изучаемые при помощи разума и научных данных, правда, подтвердили
вмешательство таинственных существ, но ограниченных законами природы и
открывающих своими проявлениями новую силу и не известные до сих пор
законы.
Вопрос ограничивается, следовательно, желанием узнать, какого рода эти
существа.
Пока о мире Духов были лишь неясные или несистематические представления,
еще можно было ошибаться; но теперь, когда серьезные наблюдения и
приобретенные опытом знания пролили свет на природу Духов, на их
происхождение и предназначение, на их мировое значение и способ проявления,
вопрос этот решен на основании фактов.
Теперь всем известно, что когда-то считавшиеся таинственными существами —
не что иное, как души живших на земле людей. Известно также, что различные
категории добрых и дурных Духов не представляют собой существ различного
рода, а означают лишь различные степени их совершенства и развития.
По своему духовному и нравственному развитию они занимают различное
положение, почему и проявляются различно, но это нисколько не мешает им
происходить от одной большой человеческой семьи, точно так же, как от нее
происходят дикарь, варвар и образованный человек.
3. В вопросе о демонах церковь придерживается старых верований. Она
говорит: "Наши правила не изменились в течение восемнадцати веков и
остаются непреложными".
Главная ошибка церкви заключается именно в том, что она не желает считаться
с прогрессом мысли и думает, что и Бог также не соразмеряет Своих
откровений с развитием человеческого разума и говорит с развитыми людьми
тем же языком, каким говорил и с людьми первобытными.
Если в то время, как человечество совершенствуется, религия будет
продолжать держаться старых заблуждений как в духовном, так и в научном
отношениях, то настанет момент, когда она совершенно уничтожится неверием.
4. Вот как церковь объясняет исключительное вмешательство демонов в
новейших проявлениях спиритизма: "Демоны всегда старательно заботятся
скрыть свое присутствие, чтобы удалить всякое подозрение. Всегда хитрые и
лукавые, они запутывают своими сетями человека прежде, нежели дать ему
почувствовать цепи гнева и рабства. Они или возбуждают в человеке
любопытство разными феноменами и глупыми шутками или удивляют прелестью
чудесного и этим подчиняют его своей власти. Если проявляется
сверхъестественное, если их могущество выдает их, они успокаивают опасения,
возбуждают доверие, вызывают дружбу. То они выдают себя за божество и
добрых гениев, то присваивают себе имена и даже черты умерших, оставивших
по себе память среди живущих. При помощи этих обманов, достойных древнего
змия, они говорят, и их слушают; они лжеучительствуют, и им верят: они
примешивают к своей лжи немного истины и вводят человека в различные
заблуждения. К этому и сводятся все предположения, открывшиеся "из-за
могилы"; чтобы достичь этого результата, дерево, камень, леса и ручьи,
идольские капища, ножка стола, рука ребенка делаются прорицателями, вот
почему ворожея пророчествует в бреду, а невежда в таинственном сне
становится вдруг ученым. Обманывать и совращать — вот конечная цель, всюду
и во все времена преследуемая в этих странных проявлениях. Удивительные
результаты этих наблюдений или фактов, большей частью странных и нелепых,
не могут происходить от их внутренней силы (камня, дерева и т.д.), и по
порядку, установленному Богом, их можно получить только при содействии
тайных сил. Такими именно и представляются необыкновенные феномены,
получаемые в наши дни через посредство (по-видимому, совершенно безобидное)
и спиритизма, и разумных ответов говорящих столов. При помощи этих деяний
новой магии у нас снова возникли вызывания Духов и прорицания, вопрошания,
исцеления и те обманы, которыми так прославились идольские капища и пещеры
сивилл. Как и прежде, приказывают дереву, и дерево слушается; его
вопрошают, и оно отвечает на всех языках и на все вопросы; ухитряются быть
в присутствии невидимых существ, присвоивших себе имена умерших,
предполагаемые откровения которых отмечены противоречиями и ложью; иногда
появляются легкие и призрачные образы, одаренные сверхчеловеческой силой.
Кто же эти таинственные устроители феноменов, настоящие действующие лица
этих необъяснимых явлений? Ангелы не взяли бы на себя этой недостойной роли
и не пожелали бы подвергаться всем случайностям пустого любопытства. Души
умерших, которых Бог запрещает вопрошать, пребывают там, где указало им Его
правосудие, и они не могут без позволения приходить к живущим. Таинственные
существа, являющиеся по первому призыву еретика и нечестивца, а также и
правоверного, по первому призыву преступления и невинности, — не посланники
Бога, не апостолы истины и спасения, а сообщники заблуждения и ада.
Несмотря на все свое старание прикрыться самыми уважаемыми именами, они
выдают себя ничтожеством своего учения, низостью своих поступков и
бессвязными речами. Они стараются изъять из символа веры учение о
первородном грехе, о воскресении из мертвых, о вечных муках и все
божественное откровение, чтобы лишить закон его истинного смысла и открыть
пороку широкий путь. Если бы их наущения могли иметь преобладающее
значение, они создали бы законы, удобные для социализма и для всех тех, кто
пренебрегает понятием о долге и совести. Безверие нашего века приготовило
им путь. О, если бы христиане вернулись в лоно истинной церкви, они
избежали бы этого нового и опасного наваждения!"
5. Вся эта теория основана на том положении, что ангелы и демоны —
существа, отличные от душ человеческих; эти же последние представляют собой
особые создания, стоящие по разуму, знаниям и способностям ниже даже
демонов. Она признает воздействие исключительно падших ангелов во всех
проявлениях, как прежних времен, так и новейших, приписываемых Духам
умерших.
Возможность для душ сообщаться с живыми доказывается фактами, опытами и
наблюдениями, рассматривать которые мы здесь не будем. Допустим, хотя бы
только в предположении, вышеизложенную теорию и посмотрим, не разобьет ли
она сама себя своими доводами.
6. Из трех категорий ангелов одна, по учению церкви, занимается
исключительно небом; другая управляет миром; третьей поручена земля, в этой
последней находятся ангелы-хранители, назначенные покровителями к каждому
человеку.
Часть ангелов этой категории возмутилась и сделалась так называемыми
демонами.
Если Бог разрешил этим последним толкать людей к гибели при помощи
всевозможных наваждений и проявлений, почему же Он, если Он действительно
добр и справедлив, дал им такое огромное могущество и свободу, из которых
они делают пагубное употребление, и не позволил добрым ангелам
противодействовать им такими же проявлениями, направленными исключительно к
добру?
Предположим, что Бог дал одинаковое могущество добрым и дурным, что уже
было бы беспримерной милостью для последних, тогда человек был бы свободен
в своем выборе; но предоставить им преимущество соблазна и способность
подделываться под добро, чтобы вернее совращать с пути истины, равнялось бы
западне, в которую легко попадает человек по своей слабости, неопытности и
прямодушию; скажем более: это было бы злоупотреблением его веры в Бога.
Рассудок отказывается признать такое пристрастие в пользу зла.
Но обратимся к фактам.
7. Демонам приписывают различные качества: они ничего не утратили из своей
ангельской природы, они обладают знанием, проницательностью,
предусмотрительностью и ясновидением ангелов и, кроме того, коварством,
ловкостью и хитростью самой высокой степени. Их цель — отдалить людей от
добра, особенно — удалить от Бога и вовлечь в ад, помощниками и
вербовщиками которого они состоят.
Было бы понятно, если бы они обращали свое внимание на идущих по
правильному пути и поэтому ушедших от их власти; обольщение этих людей,
чтоб вовлечь их в свои сети, понятно; но что остается непонятным, так это
то, что они обращаются и к тем, кто уже принадлежит им душой и телом: кто
же еще прочнее находится в их когтях, как не тот, кто отрицает Бога и
способен надругаться над Ним, кто погряз в пороке и страстях?
Не находится ли он и без того на пути, ведущем к аду? Будет ли понятно то,
что, уверенные в своей добыче, "они" будут побуждать его молиться Богу,
покоряться Его воле, отказываться от зла; будут раскрывать перед его
глазами все радости жизни добрых Духов и с отвращением описывать положение
злых?
Видали ли когда-нибудь купца, который бы расхваливал своим покупателям
товар соседа в ущерб своему собственному и предлагал бы им купить у
другого?
Хулит ли когда-нибудь вербовщик солдатам военную жизнь и восхваляет ли
отдых жизни семейной? Говорит ли он рекрутам, что их ждет жизнь труда и
лишений; что у них девять шансов из десяти быть убитыми или, по крайней
мере, остаться без рук и без ног?
А между тем такую глупую роль церковные учения заставляют играть демона,
так как достоверно известно, что вследствие наставлений, получаемых в
спиритической практике из мира незримых, каждый день неверующие и
безбожники возвращаются к Богу и молятся Ему с усердием, чего они никогда
не делали раньше; порочные люди с жаром работают над своим
совершенствованием. Допустить мысль, что это хитрость демона, значит
признать его за настоящего глупца.
Так как вышесказанное не простое предположение, а факт, удостоверенный
опытом, отрицать который не представляется никакой возможности, приходится
из него вывести следующее заключение: или демон в высшей степени неразумен,
так как он работает не в свою пользу, и не настолько хитер и лукав, как это
ему приписывают, а следовательно, и не особенно опасен; или все эти
проявления не есть результат его вмешательства.
8. "Они вводят человека в различные заблуждения, чтобы достичь этого
результата; дерево, камень, леса, ручьи, идольские капища, ножки столов,
рука ребенка делаются прорицателями".
Какая же после этого оценка слов Евангелия: "Излию от Духа Моего на всякую
плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут
видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов
Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего и будет
пророчествовать". (Деяния Апостолов, гл. 2, ст. 17 — 18).
Не есть ли это предсказание медиумичности, могущей быть достоянием каждого,
даже детей, которое осуществляется в наши дни? Разве Апостолы предали
анафеме эту способность? Нет. Они говорят о ней, как о милости Божией, а не
как о работе демона.
Неужели наши богословы больше знают по этому вопросу, нежели Апостолы? Не
должны ли они скорее видеть в этом перст Божий, как в исполнении
приведенных выше Евангельских слов?
9. "При помощи этих деяний новой магии у нас снова возникли вызывания Духов
и прорицания, вопрошания исцеления и те обманы, которыми так прославились
идольские капища и пещеры сивилл".
В чем же видны деяния новой магии в спиритических общениях с загробным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25