Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

изучаемые при помощи разума и научных данных, правда, подтвердили

вмешательство таинственных существ, но ограниченных законами природы и

открывающих своими проявлениями новую силу и не известные до сих пор

законы.

Вопрос ограничивается, следовательно, желанием узнать, какого рода эти

существа.

Пока о мире Духов были лишь неясные или несистематические представления,

еще можно было ошибаться; но теперь, когда серьезные наблюдения и

приобретенные опытом знания пролили свет на природу Духов, на их

происхождение и предназначение, на их мировое значение и способ проявления,

вопрос этот решен на основании фактов.

Теперь всем известно, что когда-то считавшиеся таинственными существами —

не что иное, как души живших на земле людей. Известно также, что различные

категории добрых и дурных Духов не представляют собой существ различного

рода, а означают лишь различные степени их совершенства и развития.

По своему духовному и нравственному развитию они занимают различное

положение, почему и проявляются различно, но это нисколько не мешает им

происходить от одной большой человеческой семьи, точно так же, как от нее

происходят дикарь, варвар и образованный человек.

3. В вопросе о демонах церковь придерживается старых верований. Она

говорит: "Наши правила не изменились в течение восемнадцати веков и

остаются непреложными".

Главная ошибка церкви заключается именно в том, что она не желает считаться

с прогрессом мысли и думает, что и Бог также не соразмеряет Своих

откровений с развитием человеческого разума и говорит с развитыми людьми

тем же языком, каким говорил и с людьми первобытными.

Если в то время, как человечество совершенствуется, религия будет

продолжать держаться старых заблуждений как в духовном, так и в научном

отношениях, то настанет момент, когда она совершенно уничтожится неверием.

4. Вот как церковь объясняет исключительное вмешательство демонов в

новейших проявлениях спиритизма: "Демоны всегда старательно заботятся

скрыть свое присутствие, чтобы удалить всякое подозрение. Всегда хитрые и

лукавые, они запутывают своими сетями человека прежде, нежели дать ему

почувствовать цепи гнева и рабства. Они или возбуждают в человеке

любопытство разными феноменами и глупыми шутками или удивляют прелестью

чудесного и этим подчиняют его своей власти. Если проявляется

сверхъестественное, если их могущество выдает их, они успокаивают опасения,

возбуждают доверие, вызывают дружбу. То они выдают себя за божество и

добрых гениев, то присваивают себе имена и даже черты умерших, оставивших

по себе память среди живущих. При помощи этих обманов, достойных древнего

змия, они говорят, и их слушают; они лжеучительствуют, и им верят: они

примешивают к своей лжи немного истины и вводят человека в различные

заблуждения. К этому и сводятся все предположения, открывшиеся "из-за

могилы"; чтобы достичь этого результата, дерево, камень, леса и ручьи,

идольские капища, ножка стола, рука ребенка делаются прорицателями, вот

почему ворожея пророчествует в бреду, а невежда в таинственном сне

становится вдруг ученым. Обманывать и совращать — вот конечная цель, всюду

и во все времена преследуемая в этих странных проявлениях. Удивительные

результаты этих наблюдений или фактов, большей частью странных и нелепых,

не могут происходить от их внутренней силы (камня, дерева и т.д.), и по

порядку, установленному Богом, их можно получить только при содействии

тайных сил. Такими именно и представляются необыкновенные феномены,

получаемые в наши дни через посредство (по-видимому, совершенно безобидное)

и спиритизма, и разумных ответов говорящих столов. При помощи этих деяний

новой магии у нас снова возникли вызывания Духов и прорицания, вопрошания,

исцеления и те обманы, которыми так прославились идольские капища и пещеры

сивилл. Как и прежде, приказывают дереву, и дерево слушается; его

вопрошают, и оно отвечает на всех языках и на все вопросы; ухитряются быть

в присутствии невидимых существ, присвоивших себе имена умерших,

предполагаемые откровения которых отмечены противоречиями и ложью; иногда

появляются легкие и призрачные образы, одаренные сверхчеловеческой силой.

Кто же эти таинственные устроители феноменов, настоящие действующие лица

этих необъяснимых явлений? Ангелы не взяли бы на себя этой недостойной роли

и не пожелали бы подвергаться всем случайностям пустого любопытства. Души

умерших, которых Бог запрещает вопрошать, пребывают там, где указало им Его

правосудие, и они не могут без позволения приходить к живущим. Таинственные

существа, являющиеся по первому призыву еретика и нечестивца, а также и

правоверного, по первому призыву преступления и невинности, — не посланники

Бога, не апостолы истины и спасения, а сообщники заблуждения и ада.

Несмотря на все свое старание прикрыться самыми уважаемыми именами, они

выдают себя ничтожеством своего учения, низостью своих поступков и

бессвязными речами. Они стараются изъять из символа веры учение о

первородном грехе, о воскресении из мертвых, о вечных муках и все

божественное откровение, чтобы лишить закон его истинного смысла и открыть

пороку широкий путь. Если бы их наущения могли иметь преобладающее

значение, они создали бы законы, удобные для социализма и для всех тех, кто

пренебрегает понятием о долге и совести. Безверие нашего века приготовило

им путь. О, если бы христиане вернулись в лоно истинной церкви, они

избежали бы этого нового и опасного наваждения!"

5. Вся эта теория основана на том положении, что ангелы и демоны —

существа, отличные от душ человеческих; эти же последние представляют собой

особые создания, стоящие по разуму, знаниям и способностям ниже даже

демонов. Она признает воздействие исключительно падших ангелов во всех

проявлениях, как прежних времен, так и новейших, приписываемых Духам

умерших.

Возможность для душ сообщаться с живыми доказывается фактами, опытами и

наблюдениями, рассматривать которые мы здесь не будем. Допустим, хотя бы

только в предположении, вышеизложенную теорию и посмотрим, не разобьет ли

она сама себя своими доводами.

6. Из трех категорий ангелов одна, по учению церкви, занимается

исключительно небом; другая управляет миром; третьей поручена земля, в этой

последней находятся ангелы-хранители, назначенные покровителями к каждому

человеку.

Часть ангелов этой категории возмутилась и сделалась так называемыми

демонами.

Если Бог разрешил этим последним толкать людей к гибели при помощи

всевозможных наваждений и проявлений, почему же Он, если Он действительно

добр и справедлив, дал им такое огромное могущество и свободу, из которых

они делают пагубное употребление, и не позволил добрым ангелам

противодействовать им такими же проявлениями, направленными исключительно к

добру?

Предположим, что Бог дал одинаковое могущество добрым и дурным, что уже

было бы беспримерной милостью для последних, тогда человек был бы свободен

в своем выборе; но предоставить им преимущество соблазна и способность

подделываться под добро, чтобы вернее совращать с пути истины, равнялось бы

западне, в которую легко попадает человек по своей слабости, неопытности и

прямодушию; скажем более: это было бы злоупотреблением его веры в Бога.

Рассудок отказывается признать такое пристрастие в пользу зла.

Но обратимся к фактам.

7. Демонам приписывают различные качества: они ничего не утратили из своей

ангельской природы, они обладают знанием, проницательностью,

предусмотрительностью и ясновидением ангелов и, кроме того, коварством,

ловкостью и хитростью самой высокой степени. Их цель — отдалить людей от

добра, особенно — удалить от Бога и вовлечь в ад, помощниками и

вербовщиками которого они состоят.

Было бы понятно, если бы они обращали свое внимание на идущих по

правильному пути и поэтому ушедших от их власти; обольщение этих людей,

чтоб вовлечь их в свои сети, понятно; но что остается непонятным, так это

то, что они обращаются и к тем, кто уже принадлежит им душой и телом: кто

же еще прочнее находится в их когтях, как не тот, кто отрицает Бога и

способен надругаться над Ним, кто погряз в пороке и страстях?

Не находится ли он и без того на пути, ведущем к аду? Будет ли понятно то,

что, уверенные в своей добыче, "они" будут побуждать его молиться Богу,

покоряться Его воле, отказываться от зла; будут раскрывать перед его

глазами все радости жизни добрых Духов и с отвращением описывать положение

злых?

Видали ли когда-нибудь купца, который бы расхваливал своим покупателям

товар соседа в ущерб своему собственному и предлагал бы им купить у

другого?

Хулит ли когда-нибудь вербовщик солдатам военную жизнь и восхваляет ли

отдых жизни семейной? Говорит ли он рекрутам, что их ждет жизнь труда и

лишений; что у них девять шансов из десяти быть убитыми или, по крайней

мере, остаться без рук и без ног?

А между тем такую глупую роль церковные учения заставляют играть демона,

так как достоверно известно, что вследствие наставлений, получаемых в

спиритической практике из мира незримых, каждый день неверующие и

безбожники возвращаются к Богу и молятся Ему с усердием, чего они никогда

не делали раньше; порочные люди с жаром работают над своим

совершенствованием. Допустить мысль, что это хитрость демона, значит

признать его за настоящего глупца.

Так как вышесказанное не простое предположение, а факт, удостоверенный

опытом, отрицать который не представляется никакой возможности, приходится

из него вывести следующее заключение: или демон в высшей степени неразумен,

так как он работает не в свою пользу, и не настолько хитер и лукав, как это

ему приписывают, а следовательно, и не особенно опасен; или все эти

проявления не есть результат его вмешательства.

8. "Они вводят человека в различные заблуждения, чтобы достичь этого

результата; дерево, камень, леса, ручьи, идольские капища, ножки столов,

рука ребенка делаются прорицателями".

Какая же после этого оценка слов Евангелия: "Излию от Духа Моего на всякую

плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут

видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов

Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего и будет

пророчествовать". (Деяния Апостолов, гл. 2, ст. 17 — 18).

Не есть ли это предсказание медиумичности, могущей быть достоянием каждого,

даже детей, которое осуществляется в наши дни? Разве Апостолы предали

анафеме эту способность? Нет. Они говорят о ней, как о милости Божией, а не

как о работе демона.

Неужели наши богословы больше знают по этому вопросу, нежели Апостолы? Не

должны ли они скорее видеть в этом перст Божий, как в исполнении

приведенных выше Евангельских слов?

9. "При помощи этих деяний новой магии у нас снова возникли вызывания Духов

и прорицания, вопрошания исцеления и те обманы, которыми так прославились

идольские капища и пещеры сивилл".

В чем же видны деяния новой магии в спиритических общениях с загробным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты