его; эгоисты всеми покинуты и испытывают то, что заставляли испытывать
других; они будут голодны, и никто не даст им куска хлеба; будут жаждать, и
никто не напоит их, ни одна дружеская рука не пожмет их руку, ни один
сочувственный голос не утешит их; они думали только о себе в течение жизни,
и никто не вспомнит о них и не пожалеет их после смерти.
27. Самый верный способ уменьшить и избежать ответственности за свои
недостатки в будущей жизни — это стараться избавиться от них по возможности
скорее в этой жизни; лучше здесь искупить зло, чтобы не пришлось позднее
исправлять его более тяжкими способами. Чем дольше откладывать исправление,
тем тяжелее бывают следствия и тем труднее исправление совершенного зла.
28. Положение Духа с минуты его появления в загробном мире таково, каким он
приготовил его в телесной жизни. Позднее ему даруется другое воплощение,
чтобы искупить и исправить прошлое новыми испытаниями; в силу своей
свободной воли Дух пользуется им так или иначе; если же он не пользуется им
сейчас, то оно становится задачей, которую придется позднее начинать
сначала и в худших условиях. Итак, кто много страдает на земле, может быть
уверен, что за ним было много проступков, требовавших искупления; и те,
которые пользуются кажущимся счастьем здесь, на земле, несмотря на их
порочность и бесполезность, должны знать, что они дорого заплатят за это в
другой жизни. Именно в этом смысле Христос сказал: "Блаженны плачущие, ибо
они утешатся".
29. Милосердие Господа бесконечно, но оно не слепо. Виновный, которого Он
прощает, не освобожден от искупления, и пока он не удовлетворит все
требования правосудия, он будет чувствовать последствия своих ошибок.
Бесконечное милосердие Бога нужно понимать в том смысле, что Он не неумолим
и всегда дает способ возвратиться к добру.
30. Так как наказания временны и подчинены раскаянию и исправлению,
зависящим от доброй воли человека, они в одно и то же время и испытания, и
средства, излечивающие несовершенства души. Наказанные Духи — это не
каторжники, осужденные на известный срок, а скорее больные в госпитале; они
страдают от болезни, в которой часто виновны сами, и от мучительного
лечения; но они имеют надежду выздороветь тем скорее, чем точнее исполняют
предписания врача. Если они продолжают свои страдания по своей воле — в
этом нельзя винить доктора.
31. К мукам, испытываемым Духом в жизни духовной, присоединяются еще
страдания жизни телесной, последствия несовершенства людей, их страстей и
дурного употребления их способностей. Только в жизни телесной Дух
исправляет зло своих прежних существований и приводит в исполнение принятые
им в духовной жизни решения. Таким образом, объясняются не несчастия и
превратности жизни, которые на первый взгляд кажутся не имеющими смысла, но
на самом деле глубоко справедливы, — это уплата прежних долгов, служащая
вместе с тем и совершенствованию Духов*.
______
* См. гл. VI "Чистилище", п. 3 и след.; затем гл. XX "Прижизненные
искупления". "Евангелие в объяснении спиритизма", гл. V: "Блаженны
плачущие".
32. Обыкновенно говорят, что Бог проявил бы гораздо больше любви к Своим
созданиям, если бы Он создал их непогрешимыми и, следовательно,
избавленными от превратностей, соединенных с несовершенством. Для этого
нужно было, чтобы Он создал совершенные существа, которые не нуждались бы в
приобретении знаний или нравственности. Конечно, Бог мог бы это сделать;
если же Он этого не сделал, значит, по премудрости Своей Он хотел, чтобы
прогресс был общим законом. Люди несовершенны и поэтому подвержены
несчастиям, более или менее тяжелым; это факт, который необходимо принять,
потому что он существует. Заключать из этого, что Бог несправедлив и
неблаг, значило бы восставать против Него.
Было бы несправедливо, если бы Он создал существа привилегированные, без
труда пользующиеся счастьем, тогда как другие должны были бы трудиться и
работать для достижения этого счастья. Но где всего яснее проявляется
высшая справедливость Божия — это в равенстве всех созданных Им Духов; все
одинаковы при своем сотворении, никто не одарен лучше или хуже другого,
никому не облегчается совершенствование; всякий, достигший цели, наравне с
другими прошел через все испытания низшего состояния; как же после этого не
сказать, что свобода действий, предоставленная каждому, в высшей степени
справедлива. Путь к счастью открыт всем, цель у всех одна; условия
достижения также одинаковы; закон, запечатленный в совести каждого, всем
известен. Бог создал из счастья цену труда, а не снисхождения, чтобы каждый
имел заслугу по своим трудам; всякий волен работать или не делать ничего —
для своего улучшения; кто хорошо трудится, тот и награду получает скорую;
кто же откладывает свое совершенствование и уклоняется от него, тот должен
винить только самого себя. Добро и зло произвольны и необязательны, и
человек свободен в выборе.
33. Несмотря на различие родов и степеней страдания несовершенных Духов,
закон о наказаниях будущей жизни может быть резюмирован в следующих трех
принципах:
1. Страдание присуще несовершенству.
2. Всякое несовершенство и всякий проступок, который есть его следствие,
влечет за собой свое собственное наказание, естественное и неизбежное; так
же как болезнь — следствие излишества, скука — следствие праздности; так
что нет надобности в специальном осуждении за каждый проступок каждого
отдельного лица.
3. Всякий человек, усилием собственной воли, может избавиться от своих
несовершенств и порождаемых ими страданий и обеспечить себе будущее
счастье. Таков закон божественной справедливости: "Каждому по делам его,
как на небе, так и на земле".
Глава VIII
АНГЕЛЫ
Ангелы по учению церкви. — Опровержение. — Ангелы по учению спиритизма.
АНГЕЛЫ ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ
1. Все религии под различными именами признают Ангелов высшими созданиями —
посредниками между Богом и людьми. Но материализм, отрицая существование
духа вне органической жизни, естественно относит это верование к числу
фикций или аллегорий.
Верование в Ангелов составляет существенный догмат Церкви, и вот как она их
определяет*.
______
* Мы берем эту выдержку из пасторского послания кардинала Гуссе,
архиепископа Реймского, во время поста 1864 года. К этому же посланию
относится и выдержка о демонах, помещенная в следующей главе, как
объяснение догмата Церкви о Демонах.
2. "Мы твердо верим, — говорит Латеранский Собор, — что есть только один
истинный Бог, вечный и бесконечный, Который вначале создал все и сотворил
как духовные, так и телесные существа: ангельское и земное; а потом
образовал, как среднее между ними, природу человеческую, состоящую из духа
и плоти. Таков, согласно вере, божественный план создания, план
величественный и полный, вполне подобающий вечной мудрости. Задуманный
таким образом, он представляет нашим мыслям существо во всех степенях и
всевозможных условиях. В высших сферах является существование чисто
духовное; в низших — жизнь чисто материальная; в средине же — чудное
соединение двух субстанций и совместная жизнь разумной души и органического
тела".
Душа наша по природе своей проста и неразделима, но она ограничена в своих
способностях. Совершенство, о котором мы имеем понятие, приводит нас к
мысли, что возможны другие существа, столь же простые, как и наша душа, но
превосходящие ее своими качествами и преимуществами. Наша душа велика и
благородна, но она связана с материей, нуждается в хрупких органах и
ограничена в своей деятельности и своем могуществе. Почему же не быть
другим созданиям, еще более высоким и избавленным от этого рабства и этих
пут и одаренным большею силой и более обширной деятельностью? Прежде чем
Бог поместил на земле человека, чтобы он служил Ему, познавал и любил Его,
не должен ли Он был призвать другие существа для поклонения и восхваления
Его в чертоге Его небесной Славы? Неудивительно, что Бог, от руки человека
получающий дань восхваления земного мира, из рук Ангела принимает фимиам и
молитвы людей. Если бы Ангелы не существовали, то великий труд Создателя не
был бы увенчан совершенством и мир, долженствующий свидетельствовать о Его
всемогуществе, не был бы венцом Его мудрости; тогда разум наш, как он ни
слаб и ни хрупок, мог бы представить себе нечто более совершенное и более
законченное.
"На каждой странице Ветхого и Нового Завета в благочестивых воззваниях или
в изложении исторических событий упоминается об этих величественных силах и
разумениях. Вмешательство их явно проявляется в жизни патриархов и
пророков. Господь посылает их, чтобы через их посредство объявлять Свою
волю и возвещать грядущие события; они же служат для передачи Его милости
или Его справедливого суда; их присутствие сопровождает рождение, жизнь и
страдания Спасителя; упоминание о них примешивается ко всем воспоминаниям о
великих людях и важнейших событиях религиозной древности. Они встречаются
даже в истории политеизма я в баснях мифологии, так как верования эти столь
же древни и всеобщи, как мир. Культ или поклонение, которое язычники
воздавали добрым и злым гениям, было только ложно принимаемая истина,
выродившийся остаток первоначального догмата."
В словах святого Латеранского Собора указывается существенное различие
между Ангелами и людьми. Они учат нас, что первые — это чистые Духи, тогда
как люди состоят из плоти и духа, т. е. что природа Ангелов самостоятельна,
без примеси и соединения с матерней, какой бы воздушной и тонкой ее ни
представляли. Душа же человеческая духовна, но соединена с телом и
составляет с ним одно целое — в этом ее назначение. Пока продолжается
соединение Души и тела, эти две субстанции имеют общую жизнь и большое
влияние друг на друга. Душа не может вполне отрешиться от этого
неблагоприятного для нее условия. Мысли доставляются ей чувствами,
сравнениями с внешними предметами и большей частью в реальных образах.
Вследствие этого она не может сама себя наблюдать и не может себе
представить Бога и Ангелов иначе, как под видимой или осязаемой формой.
Оттого и Ангелы, чтобы появиться перед святыми и пророками, принимали
телесный образ; однако это были тела воздушные, которые они приводили в
движение, не соединяясь с ними, или символические образы, имевшие отношение
к исполняемой ими миссии.
"Их существо и их движения не ограничены каким-либо определенным
пространством. Не имея связи ни с каким телом, они не могут быть
остановлены или ограничены другим телом, как это бывает с нами; они не
занимают места и не наполняют никакого пространства; так же как у нас душа
находится во всем нашем теле и в каждой из его частей, так и они все почти
одновременно находятся во всех частях света; более быстрые, чем мысль, они
могут быть мгновенно везде и могут действовать сами без всякого препятствия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25