Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

египтяне, индусы или греки. Они ограничиваются только указанием на то, что

говорится в святом писании, как-то: на реки огня, на серное озеро

Апокалипсиса и на червей пророка Исайи, на червей, вечно копающихся в

падали, на демонов, мучающих людей, которых они же погубили, и на людей,

плачущих и скрежещущих зубами, как говорит Евангелие.

Св. Августин не допускает, чтобы эти физические страдания были только

символами мук моральных. Он видит настоящую горящую серную реку, настоящих

червей и змей, жалящих тела осужденных. Он утверждает, на основании одного

стиха Евангелия св. Марка, что этот удивительный огонь, хотя совершенно

материальный и подобный земному огню, действует на тела, как соль, т. е.

сохраняет их; что эти осужденные, вечно мучающиеся, но вечно живые жертвы

будут вечно чувствовать этот огонь, но не сгорать; он будет проникать под

кожу до мозга костей, до зрачков глаз, до самых сокровенных фибр их

существа... Если бы они могли опуститься в кратер вулкана, то он показался

бы им местом отрады и покоя.

Так с полной уверенностью говорят самые скромные, самые умеренные

богословы; они не отрицают, впрочем, что в аду есть и другие телесные муки;

но только прибавляют, что не имеют достаточных знаний на этот счет; знаний

столь определенных, как вышеуказанные описания огненных мук или терзаний

посредством червей и змей. Но есть более смелые богословы, которые

описывают ад подробнее, разнообразнее и полнее, и, хотя никто не знает, где

находится этот ад, но есть святые, которые его видели. Они не спускались

туда, как Орфей с лирой в руках или как Улисс с мечом, но переносились туда

в виде духа, как, например, святая Тереза.

Судя по рассказам этой святой, нужно предполагать, что в аду есть города;

она видела там ряд улиц, длинных и узких, как в древних городах. Когда она

туда вошла, она должна была ступить на ужасно изрытую и вонючую дорогу, где

пресмыкались отвратительные гады; но вдруг ей преградила путь стена, в

которой находилось углубление или ниша, куда она и спряталась, сама не

понимая каким образом. Это, по ее словам, место, предназначенное ей, если

бы она злоупотребила теми милостями, которые Бог посылал ей в ее келью в

Авиле. Она каким-то чудесным способом проникла в эту нишу; но в ней нельзя

было повернуться, ни стать, ни сесть, ни лечь, ни, еще меньше, выйти из

нее; эта стена обхватила ее каменными объятиями и сжимала, как живая. Ей

казалось, что ее душат, раздирают ее живую на клочки, что ее жгут, одним

словом, она испытала ужасы всевозможных мук. На помощь не было надежды, все

вокруг было покрыто мраком и вместе с тем из этого мрака ясно выступала

улица, по которой она шла, со всем ее отвратительным населением; вид для

нее столь же невыносимый, как и самая темнота*.

________

* Это видение носит определенный характер кошмара.

Это был только маленький уголок ада. Другие духовные путешественники видели

в аду большие города в огне. Например Вавилон, Ниневию, даже Рим; все их

дворцы и храмы, объятые огнем, и жителей в цепях, торговцев за прилавками;

священников вместе с придворными в праздничных залах, вопиющих на своих

креслах, с которых они уже не могли сойти, и подносящих к своим воспаленным

губам чаши, из которых вылетало пламя; слуг, коленопреклоненных в кипящих

клоаках, и князей, бросающих им золото, льющееся расплавленною лавою.

Другие видели в аду бесконечные поля, возделываемые голодными крестьянами;

на этих бесплодных полях ничего не вырастало, и крестьяне пожирали друг

друга: но столь же многочисленные, как и прежде, столь же голодные и худые,

они расходились в пространство, тщетно отыскивая более счастливые места, и

тотчас же заменялись другими, такими же голодными и страждущими. Иные

видели в аду горы, изрезанные пропастями, стонущие леса, колодцы без воды,

источники, наполняемые слезами, реки крови, снежные вихри в ледяных

пустынях, лодки, наполненные охваченными отчаянием людьми, несущиеся по

безбрежному морю, одним словом, видели все то, что изображали и язычники:

это было плачевное отражение земли с непомерно увеличенными несчастьями,

увековеченными естественными страданиями и даже тюрьмами, виселицами и

орудиями пытки, приготовленными нашими собственными руками. Находились там

и демоны, которые, чтобы лучше мучить людей, сами облекались в тела. Они

имели крылья летучих мышей, рога, когти, чешую черепахи и острые зубы; нам

показывают их вооруженными мечами, вилами, щипцами, пилами, тисками,

мехами, дубинами, и они в продолжение целых веков, не переставая, возятся с

человеческим телом, как повара или мясники. То они, превращенные в львов

или огромных змей, тащат свои жертвы в уединенные пещеры; то превращаются в

воронов, чтобы выклевать глаза у виновных, то в летучих драконов, уносящих

грешников на своих спинах, кричащих, вопиющих, окровавленных, чтобы потом

низвергнуть их в серные горящие озера. Вот тучи саранчи, гигантских

скорпионов, вид которых ужасен, запах вызывает тошноту, легчайшее

прикосновение производит судороги; вот страшные чудовища с раскрытой

пастью, потрясающие гривами, раздробляющие своими челюстями осужденных, а

потом извергающие их целыми, потому что они бессмертны.

Эти демоны своими формами напоминают богов Тартара и идолов, которых

изображали финикийцы, моавитяне и другие язычники, живущие в соседстве с

Иудеей. Эти демоны действуют не случайно; каждый имеет свое назначение и

свое дело; зло, которое они творят в аду, находится в соотношении со злом,

которое они внушали людям на земле*.

______

* Странное наказание, состоящее в том, чтобы делать то же зло, но в большем

размере, чем то, какое они делали на земле. Было бы разумнее заставить их

самих терпеть это зло, чем позволять им делать его другим.

Осужденные испытывают наказание всеми своими чувствами и всеми органами,

потому что согрешали всеми чувствами и всеми органами; так, обжоры будут

наказываться демоном обжорства, лентяи — демоном лености, прелюбодеи —

демоном блуда и т. д. столькими способами, сколько есть способов грешить.

Они, сгорая, будут чувствовать холод, замерзая — изнемогать от жара; будут

в одно и то же время жаждать отдыха и желать движения; вечно чувствовать

голод и жажду; испытывать усталость большую, чем раб к концу дня; болеть

мучительнее умирающих; будут изломаны, избиты, покрыты ранами, как истинные

мученики, — и это не кончится никогда.

Никогда ни один демон не откажется исполнять свою ужасную миссию; они все в

этом отношении хорошо дисциплинированы и верно исполняют долг мести,

принятый ими на себя; иначе что бы сталось с адом? Наказуемые отдыхали бы,

пока их палачи ссорились бы между собою или сами отдыхали. Но нет отдыха

одним, нет ссор между другими; как бы злы ни были и какое бы их ни было

количество, они отлично понимают друг друга и действуют вполне согласно.

Никогда не бывало на земле нации, более покорной своим властелинам, армии,

более послушной своему начальнику, монастырской общины, более смиренной

перед своим настоятелем*.

_______

* Эти самые демоны, не покоряющиеся воле Божией, кротки и примерно

послушны, когда нужно творить зло. Ни один из них не отступает и не медлят

в течение вечности. Какое странное превращение совершилось с теми, кто был

создан чистым и совершенным, как ангелы. Не странно ли видеть, что они

подают пример полного единодушия и гармонии, тогда как люди не умеют жить в

мире на земле и раздирают друг друга? Видя такую роскошь возмездия для

отверженных и сравнивая их положение с положением демонов, невольно

спросишь: кто более достоин сожаления, палачи или жертвы?

Мало известны низшие разряды, так сказать, плебеи, демонов, из которых

составлены легионы вампиров, жаб, скорпионов, воронов, гидр, саламандр и

других безымянных гадов, из которых состоит фауна адских областей. Но

известны имена нескольких князей, повелевающих этими легионами, среди них:

Бельфагор — демон сладострастия; Аббадон, или Аполлион, — демон убийства;

Вельзевул — демон нечистых желаний и покровитель мух, порождающих тление;

Мамон — демон скупости; Молох, Белиал, Ваалгад, Астарод и множество других

и над ними — их всеобщий глава, мрачный архангел, который на небесах носил

имя Люцифера, а в аду — Сатаны.

Вот вкратце описание ада, рассматриваемого с точки зрения физической

природы и физических мучений, испытываемых там осужденными. Откройте

писания отцов церкви и древних ученых; справьтесь с нашими благочестивыми

легендами; посмотрите на статуи и картины наших церквей; прислушайтесь к

тому, что говорится с кафедр, — и вы узнаете еще больше.

13. Автор сопровождает эти картины следующими размышлениями, важность

которых всякому понятна:

Воскресение тела — есть чудо; но Бог совершает двойное чудо, давая этому

мертвому телу, уже изношенному преходящими испытаниями жизни, возможность

без разрушения противостоять огню в горниле, где расплавились бы даже

металлы. Если бы сказали, что душа есть свой собственный палач, что Бог не

преследует ее, а только покидает ее в несчастном положении, которое она

сама себе избрала, это можно бы еще понять (хотя покинуть навек заблудшее и

страдающее существо кажется несовместимым с благостью Создателя); но то,

что говорится о душе и муках духовных, никак не может относиться к телу и

телесным мукам. Чтобы продолжить до бесконечности эти телесные муки,

недостаточно, чтобы Бог отвел руку Свою; нужно, наоборот, чтобы Он наложил

ее, чтобы Он действовал, без чего тело не устоит и распадется. Богословы

предполагают, что Бог и совершит после воскресения это второе чудо, о

котором мы говорили. Он извлечет из могил наши бренные тела такими, какими

они были туда положены с их прирожденными недостатками и повреждениями

старости, болезни и порока, и Он отдаст их нам в этом состоянии, дряхлыми,

больными, полными надежд, покрытыми всеми язвами, причиненными жизнью и

смертью, и это— первое чудо; затем этим жалким телам, готовым рассыпаться в

прах, Он придаст свойства, которых они никогда не имели и это — второе

чудо. Он даст им бессмертие, тот самый дар, который Он в гневе своем

(вернее, в милости) отнял у Адама при выходе его из Эдема. Когда Адам был

бессмертен, он был неуязвим, а когда он перестал быть неуязвимым, он стал

смертен.

Итак, это воскресение наших слабостей с прибавлением еще новых, бесконечно

более ужасных.

Как будто Бог передумал и, чтобы прибавить к душевным мукам муки телесные,

которые могли бы длиться вечно, Он вдруг изменяет законы, Им Самим

определенные от начала веков, воскрешает больные и истлевшие тела и

соединяет их разрозненные элементы, сами собой готовые распасться. Против

всех законов природы Он поддерживает вечную жизнь в этом живом разложении и

бросает его в огонь, не для того, чтобы очистить, но чтобы сохранить его

таким, как оно есть; и такую-то плоть, подверженную болезням, страдающую,

горящую, ужасную. Он делает бессмертной!

Богу недостаточно было после смерти предоставить души их собственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты