированные, без

труда пользующиеся счастьем, тогда как другие должны были бы трудиться и

работать для достижения этого счастья. Но где всего яснее проявляется

высшая справедливость Божия — это в равенстве всех созданных Им Духов; все

одинаковы при своем сотворении, никто не одарен лучше или хуже другого,

никому не облегчается совершенствование; всякий, достигший цели, наравне с

другими прошел через все испытания низшего состояния; как же после этого не

сказать, что свобода действий, предоставленная каждому, в высшей степени

справедлива. Путь к счастью открыт всем, цель у всех одна; условия

достижения также одинаковы; закон, запечатленный в совести каждого, всем

известен. Бог создал из счастья цену труда, а не снисхождения, чтобы каждый

имел заслугу по своим трудам; всякий волен работать или не делать ничего —

для своего улучшения; кто хорошо трудится, тот и награду получает скорую;

кто же откладывает свое совершенствование и уклоняется от него, тот должен

винить только самого себя. Добро и зло произвольны и необязательны, и

человек свободен в выборе.

33. Несмотря на различие родов и степеней страдания несовершенных Духов,

закон о наказаниях будущей жизни может быть резюмирован в следующих трех

принципах:

1. Страдание присуще несовершенству.

2. Всякое несовершенство и всякий проступок, который есть его следствие,

влечет за собой свое собственное наказание, естественное и неизбежное; так

же как болезнь — следствие излишества, скука — следствие праздности; так

что нет надобности в специальном осуждении за каждый проступок каждого

отдельного лица.

3. Всякий человек, усилием собственной воли, может избавиться от своих

несовершенств и порождаемых ими страданий и обеспечить себе будущее

счастье. Таков закон божественной справедливости: "Каждому по делам его,

как на небе, так и на земле".

Глава VIII

АНГЕЛЫ

Ангелы по учению церкви. — Опровержение. — Ангелы по учению спиритизма.

АНГЕЛЫ ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ

1. Все религии под различными именами признают Ангелов высшими созданиями —

посредниками между Богом и людьми. Но материализм, отрицая существование

духа вне органической жизни, естественно относит это верование к числу

фикций или аллегорий.

Верование в Ангелов составляет существенный догмат Церкви, и вот как она их

определяет*.

______

* Мы берем эту выдержку из пасторского послания кардинала Гуссе,

архиепископа Реймского, во время поста 1864 года. К этому же посланию

относится и выдержка о демонах, помещенная в следующей главе, как

объяснение догмата Церкви о Демонах.

2. "Мы твердо верим, — говорит Латеранский Собор, — что есть только один

истинный Бог, вечный и бесконечный, Который вначале создал все и сотворил

как духовные, так и телесные существа: ангельское и земное; а потом

образовал, как среднее между ними, природу человеческую, состоящую из духа

и плоти. Таков, согласно вере, божественный план создания, план

величественный и полный, вполне подобающий вечной мудрости. Задуманный

таким образом, он представляет нашим мыслям существо во всех степенях и

всевозможных условиях. В высших сферах является существование чисто

духовное; в низших — жизнь чисто материальная; в средине же — чудное

соединение двух субстанций и совместная жизнь разумной души и органического

тела".

Душа наша по природе своей проста и неразделима, но она ограничена в своих

способностях. Совершенство, о котором мы имеем понятие, приводит нас к

мысли, что возможны другие существа, столь же простые, как и наша душа, но

превосходящие ее своими качествами и преимуществами. Наша душа велика и

благородна, но она связана с материей, нуждается в хрупких органах и

ограничена в своей деятельности и своем могуществе. Почему же не быть

другим созданиям, еще более высоким и избавленным от этого рабства и этих

пут и одаренным большею силой и более обширной деятельностью? Прежде чем

Бог поместил на земле человека, чтобы он служил Ему, познавал и любил Его,

не должен ли Он был призвать другие существа для поклонения и восхваления

Его в чертоге Его небесной Славы? Неудивительно, что Бог, от руки человека

получающий дань восхваления земного мира, из рук Ангела принимает фимиам и

молитвы людей. Если бы Ангелы не существовали, то великий труд Создателя не

был бы увенчан совершенством и мир, долженствующий свидетельствовать о Его

всемогуществе, не был бы венцом Его мудрости; тогда разум наш, как он ни

слаб и ни хрупок, мог бы представить себе нечто более совершенное и более

законченное.

"На каждой странице Ветхого и Нового Завета в благочестивых воззваниях или

в изложении исторических событий упоминается об этих величественных силах и

разумениях. Вмешательство их явно проявляется в жизни патриархов и

пророков. Господь посылает их, чтобы через их посредство объявлять Свою

волю и возвещать грядущие события; они же служат для передачи Его милости

или Его справедливого суда; их присутствие сопровождает рождение, жизнь и

страдания Спасителя; упоминание о них примешивается ко всем воспоминаниям о

великих людях и важнейших событиях религиозной древности. Они встречаются

даже в истории политеизма я в баснях мифологии, так как верования эти столь

же древни и всеобщи, как мир. Культ или поклонение, которое язычники

воздавали добрым и злым гениям, было только ложно принимаемая истина,

выродившийся остаток первоначального догмата."

В словах святого Латеранского Собора указывается существенное различие

между Ангелами и людьми. Они учат нас, что первые — это чистые Духи, тогда

как люди состоят из плоти и духа, т. е. что природа Ангелов самостоятельна,

без примеси и соединения с матерней, какой бы воздушной и тонкой ее ни

представляли. Душа же человеческая духовна, но соединена с телом и

составляет с ним одно целое — в этом ее назначение. Пока продолжается

соединение Души и тела, эти две субстанции имеют общую жизнь и большое

влияние друг на друга. Душа не может вполне отрешиться от этого

неблагоприятного для нее условия. Мысли доставляются ей чувствами,

сравнениями с внешними предметами и большей частью в реальных образах.

Вследствие этого она не может сама себя наблюдать и не может себе

представить Бога и Ангелов иначе, как под видимой или осязаемой формой.

Оттого и Ангелы, чтобы появиться перед святыми и пророками, принимали

телесный образ; однако это были тела воздушные, которые они приводили в

движение, не соединяясь с ними, или символические образы, имевшие отношение

к исполняемой ими миссии.

"Их существо и их движения не ограничены каким-либо определенным

пространством. Не имея связи ни с каким телом, они не могут быть

остановлены или ограничены другим телом, как это бывает с нами; они не

занимают места и не наполняют никакого пространства; так же как у нас душа

находится во всем нашем теле и в каждой из его частей, так и они все почти

одновременно находятся во всех частях света; более быстрые, чем мысль, они

могут быть мгновенно везде и могут действовать сами без всякого препятствия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты